Тяжелая форма умственной отсталости у детей

Тяжелая форма умственной отсталости у детей

тяжелая умственная отсталость

Тяжелая форма умственной отсталости относится к одной из форм олигофрении. Согласно МКБ-10, она является выраженным вариантом имбецильности и соответствует диапазону IQ в пределах 20 – 34. Подобное состояние никогда не является самостоятельной патологией – за ним всегда стоит основное заболевание, приводящее к отставанию в психическом и интеллектуальном развитии.

Тяжелая умственная отсталость

Развитие олигофрении возможно вследствие воздействия различных факторов на организм беременной женщина или уже рожденного ребенка. Причинами развития данной степени умственной отсталости могут выступать:

  • Наследственные и генетические заболевания (синдром Дауна, аномалии развития головного мозга);
  • Перенесенные инфекционные патологии во время беременности (корь, краснуха, токсоплазмоз и пр.);
  • Воздействие тератогенных факторов (лекарственные препараты, наркомания, отдельные химические соединения, контакт с ионизирующем излучением и пр.);
  • Фетоплацентарная недостаточность;
  • Глубокая недоношенность;
  • Родовые травмы;
  • Перенесённые в младенчестве менингиты, энцефалиты;
  • Травмы головы.

Вне зависимости от причины, развитие олигофрении связано с дефектами формирования центральной нервной системы. При тяжелой умственной отсталости всегда будут присутствовать анатомические и физиологические особенности со стороны головного мозга, чего может не наблюдаться при легкой степени олигофрении.

Тяжелая форма занимает промежуточное место между умеренной, более легким вариантом имбецильности, и глубокой умственно отсталостью. Она характеризуется крайне слабыми проявлениями высшей нервной деятельности, но, все-таки, сохранением речи и возможности контакта с окружающими людьми, в отличии от идиотии.

Симптоматика тяжелой умственной отсталости

девочка с тяжелой формой умственной отсталости

Наиболее тяжелая степень имбецильности обладает характерной клинической картиной. Уровень развития такого ребенка не будет превышать 3 – 6 летний возраст. Умственные нарушения носят глубокий и сильный характер. Так, пациенты не в состоянии объединить вещи в группы по их основным признакам (одежда, еда и т.д.), крайне тяжело и ненадолго фиксируют свое внимание, проще всего им это сделать в отношении ярких и уже знакомых предметов.

Системное недоразвитие речи (СНР) при тяжелой умственной отсталости характеризуется наличием словарного запаса из, максимум, 20 слов. Как правило, они используются исключительно для выражения своих потребностей. Наблюдаются также дефекты в произношении звуков, слов.

Одно из проявлений тяжелой олигофрении – сопутствующее наличие отклонений в развитии различных органов и систем. Чаще всего нарушается строение лицевого и мозгового черепа, конечностей, грудной клетки, позвоночника. Отклонения со стороны строении опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы ведет к развитию двигательных нарушений, неуклюжести. Дети с данной степенью умственной отсталости ярко выделяются на фоне своих сверстников. Их внешний вид во многом зависит от основного заболевания (гидро- или микроцефалия, синдром Дауна, перенесенные травмы и т.д.).

Методы лечения и коррекции

Основной целью всех мероприятий, проводимых в отношении детей с данным диагнозом, является обучение их навыкам самообслуживания и выражения своих потребностей. В первую очередь, для этого используются специальные индивидуальные и групповые занятия в специализированных учебных заведениях. В обычной школе такой ребенок учиться не сможет, поскольку там для него отсутствуют какие-либо минимальные условия пребывания.

Медикаментозная терапия ограничена проявлениями основного заболевания и направлена на купирование его проявлений. С целью улучшения обменных процессов в головном мозге используются ноотропные препараты, витамины группы В. Эпилепсия, как следствие перенесенной травмы или инфекционно-воспалительного процесса, корректируется с использование противосудорожных препаратов. Применяемая в начале нулевых подсадка стволовых клеток в головной мозг не проявила себя как метод, способный как-либо улучшить состояние детей с олигофренией.

Особенности развития

Ребенок с тяжелой формой умственной отсталости

Формирование психики ребенка с выраженной имбецильностью резко замедляется по сравнению с нормальным. Дети «застывают» в развитии на уровне дошкольника. При этом, у них сохраняются эмоции и привязанности, особенно к близким людям, принимающих активное участие в уходе за ними. Волевая сфера резко ограничена – ребенок не в состоянии самостоятельно принимать элементарные решения, делать выбор даже в бытовых вопросах. Характер их повседневной деятельности при отсутствии специальной коррекции носит хаотический характер, при этом, предпочтение отдается только хорошо известным предметам и занятиям.

Освоение письменно речи, чтения, азов арифметики практически невозможно. Большим достижением является освоение минимальных навыков самообслуживания: возможность правильно использовать столовые приборы, надевать одежду, мыться. Затруднять эти процессы могут нарушения моторики, особенно мелкой, необходимой для выполнения незначительных точных движений по типу застегивания пуговиц, завязывания шнурков.

Воспитание детей с тяжелой умственной отсталостью

Девочка с умственной отсталостью собирает пирамидку

Педагогическая коррекция поведения и обучение основным жизненно необходимым навыкам должны проводится в специальных учебных заведениях. Наличие особых навыков по работе с умственно отсталыми детьми у воспитательно-педагогического состава позволяет добиться адекватного подхода к ребенку с подобными особенностями. В качестве способов обучения могут использоваться игровые формы, групповые занятия. Поскольку эмоциональная сфера у таких детей сохранена, широкое применение получила арт-терапия, позволяющая сформировать требуемые навыки, достичь максимально возможной социализации.

Немаловажную роль играет проведение коррекции имеющихся двигательных нарушений. Данное направление занятий позволяет облегчить повседневную жизнь ребенка и его близких, значительно улучшить общее состояние здоровья. Больших успехов удается добиться при групповых занятиях, коллективных играх. Основная их цель – улучшить реакцию и моторику ребенка, научить его более длительно концентрироваться на определенном роде деятельности.

Прогноз

Дети с тяжелой умственной отсталостью являются глубокими инвалидами и даже при успехах в освоении бытовых навыков, все равно остаются полностью зависимы от ухаживающих за ними близких. Освоить даже элементарную профессию они не в состоянии, как и завести собственную семью. Обучение самообслуживанию значительно облегчает жизнь окружающих людей.

То, сколько живут такие люди во многом зависит от основного заболевания. Как правило, их продолжительность жизни редко превышает 40 – 50 лет. Зачастую проблемы со здоровьем связаны с нарушением в строении многих органов и систем, в основном – сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной. Нередко наблюдается подверженность инфекционным заболеваниям вследствие ослабленной иммунной системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector