Олигофрения у детей – причины, симптомы, методы лечения.

Олигофрения у детей – причины, симптомы, методы лечения.

 

 

Олигофрения

Олигофрения — это недоразвитие психики, которое проявляется в нарушениях интеллекта, эмоционально-волевой сферы, моторики и речи. Термин был предложен Эмилем Крепелином, немецким психиатром, описавшем также множество других психических расстройств. Патология не является самостоятельным заболеванием и проявляется в сочетании с другими нарушениями.

Возникает из-за различных генетических или инфекционных заболеваний, в том числе и врожденных, а также травм головного мозга, полученных внутриутробно или в возрасте до трех лет.

По выраженности симптоматики олигофрения имеет несколько степеней, при самой слабой из которых дети относительно социально адаптируются, а при самой тяжелой — имеют глубокую инвалидность.

Другие названия заболевания — малоумие, слабоумие, умственная отсталость.

Олигофрения у детей

Нарушения интеллектуальной сферы — распространенная патология, чаще поражающая мальчиков.

В большинстве случаев (более 85 процентов) — диагностируется легкая степень умственной недостаточности, в десяти процентах — умеренная, в остальных случаях тяжелая или глубокая степень.

Олигофрения в тяжелой степени проявляется в раннем возрасте неврологической симптоматикой, врожденными пороками развития внутренних органов и аномальным строением лица и/или тела. При легкой степени олигофрении диагноз чаще всего ставится к семи годам, когда ребенок начинает посещать школу.

Дети олигофрены, какие они

Малыш с синдромом ДаунаВ зависимости от степени олигофрении, клинические проявления заболевания чрезвычайно разнообразны и могут стать очевидными вскоре после рождения, или же ближе к совершеннолетию. Чаще всего симптоматика становится заметной послед достижения ребенком школьного возраста. Первые признаки — раздражительность ребенка, трудности при контакте со взрослыми, нежелание общаться со сверстниками. Интерес у таких детей к окружающему заметно снижен или отсутствует. Элементарным навыкам самообслуживания дети обучаются с запозданием и с большими сложностями.

Игровая деятельность нарушена: игрушки не вызывают интерес, а по мере взросления дети совершают с ними примитивные действия, например, вертят их в руках. Рисование остается на уровне каракулей, дети не играют в конструкторы и сюжетно-ролевые игры.

Концентрация внимания и память у детей-олигофренов снижены, образное мышление отсутствует, речевое развитие значительно запаздывает. Дети с трудом распознают свойства предметов, их эмоционально-волевая сфера недоразвита, они импульсивны и несамостоятельны.

Причины

Причиной умственной отсталости может стать инфекционное или токсическое поражение организма матери в период беременности, при котором патогенное воздействие влияет на формирование плода, нарушая развитие его центральной нервной системы. В результате патологических процессов в материнском организме возникают умственные отклонения у плода.

Основные антенатальные, постнатальные и наследственные факторы, под влиянием которых возникает олигофрения у детей:

  • Внутриутробная гипоксия;
  • Резус-конфликт матери и плода во время вынашивания;
  • Иммунологическая несовместимость матери и плода;
  • Внутриутробное инфицирование (TORCH-инфекции);
  • Внутриутробная интоксикация вредными веществами, алкоголизм матери;
  • Водянка головного мозга (гидроцефалия);
  • Микроцефалия;
  • Хромосомные патологии (поломки, перестройки, синдромы);
  • Внутриутробные травмы плода или травмы головы, полученные в возрасте до трех лет;
  • Асфиксия или черепно-мозговая травма при рождении;
  • Преждевременные роды (глубокая недоношенность);
  • Перенесенные инфекционные заболевания вскоре после рождения, поражающие нервную систему ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит).

В зависимости от этиологии возникновения, олигофрению классифицируют на три формы: внутриутробная, перинатальная и генетически обусловленная.

Распространенные болезни, которые сопровождаются олигофренией и выявляются во время беременности или сразу после рождения:

  • Гидроцефалия. Патологическое скопление спинномозговой жидкости в боковых желудочках головного мозга. Вызывает снижение зрения, слуха, интеллекта и другую неврологическую симптоматику.
  • Микроцефалия. Уменьшение размеров черепа под влиянием повреждающих факторов (внутриутробного инфицирования; приема матерью тератогенных лекарств; воздействие на плод радиации и других вредных факторов), а также генетические аномалии развития. Микроцефалия сопровождает такие генетические синдромы, как синдром Патау, Эдвардса и другие.
  • Фенилкетонурия (фенилпировиноградная олигофрения). Поражение центральной нервной системы происходит под влиянием продуктов распада фенилаланина. Наследственное заболевание, при котором избыточное накопление вещества связано с нарушениями метаболизма. При своевременном лечении задержку физического и интеллектуального развития удается предотвратить.
  • Токсоплазмоз. Инфекционное заболевание, входящее в группу ТОРЧ-инфекций. Первичное инфицирование матери во время беременности приводит к возникновению у плода врожденных пороков развития и поражению центральной нервной системы.
  • Рубеолярная олигофрения. Вирус коревой краснухи становится причиной пороков развития ЦНС при первичном проникновении в организм матери во время беременности. Также входит в комплекс TORC.
  • Синдром Дауна. Генетическое заболевание, сопровождающееся задержкой психического развития разной степени выраженности.
  • Синдром Ретта. Генетическое заболевание, поражающее в подавляющем большинстве девочек. Приводит к глубокой умственной отсталости.

В случаях, когда установлена причина отклонений, их обозначают как дифференцированные формы олигофрении. При неуточненных причинах патологии — недифференцированные формы умственной отсталости.

Симптомы

Недостаточность интеллекта, как правило, проявляется в сочетании с другими соматическими симптомами: нарушениями речи, двигательными расстройствами и особенностями эмоционально-волевой сферы.

Основные признаки олигофрении у детей:

  • Недостаточность или отсутствие абстрактного мышления — один из ведущих симптомов умственной неполноценности.
  • Стойкое недоразвитие психики, охватывающее не только умственные возможности, но и познавательные процессы ребенка, эмоционально-волевую и двигательную сферы.
  • Речь детей-олигофренов безграмотная, строится из коротких и простых фраз, словарный запас скудный. Дети со слабой степенью олигофрении умеют осмысленно читать. При выраженной умственной недостаточности возможно обучение механическому считыванию, при котором смысл прочитанного не улавливается.
  • Внимание и память при олигофрении снижены, отсутствует способность к концентрации и длительному сосредоточению на чем-то одном, дети вялые, бездеятельные и безынициативные.
  • Олигофрены беспомощны в обыденной жизни, что проявляется затруднениями при выборе одежды по сезону, продуктов в магазине и при принятии решений в различных ситуациях. Критичность мышления отсутствует, олигофрены легко внушаемы, с трудом ориентируются во времени и в пространстве.

Чаще всего основная симптоматика олигофрении в легкой степени проявляется во время обучения в школе. В дошкольном возрасте у детей отмечается задержка речевого развития, сниженный интерес к общению и к окружающей среде. Выраженная и глубокая умственная отсталость выявляется внутриутробно или сразу после рождения ребенка.

Диагностика

Диагностика при беременности

Постановка диагноза при некоторых формах заболевания возможна в первом триместре беременности во время прохождения матерью пренатального скрининга. При подтверждении диагноза решается вопрос о пролонгировании или прерывании беременности.

Новорожденные дети обследуются еще в родильном доме на врожденные заболевания, в их числе фенилкетонурия и гипотиреоз (болезни, которые могут стать причиной тяжелого поражения центральной нервной системы).

В случае если симптомы снижения интеллекта проявляются у практически здорового ребенка, проводятся дополнительные обследования:

После изучения истории болезни ребенка, врачом исследуется его семейный анамнез: наличие психических отклонений среди родственников; особенности течения беременности и родов, уточняется получал ли ребенок черепно-мозговые травмы в первые годы жизни.

Неврологический осмотр позволяет выявить тяжесть проявлений заболевания и подобрать тактику дальнейшего обследования ребенка: лабораторные и/или инструментальные исследования организма, среди которых:

  • Магнитно-резонансная томография головного мозга и других внутренних органов;
  • Электроэнцефалография головного мозга;
  • Компьютерная томограмма;
  • Лабораторные исследования крови на генетические мутации, внутриутробные инфекции, и другие биохимические и иммунологические анализы.

Проведенная диагностика позволяет выяснить причины олигофрении и разработать план медикаментозного лечения.

Для оценки психического развития проводят оценку устной речи и словарного запаса ребенка, уровень его абстрактного и критичного мышления. Во время диагностики используются рисунки и тесты с помощью которых можно оценить память, понятийное мышление, уровень самооценки ребенка и выявить психические нарушения.

Дифференциальная диагностика требуется в случае, когда у ребенка под вопросом стоят два схожих по проявлениям заболевания — олигофрения и деменция.

Классификация

Классификация форм олигофрении по М.С. Певзнер

Существует несколько классификаций нарушений интеллекта, которые выделяют с учетом этиологии и патогенеза заболевания, а также его проявлений.

Советский дефектолог М.С. Певзнер создала классификацию заболевания, в соответствии с которой существуют пять форм олигофрении:

  • Неосложненная;
  • Олигофрения, осложненная расстройствами нейродинамических процессов;
  • Олигофрения, сочетающаяся с дисфункцией различных анализаторов;
  • Умственная неполноценность с психопатоподобными проявлениями;
  • Психические нарушения, возникшие вследствие недостаточности лобных долей.

Степени олигофрении

Степени олигофрении

Традиционная классификация делит нарушение на три степени: дебильность, имбецильность и идиотия. Характеристика степеней:

  1. Дебильность — легкая степень умственной неполноценности. На фоне коррекционной работы и медикаментозной терапии больные обучаются в специализированных школах и получают трудовые специальности. Встречается чаще других, может возникать на фоне социального неблагополучия или других первичных дефектов развития, которые ограничивают познавательную сферу ребенка (потеря слуха или зрения). В свою очередь подразделяется на три степени: легкую, умеренно выраженную и тяжелую. У детей наблюдается речевое недоразвитие: их словарный запас обеднен, речь замедлена, присутствуют аграмматизмы. Ведущий тип мышления у таких детей наглядно-образный, абстрактное мышление снижено. Познавательная деятельность ограничена, дети легко поддаются чужому влиянию, внушаемы. На фоне трудностей при обучении могут быть одаренными в определенной сфере — обладать отличной памятью, абсолютным музыкальным слухом и т.п.). При адекватной медицинской помощи и психолого-педагогической поддержке дети овладевают необходимыми для самостоятельной жизни умениями и навыками, получают профессию, адаптируются в социуме.
  2. Имбецильность — умеренно выраженная умственная неполноценность. Интеллектуальные отклонения выражены сильнее, чем при дебильности, способность к обучению ниже. Встречается значительно реже, чем олигофрения в степени дебильности. Больные не способны к самостоятельно жизни, нуждаются в попечении и защите. Часто имбецильность отмечается у детей с генетическими синдромами, а также у детей, перенесших внутриутробный гипотиреоз. В зависимости от уровня интеллекта нарушение делится на умеренную, выраженную и глубокую имбецильность. Лицо олигофрена при этой степени заболевания имеет слабую мимику, характер от добродушного до агрессивного; одним больным присуща апатия и инертность, другие напротив, могут быть чрезмерно подвижны. Внешне могут присутствовать такие признаки, как микро- или гидроцефальная форма черепа, аномалии прикуса, торчащие уши и т.п.). Помимо умственной недостаточности наблюдаются моторные расстройства: координация движений нарушена, дети неуклюжи, мелкая моторика не развита. Для имбецильности характерна примитивность мышления, отмечается недостаточность эмоционально-волевой сферы; внимание, память и познавательные процессы снижены. Способность самостоятельно мыслить у больных отсутствует, речь состоит из простых предложений, словарный запас скудный. При легкой степени дети способны читать по слогам и обучаются элементарному счету. Осваивают элементарные навыки самообслуживания и обучаются простому труду. Адаптация в социуме проблематична. Больные нуждаются в медикаментозном лечении, логопедической и психолого-педагогической коррекции.
  3. Идиотия. Самая тяжелая степень олигофрении. Проявляется вскоре после рождения задержкой в психомоторном развитии, внешними признаками и аномалиями внутренних органов. Мыслительная деятельность у таких детей отсутствует. При идиотии невозможно обучить ребенка навыкам самообслуживания, речь полностью отсутствует. Эмоционально-волевая сфера не развита, дети не узнают родителей, они полностью необучаемы. Встречается крайне редко. Чаще всего пагубное влияние на плод оказывают заболевания, передающиеся по наследству, внутриутробные нейроинфекции, употребление алкоголя матерью при беременности или тератогенных препаратов, проникающих через плаценту к плоду. С детьми практически невозможно вступить в контакт, они не понимают речь. Часто глубокая умственная отсталость сочетается с аномальным строением тела — дефектами конечностей, аномальным строением суставов, пальцев и др. Так же при обследовании выявляются пороки сердца, мочеполовых органов и т.п. Больные на протяжении всей жизни нуждаются в постоянном наблюдении и уходе.

Детям с умеренной, тяжелой и глубокой олигофренией, в зависимости от степени нарушений, определяют группу инвалидности.

Лечение и реабилитация

Медсестра с ребенком с умственной отсталостью

Снижение интеллекта успешному излечению поддается только в случае врожденной ферментопатии. В остальных случаях лечение олигофрении невозможно, назначается поддерживающая и симптоматическая терапия.

При выявлении инфекции больному назначают противовирусные или антибактериальные препараты. Также может быть назначен прием лекарств ноотропной группы, витаминов и других средств, улучшающих работу мозга. При необходимости коррекции эмоционального состояния ребенку показан прием седативных или психостимулирующих препаратов.

Для адаптации ребенка в социуме работа ведется несколькими специалистами, среди которых детские психологи, психиатры, логопеды и коррекционные педагоги. Важно обучить ребенка навыкам самообслуживания и повысить возможности эмоционального контакта с окружающими, максимально вовлекая в процесс обучения родителей. Занятия с логопедом необходимы для достижения ребенком максимального уровня развития речи, необходимого для его социализации. Полученные навыки и знания позволят ребенку в будущем овладеть трудовой специальностью.

Медикаментозная терапия и реабилитационные мероприятия подбираются индивидуально, с учетом формы олигофрении и сопутствующей соматической патологии.

Прогноз

Ребенок с олигофренией и специалист

Прогноз заболевания зависит от стадии олигофрении, причин психического дизонтогенеза и своевременности проведенной диагностики. Вовремя оказанное лечение и реабилитационные мероприятия помогут детям с легкими формами умственной неполноценности получить профессию, подготовится к самостоятельной жизни, и даже создать свою собственную семью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector