Игры и упражнения для гиперактивных детей

Игры и упражнения для гиперактивных детей

Игры для гиперактивных детей

Прежде всего давайте разберемся, гиперактивный ребенок или просто несколько более активный, чем сверстники.

Говорить о гиперактивности без консультации врача-педиатра, невролога или психиатра – нельзя. Возможно родителям, в силу их иного, более спокойного темперамента, просто кажется, что ребенок гиперактивен, хотя, на самом деле, он просто другой и нужно найти применение его энергии.

Другое дело, когда гиперактивность мешает познавательному процессу в раннем возрасте и обучению в более старшем, являясь составляющей такого диагноза как СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Рекомендации игровой деятельности для родителей или чем занять малыша

Родители и специалисты должны выработать совместную тактику по работе с ребенком, задача — поддерживать и закреплять дома и в образовательном учреждении навыки, приобретенные им на занятиях. Как известно, лучше всего дети усваивают все новое через игровой процесс.

Гиперактивные дети всегда очень импульсивны, редко могут дослушать до конца правила игры и долго им подчиняться. Также им тяжело сосредотачиваться на деталях, ждать своей очереди, слушать и одновременно совершать действия, к тому же в большинстве своем они как легко возбудимы, так и быстро утомляемы.

Рекомендуется начинать с индивидуальных занятий с ребенком и постепенно включать его в групповую работу, но с небольшим количеством участников (3-6 человек будет достаточно). Когда малыш адаптируется в малой группе можно переходить и на коллективные занятия (игры).

Самые простые игры, подходящие для начала работы с гиперактивными детьми это: «Мемо» (в первые разы можно брать всего 4-6 картинок), «Съедобное-несъедобное» (ловить мяч если называют съедобное или отталкивать если нет), «У медведя во бору» (ведущий-медведь ждет с закрытыми глазами а потом пытается поймать тех кто собирает грибы-ягоды), «Ляпки».

Обычно специалист начинает проработку одной слабой функции (например, внимания) и когда она достаточно освоена – добавляет вторую (например, чрезмерная импульсивность), причем тренировать это можно на одной игре. Так, когда основные слабые функции проработаны индивидуально и ребенок освоился на занятиях, запомнил правила – можно переходить к групповой работе.

Игры по возрастным группам

Ниже приведены варианты игровой деятельности для детей с СДВГ, наиболее подходящие для каждого возраста.

Игры для детей 2-3 года

В этом возрасте многие дети бывают необычайно активными, особенно это проявляется к вечеру, когда пора ложиться спать, а энергии хоть отбавляй. Чтобы как-то ее растратить в течение дня и нужны подвижные игры – самый верный выбор для развития и приобретения равновесия к концу дня.

Главная задача родителей – подыгрывать малышу так, чтобы вносить смысл в его деятельность. Например – ребенок бегает по дому, издавая непонятные звуки, кричит или прыгает по мебели. Скажите, что вы охотник, а он зайчик и сейчас вы будете его ловить, но зайчик не просто бегает – скачет на двух ножках. Если ребенок кривляется перед зеркалом, поет или танцует – посадите игрушки, включите детские песни и пусть он будет артист на концерте.

После активной игры, чтобы успокоить малыша, можно предложить ему пересыпать фасоль или крупу, помять пластилин или порисовать пальчиковыми красками.

Игры для детей дошкольного возраста 4-5 лет

В этом возрасте дети уже способны понять и следовать правилам, поэтому пора включать игры на проработку слабых функций.

Игры-этюды

«Шарики» — здесь участники – воздушные шары, а ведущий — насос, который сначала как будто надувает их, шарики кружатся, тянутся вверх, а потом, после хлопка, лопаются и медленно ложатся на землю став маленькими.

«Снеговичок» — ребенок стоит руки в стороны, спина прямая, ноги напряженные, щеки надуты. Он – снеговик. Выглядывает солнышко, греет снеговичка (взрослый гладит и греет теплым дыханием). Снеговичок начинает таять и медленно «стекает» на пол.

Игры на внимание

«Мемо», «Что лишнее», «Найди 5 отличий», «Дорисуй недостающую деталь».

Игры на выработку терпения.

Например, «Один-два-три теперь говори». Ведущий показывает картинку или игрушку и задает сразу несколько вопросов про нее (простых). Отвечать можно только после команды «Говори».

Игры для детей младшего школьного возраста 6-7 лет

Для этого возраста придумано огромное количество игр для гиперактивных детей. Однако, если включить такие упражнения в занятия и для обычных первоклассников – это будет идти на пользу, ведь высидеть стандартный урок тяжело любому ребенку.

«Делай так» (повторять движения за ведущим, лучше включать сюда помимо простых движений и прыжки, махи и бег на месте);

«Волшебный клубок» — ребенок наматывает на кисть яркую пряжу, взрослый говорит, что она волшебная и кто быстро намотает – станет спокойным-преспокойным.

«Дорисуй» — взрослый начинает рисовать картинку (что-то понятное) и останавливается, дети по очереди дорисовывают по одной части (какую захотят) – так выйдет совместный шедевр!

Коррекционные игры и упражнения для гиперактивного ребенка

Гиперактивные дети зачастую имеют сниженное сенсорное восприятие, поэтому любят игры с водой, пеной, желе, тянущимися материалами (лизуны, слаймы) и сыпучими (крупы, бобовые, песок).

Очень полезны занятия сенсорной интеграцией в специально оборудованных помещениях и проводимые специалистами, все без исключения родители отмечают положительную динамику при регулярном посещении.

Прекрасно подойдут для снятия напряжения, снижения агрессии и уравновешивания ребенка арт-терапия и музыкотерапия. Не менее полезны и сказки для гиперактивных детей – обычно это короткие простые к пониманию рассказы, постороенные так, чтобы ребенок не устал слушать и участвовал в рассказе (расставлял героев «Репки» по мере их появления, например).

Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения

Если вы хотите успокоить малыша – посадите его к себе на колени, обнимите так, чтобы он сидел с подтянутыми к подбородку коленями а вы могли слегка покачиваться вместе с ним как маятник.

Бывает, что ребенок долго просидел за занятиями и устал, или наоборот никак не может усидеть на месте и вскакивает – в этом случае не стоит его ругать, лучше вместе сделать зарядку или комплекс упражнений – гиперактивным детям легче выполнять задание, если поставлена четкая задача – например, 10 раз присесть, 10 раз наклониться влево-вправо, 30 раз подпрыгнуть на месте.

Группе детей можно предложить поиграть в «Кричу – шепчу – молчу» — три флажка или карточки (красный, желтый и зеленый) – это сигналы. Когда ведущий поднимает красную – можно кричать, прыгать, бегать; вверху желтая – можно говорить шепотом, медленно ходить; зеленая – все замирают и молчат до смены карточки.

Игры развивающие внимание

«Сделай наоборот»

Игра тренирует концентрацию и развивает межполушарное взаимодействие. Правило очень простое – взрослый показывает движение, а дети выполняют его наоборот. Например – ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, ведущий поднимает правую ногу – дети левую.

«Кто успел тот и сел»

Известная игра где под музыку дети бегают вокруг стульев, которых меньше, чем участников на один. Когда музыка заканчивается – все быстро садятся, кто долго думал – не успел занять стул и выбывает.

«Съедобное – несъедобное»

Ведущий кидает мяч и называет любое слово, если это можно съесть – ребенок должен поймать, если нет – оттолкнуть мячик. Для старшего возраста ведущим выходит тот, кто сделал неправильно (поймал «сапог» или «стул», к примеру).

Нейропсихологические упражнения для детей с гиперактивностью

Перед началом занятий хорошо выполнить простые нейропсихологические упражнения, например: ребенок кладет ладони на стол, взрослый убирает пальцы – например все кроме мизинца или делает «козу», а ребенок повторяет. Можно делать комбинацию – три раза сжать ладони в кулаки вместе – три попеременно.

Игра «угадай кто» — помогает снять зажимы, развить восприятие, снизить агрессию. Взрослый берет несколько (5-8) игрушек или небольших предметов (куколка, вата, мишка, щетка, кисть) и просит ребенка закрыть глаза. Затем проводит по руке или шее предметом (так, чтобы не было неприятных ощущений), а ребенок угадывает кто это или что. Можно усложнить игру – ребенок должен представлять какое это могло бы быть животное (бусы- гусеница, вата – барашек, щетка – ежик и т.д.)

 

В настоящее время в свободном доступе много вариантов различных игр и упражнений для гиперактивных детей, поэтому родителям и специалистам не составит труда организовать досуг или разнообразить занятия. Главное помнить, что чем больше вы вложите в ребенка в первые годы жизни, чем лучше будет проведена коррекция нежелательного поведения – тем успешнее он будет в школьном возрасте.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector