Дебильность – легкая форма умственной отсталости

Дебильность – легкая форма умственной отсталости

легкая форма умственной отсталости

Легкая умственная отсталость является составным компонентом множества психических расстройств у детей. Сам по себе, дефицит интеллекта подразделяется на три степени, в зависимости от уровня IQ и развития основных направлений высшей нервной деятельности, и подразделяется на дебильность, имбецильность и идиотию.

Что такое дебильность

Дебильность – самая легкая степень умственной отсталости, основные характеристики которой:

  • Уровень IQ в пределах 50 – 69;
  • Отставание в развитии на 1 – 2 года;
  • Сохранение памяти;
  • Сохранение эмоционально-волевой сферы;
  • Резко снижена способность к абстрактному восприятию информации.

Ребенок с легкой умственной отсталостью

Дебильность у детей может значительно отличаться от таковой у взрослых. В первую очередь, это связано с тем, что психика и нервная система ребенка продолжают свое формирование и умственная отсталость легкой степени может проявлять себя в виде задержки психического развития на пару лет. У взрослого как психика, так и головной мозг уже полностью сформированы, но на фоне олигофрении в степени дебильности их уровень развития будет соответствовать 9 – 12 летнему возрасту. С течением времени, при проведении соответствующих коррекционных мероприятий, клиническая картина может несколько сглаживаться, оставляя только отдельные симптомы заболевания.

На дебильность приходится порядка ¾ всех случаев олигофрении. При этом, легкая степень расстройства может вовсе никак не диагностироваться без проведения прицельных дефектологических осмотров. Как правило, такие дети плохо учатся в школе, хулиганят, получают от школьных учителей клеймо «раздолбая» или «двоечника».

Стадии и степени дебильности

Мальчик с Умственной отсталостью

В соответствии с тяжестью нарушений, выделяется три степени дебильности:

  • Легкая дебильность. IQ = 65 – 69. Ребенок обладает способностью осваивать профессии, не требующие интеллектуального труда, с возрастом становится полностью самостоятелен в социальной сфере. Иногда такие пациенты создают собственные семьи, но порядка четверти из них остаются без детей;
  • Умеренная дебильность. IQ = 60 – 64. Ребенок однозначно требует помощи близких, особого подхода со стороны воспитателей и учителей. В перспективе, он способен работать в сфере, не требующей какого-либо обучения (грузчик, дворник и пр.), после специальной подготовки – вести самостоятельную взрослую жизнь;
  • Тяжелая дебильность. IQ = 50 – 59. Отклонения достаточно сильно затрудняют повседневную жизнь пациента. Он с большим затруднением выполняет элементарные математические расчеты (пересчет сдачи, сложение двузначных чисел), чтение и письменная речь резко ограничены. Однако, в отличии от имбецилов, такие дети способны к самообслуживанию и иногда даже общаются со сверстниками.

Понятие «стадии дебильности» отсутствуют, поскольку данное расстройство не прогрессирует с течением времени и не обладает какой-либо цикличностью. Последующее снижение интеллекта может происходить только на фоне прогрессирования основной патологии, либо воздействия новых повреждающих факторов.

Причины возникновения

Девочка с умственной отсталостью

Спровоцировать формирование дебильности и, как следствие, интеллектуального отставания в развитии, могут факторы, повлиявшие на развитие центральной нервной системы ребенка во время внутриутробного развития, либо уже после рождения. К первой группе факторов относятся:

  • Наследственные и генетические заболевания (синдром Дауна, Клейнфельтера, Шершевского-Тернера, расстройства аутистического спектра, микро- или гидроцефалия и т.д.);
  • Инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода (сифилис, токсоплазмоз, корь, краснуха и пр.);
  • Воздействие на организм матери тератогенных факторов (некоторые лекарственные средства, табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков, контакт с химическими соединениями, ионизирующим излучением и т.д.);
  • Фетоплацентарная недостаточность;
  • Гипоксия плода.

После рождения ребенка способствовать развитию дебильности могут:

  • Родовые травмы;
  • Гемолитическая болезнь новорожденных;
  • Менингиты и энцефалиты;
  • Травмы области головы;
  • Воздействие различных токсических соединений;
  • Развитие психических расстройств (шизофрения, аутизм и пр.).

Признаки легкой умственной отсталости у детей

Маленький ребенок с УО

Один из главных признаков наличия легкой умственной отсталости – отставание в развитии от своего возраста примерно на 2 года при условии систематического посещения учебного заведения. В более раннем возрасте дебильность может проявлять себя поздним началом ползанья, хождения, обедненной мимикой. Однако, расстройство в двигательной сфере – далеко не основной критерий нарушения интеллектуального развития, в связи с чем гораздо большую роль в диагностике играет возраст появления фразовой речи. При отставании в развитии она развивается только после 3 – 4 лет. Кроме этого, практически отсутствует абстрактно-образное мышление, понимание переносного смысла слов, а сам словарный запас резко обеднен. Также несколько снижена память, резко ограничено воображение.

Способность к арифметике, освоению чтения и письма у таких деток также ослаблено, но присутствует. Так, читать по слогам они могут начинать только к 7 – 8 годам. Ослаблена, но сохранена способность к решению элементарных логических задач по типу «Найди общее среди картинок», «Раздели предметы по группам» и т.д. Еще один из признаков дебильности – склонность к копированию чужих действий, внушаемость.

Диагностика и тесты

Несмотря на то, что основным критерием диагноза «Дебильность» является уровень IQ, определяемый в тесте Айзенка, одного его показателя недостаточно для окончательного заключения. В первую очередь необходимо выявить причину умственной отсталости. Для этих целей могут использоваться следующие методы исследования:

  • Рентгенография, реже – КТ или МРТ, черепа;
  • ЭЭГ;
  • Генетическая диагностика, кариотипирование хромосом.

Широкое признание получили всевозможные психологические тесты, позволяющие не только выявить, но и объективизировать психические отклонения. Так, к примеру, тест Торренса позволяет оценить воображение ребенка и его образное мышление, предлагая дорисовать части картинки. Тест Войнаровского предлагает ряд простых логических задач с вариантами ответов, не требующих каких-либо знаний даже на уровне младших классов.

На основании информации о характере и течении беременности, здоровье матери и ближайших родственников, здоровье самого ребенка, результатах исследований и различных тестов устанавливается не только наличие степени умственной отсталости, но и ее причина, состояние отдельных направлений высшей нервной деятельности (речь, память, логическое и образное мышление, эмоционально-волевая сфера).

Особенности детей с легкой формой умственной отсталости

Ребенок с УО

Дети с дебильностью нередко могут проявлять свои эмоции неадекватно. Они могут быть обидчивы, агрессивны, чрезмерно дружелюбны или доверчивы. Для большинства из них свойственен ограниченный круг интересов, малое количество друзей-сверстников. В случае попадания в обычную школу такой ребенок с большой долей вероятности поддастся психологическому влиянию авторитетных для него одноклассников, что создаст риск формирования асоциальной и девиантной личности. Неспособность полноценно осваивать обычную школьную программу зачастую вызывает негатив со стороны учителей и приводит к формированию психологических комплексов у ребенка.

Коррекция и лечение

Девочка с УО в инвалидном кресле

В основе лечения ребенка с умственной отсталостью лежит индивидуальных подход в сфере воспитания и выстраивание учебной программы таким образом, чтобы во взрослой жизни он смог освоить какую-либо профессию и быть социально активным. Медикаментозное лечение отходит на второй план, зачастую носит симптоматический характер и во многом зависит от основной патологии, являющейся причиной дебильности. Основной груз в плане воспитания такого ребенка ложится на плечи родителей или других близких, небезразличных к судьбе маленького родственника.

Немедикаментозные способы

Девочка-подросток с легкой умственной отсталостью

Ребенок с легкой степенью олигофрении наблюдается сразу у нескольких специалистов: невропатолог, психолог, психиатр, логопед. В зависимости от наличия различных нарушений спектр специалистов может меняться или расширяться. Немаловажную роль играют психологические тренинги, направленные на формирование адекватного мировосприятия у пациента, обучение его взаимодействия с окружающими людьми, в более старшем возрасте – самоопределение. Логопедические занятия позволяют не только скорректировать дефекты речи, но и расширить словарный запас, обрести уверенность в себе. Психиатрическая и неврологическая помощь может понадобиться детям с аутизмом, последствиями черепно-мозговой травмы, менингитов или энцефалитов.

Медикаментозная терапия

Наиболее часто медикаментозной терапии подвергаются дети с органическим поражением головного мозга после перенесенных инфекций, травм, отравлений. В зависимости от характера симптоматики могут использоваться противосудорожные (при присоединении эпилепсии), транквилизаторы и нейролептики (на фоне шизофрении, психозов). Практически все дети проходят курс лечения ноотропными средствами, витаминами группы В, препаратами для улучшения метаболизма в тканях головного мозга.

Воспитание детей с легкой умственной отсталостью

Все дети с дебилизмом обладают инвалидностью, что во многом определяет характер их воспитания. Группа может варьировать в зависимости от сопутствующих расстройств, физических отклонений и основного заболевания. Этот факт сразу отсекает возможность участия в спортивных секциях и обучения в заведениях с упором на физическое воспитание. При наличии легкой степени дебильности у ребенка, родители могут попытаться отдать его в обычную школу, но об особенностях ученика должны знать все работающие с ним учителя. Реалии постсоветского пространства таковы, что далеко не все педагоги будут адекватно относиться к учащемуся с умственной отсталостью, а при публичном оглашении диагноза могут появиться возмущения со стороны родителей других учеников.

Давочка с УО считает на игрушечных счетах

Оптимальным, в первую очередь для самого ребенка, вариантом будет обучение в специализированной школе, где педагоги обладают специальными навыками общения с особыми детками. Для более успешной социализации можно попытаться водить маленького пациента в кружки, соответствующие его интересам или развивающие творческое мышление. В обязательном порядке ребенок должен научиться читать и писать, выполнять ежедневные бытовые задачи (уборка, приготовление пищи, поход за продуктами, ориентировка в городе). В более старшем возрасте важно задуматься об освоении ребенком профессиональных навыков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector