Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – причины, симптомы, коррекция

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – причины, симптомы, коррекция

ЗРР у детей

ЗРР представляет собой темповое отставание в развитии речи на раннем и среднем этапе ее формирования. Все компоненты речи при ЗРР формируются позже нормы, что негативно сказывается на развитии познавательных процессов ребенка. Может стать последствием влияния патогенных биологических или средовых факторов; чаще всего встречается у мальчиков.

 

Что такое задержка речевого развития

Задержка речевого развития — это более медленное овладение всеми компонентами речи родного языка по сравнению с нормой. При ЗРР отмечаются отклонения в доречевых реакциях, затем качественная и количественная недостаточность словарного запаса, отсутствие элементарной фразовой и связной речи. Постановка диагноза ЗРР возможна детям 4 лет и младше.

 

Причины задержки речевого развития у детей

ЗРР у ребенка

Неблагоприятные биологические факторы, приводящие к темповой задержке развития речи:

  • гипоксия (внутриутробное кислородное голодание);
  • асфиксия (кислородное голодание в родах);
  • недоношенная или переношенная беременность;
  • травмы ребенка при рождении или в первые месяцы жизни;
  • частые соматические заболевания ребенка в раннем возрасте;
  • инфекционные заболевания, вследствие которых страдают речевые центры головного мозга;
  • последствия профилактической вакцинации;
  • нарушения слуха;
  • генетическая предрасположенность.

Социальные факторы риска:

  • пагубное влияние речевой среды в которой растет ребенок: многоязычие в семье, неправильный образец речи взрослых (дефекты произношения, упрощение слов по типу детского лепета);
  • дефицит вербального и невербального общения;
  • неадекватный тип воспитания (в условиях гиперопеки у ребенка нет необходимости разговаривать, так как его потребности угадываются без слов).

Критические периоды развития речи:

  1. Первый критический период приходится на возраст с 14 до 18 месяцев, когда начинается интенсивное формирование речевых отделов головного мозга. Влияние на здоровье ребенка неблагоприятных факторов могут снизить или приостановить его речевую активность.
  2. Во втором критическом периоде (около 3 лет), когда формируется связная речь, неблагоприятное воздействие может вызвать появление у ребенка мутизма или заикания.
  3. Во время третьего периода (с 6 до 7 лет), когда начинает развиваться письменная речь, снова повышается риск появления заикания, а также детской афазии.

 

Признаки и симптомы задержки речи

Признаки ЗРР у детей

Для того чтобы выявить какие признаки свидетельствуют о том, что формирование речи задерживается, важно понимать как она должна формироваться в норме, и какие она проходит этапы становления.

Первые признаки задержки речевого развития проявляются еще в доречевом периоде (до достижения ребенком возраста одного года). Этот период в свою очередь делится на два подпериода: с трех до шести месяцев и от полугода до года.

При нормальном развитии у ребенка в возрасте 2,5-3 месяцев появляется «комплекс оживления» — активная реакция на окружающее: ребенок улыбается, фиксирует взгляд, возникают эмоциональные двигательные и мимические реакции на взрослых. В это же время появляется первая голосовая активность — гуление. С помощью вокализаций ребенок взаимодействует с окружающими его близкими людьми. При органическом поражении ЦНС гуление появляется гораздо позже нормы, может отсутствовать зрительный контакт и комплекс оживления.

При нормальном развитии в возрасте около шести месяцев период гуления заканчивается и появляется лепет. При задержке речевого развития в этом возрасте у ребенка голос может отсутствовать вовсе или быть вялым и слабым.

Во втором подпериоде, от 6 до 12 месяцев, гуление переходит в лепет. У ребенка начинают формироваться лепетные цепочки с гласными звуками, соответствующие родному языку (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па). Как правило, эти цепочки изначально состоят из одинаковых слогов, затем добавляются другие слоги (ба-па-ба). Ближе к годовалому возрасту эти цепочки укорачиваются, появляются слова. Отсутствие в этом периоде лепетных цепочек свидетельствует о том, что темп развития речи не соответствует норме.

В этом возрасте активно развивается фонетический слух ребенка: он ориентируется на интонацию высказываний, а не на их смысл.

Как правило, в год у ребенка появляется первое слово состоящие из двух слогов, с ударением на первый.

Ребенок с ЗРР

На следующем этапе формирования речи (от года до полутора), ребенок осваивает произношение от 8 до 12 слов, всех гласных звуков, и таких согласных, как «м», «п», «б», «т», «д». В этом периоде его пассивный словарь насчитывает примерно 200 слов, ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, формируются навыки жевания и глотания твердой пищи, он учится грызть фрукты и овощи. Эти навыки очень важны для процесса звукопроизношения: происходит тренировка артикуляционной мускулатуры, формируется воздушная струя, важная для произнесения определенных звуков.

От полутора до двух лет происходит скачок в речевом развитии: активный словарный запас увеличивается с 12 до 150-200 слов, ребенок в состоянии сформулировать простые фразы, появляется вопросительная интонация, которая свидетельствует о том, что фонетико-фонематическая сторона речи формируется правильно. Появляются новые согласные звуки: «в», «ф», «ль», «к», «г», «х».

От двух до трех лет словарный запас возрастает до 1000 слов. Часто у детей в этом возрасте наблюдается торможение и даже регресс в речевом развитии: ребенок может перестать проявлять речевую активность на несколько месяцев. Спустя некоторое время возвращаются упрощенные зачатки речи, что также свидетельствует о неблагополучии в развитии ребенка.

Короткие предложения из двух слов появляются у детей около двух лет, и к двум с половиной годам предложения состоят уже из трех-четырех слов. После трех лет появляется грамматически оформленная связная речь. Словарь ребенка в этот период насчитывает 600-800 слов, и увеличивается до 1500 к четырем годам.

Задержка речевого развития у детей

При задержке речевого развития могут наблюдаться сопутствующие симптомы:

  • отсутствие зрительного контакта и реакции на звуковой раздражитель у ребенка до года;
  • патологическое течение доречевого периода (отсутствие гуления, лепета, низкая активность речевых реакций);
  • эхолалия в возрасте полутора лет;
  • отсутствие способности выполнять задания по словесной инструкции у детей 1,5-2 лет;
  • отсутствие коротких фраз в речи ребенка 2,5-3 лет;
  • употребление ребенком исключительно заученных фраз;
  • использование при общении преимущественно жестов и мимики.

 

Диагностика задержки речевого развития

Диагностика ЗРР у детей

Если у ребенка есть признаки задержки развития речи, ему необходимо получить консультации нескольких специалистов, среди которых: детский невропатолог, психиатр, дефектолог-логопед, психолог, а также отоларинголог и сурдолог (отсутствие речи может быть следствием снижения слуха или глухоты).

Для выявления причины нарушения детский невролог может назначить дополнительные исследования — электроэнцефалографию, эхоэнцефалографию или транскраниальное дуплексное сканирование артерий головного мозга.

После медицинского обследования ребенка направляют к логопеду. Специалист изучает анамнез ребенка, оценивает его моторное развитие, коммуникативные действия, зрительные и слуховые реакции, осматривает органы артикуляции.

Затем логопед приступает к оценке речи ребенка: выясняет у родителей когда появились первые слова, уточняет словарный запас ребенка (активный и пассивный), фразовую и связную речь если она присутствует.

При постановке диагноза необходимо дифференцировать ЗРР от схожих по симптоматике состояний (РДА, мутизма, умственной отсталости), а также алалии и ОНР.

Коррекционная работа при ЗРР

Логопедическое занятие с ребенком с ЗРР

Методы логопедической коррекции подбираются индивидуально, и зависят от причин задержки речи.

Если основа нарушения — органическое поражение ЦНС, то помимо логопедической коррекции необходимо медикаментозное лечение (прием препаратов ноотропной группы, витаминов группы B), а также прохождение различных лечебных процедур: ТКМП (транскраниальной микрополяризации), электрофореза, рефлексо- и магнитотерапии, лечебного массажа и т.п.).

Наряду с медицинским сопровождением ребенку необходима логопедическая и психолого-педагогическая коррекция. Специалисты работают над развитием мелкой моторики и познавательных процессов ребенка: во время коррекционных занятий используются обучающие игры и упражнения для улучшения крупной и мелкой моторики, дети играют в пальчиковые игры, рисуют, лепят. Особое внимание уделяется увеличению активного и пассивного словарного запаса, развитию внимания и связной речи.

Если отставание вызвано социально-педагогической запущенностью, необходимо организовать ребенку оптимальную речевую среду, стимулировать его потребность в вербальном общении, оречевлять все его действия, а также действия окружающих взрослых.

 

Прогноз и профилактика

маленькая девочка с ЗРР

Если вовремя выявить задержку речи и оказать ребенку необходимую помощь, шансы на полную компенсацию отставания в речевом развитии очень высоки.

ЗРР хорошо поддается коррекции в раннем возрасте, и чем раньше начать заниматься с ребенком и лечить основное заболевание, тем быстрее у него сформируются языковые навыки.

Очень важно активное участие родителей в речевом развитии ребенка и соблюдение ими всех рекомендаций специалистов.

К профилактике ЗРР относятся все действия, направленные на благополучное вынашивание, рождение и раннее развитие ребенка.

Отсутствие коррекционной работы негативно сказывается на формировании мышления ребенка, и может стать причиной ЗПРР.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector