Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей – причины, симптомы, коррекция.

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей – причины, симптомы, коррекция.

ЗПРР у детей

ЗПРР — это отставание в развитии, затрагивающее не только речевое развитие ребенка, но и его интеллектуальную сферу. В основе нарушения — врожденные или приобретенные патологии головного мозга. Также задержка психоречевого развития может быть диагностирована у детей из неблагополучных семей.

Задержка психоречевого развития у детей

При ЗПРР у детей наблюдаются серьезные проблемы с овладением речью, недостаточность мыслительных процессов, нарушения в моторном развитии, а также эмоциональная лабильность, низкий уровень саморегуляции и плохая обучаемость.

Чаще всего отставание в психическом и речевом развитии проявляется у мальчиков, а также у детей с аутизмом и нарушениями слуха.

Причины задержки речевого и психического развития

Ребенок с ЗПРР за столом дома

Чаще всего причиной ЗПРР становится органическое повреждение центральной нервной системы, которое возникает под воздействием неблагоприятных факторов во время беременности и родов, а также раннего развития ребенка.

Основные причины:

  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода, особенно на ранних сроках;
  • внутриутробная гипоксия;
  • асфиксия плода;
  • травмы, полученные ребенком при рождении или в первые годы жизни;
  • инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные ребенком в раннем возрасте.

Также причиной задержки психоречевого развития могут стать хромосомные аномалии, наследственные заболевания и неблагоприятные условия воспитания (жестокое обращение, гипер- или гипоопека, проживание в асоциальной семье).

Признаки и симптомы задержки психоречевого развития

Признаки ЗПРР у детей

Чаще всего нарушение диагностируется у детей в возрасте 3-5 лет, но родители могут обратить внимание на отставание уже в возрасте 3-4 месяцев: при грубой ЗПРР у ребенка могут отсутствовать реакции на появление родителей — комплекс оживления. Речевое развитие не соответствует возрастной норме: в 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепетная речь; в годовалом возрасте появляются лишь несколько звуков, речевая активность практически отсутствует. В полтора-два года ребенок произносит элементарные слова, которые при нормальном развитии дети используют в один год. Двухлетние дети с ЗПРР используют 20-30 слов, отсутствуют попытки осваивать новые и строить из них короткие фразы. В 2,5 года дети имеют скудный активный и пассивный словарный запас — они не только мало говорят, но и плохо понимают обращенную речь, не могут составить простое предложение. У трехлетних детей по-прежнему отсутствует связная речь, слова и звуки произносятся невнятно, часто в ускоренном темпе. Посторонние не в состоянии понять сказанное.

Из неречевых симптомов у детей с ЗПРР отмечаются такие явления, как:

  • гиперсаливация;
  • приоткрытый рот;
  • двигательная расторможенность;
  • агрессия;
  • астеничность;
  • сниженная эмоциональность;
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • отказ от приучения к горшку.

Так как у детей с ЗПРР помимо недостаточности речи замедлены все мыслительные процессы, они стараются избегать общения со взрослыми и сверстниками из-за невозможности построить диалог.

 

ЗПР и ЗПРР — в чем разница

При ЗПР отмечается задержка развития всех интеллектуальных процессов из-за замедленного созревания центральной нервной системы. На фоне задержки умственного развития дети имеют скудный словарный запас, сложности при построении фраз и предложений, низкую речевую активность. Основное отличие задержки психоречевого развития от ЗПР — патологическое состояние возникает из-за проблем с овладением речью, а задержка речевого развития вызывает отставание формирования психических процессов.

Диагностика

Диагностика ЗПРР у детей

При подозрении на задержку психоречевого развития необходимо получить консультацию детского невролога. По результатам обследования ребенок может быть направлен на консультации к врачам других специальностей — оториноларингологу, сурдологу, психиатру, генетику и др. Для уточнения диагноза может потребоваться прохождение инструментальных исследований — магнитно-резонансной или компьютерной томограммы, электроэнцефалограммы головного мозга.

После медицинского обследования ребенка направляют на консультации психолога и логопеда. Специалисты изучают интеллектуальное и речевое развитие ребенка, а также во время беседы с родителями уточняются условия, в которых он воспитывается.

Лечение ЗПРР

Для успешной коррекции ЗПРР необходимо раннее начало медицинской и психолого-педагогической поддержки. При первых признаках нарушения неврологом назначается медикаментозная терапия, а также активно используются нетрадиционные методы воздействия, например, рефлексотерапия. Воздействие на биологически активные точки с помощью массажа или микротоков может использоваться даже у грудных детей. С помощью метода возможно воздействие на определенные участки коры головного мозга, благодаря чему происходит активация и восстановление речевых зон.

Положительные изменения отмечаются у детей, которые проходят курсы реабилитации с помощью животных — дельфинов, лошадей, собак. Особенно эти методики эффективны при РДА (раннем детском аутизме).

Медикаментозное лечение

Лекарственная терапия подбирается детским неврологом индивидуально, с учетом выявленных нарушений, их выраженности и тяжести последствий. Наиболее часто неврологи назначают препараты ноотропной группы: они защищают нервные клетки от разрушения и стимулируют их рост. Также с их помощью усиливается кровоснабжение и обменные процессы в головном мозге. При необходимости могут быть назначены седативные или психостимулирующие препараты, а также витаминные комплексы.

Коррекция

Педагог занимается с ребенком с ЗПРР

При раннем выявлении нарушения коррекция начинается уже с двухлетнего возраста: дефектолог работает над развитием мыслительных процессов ребенка, его коммуникативных навыков, а также совершенствованием мелкой и крупной моторики.

Логопедическая коррекция начинается по достижению ребенком четырехлетнего возраста. Для подготовки речевой мускулатуры логопед перед занятием стимулирует мимическую и артикуляционную мускулатуру с помощью массажа, затем ребенок выполняет гимнастические комплексы упражнений для развития органов артикуляции. Основные цели работы — научить ребенка правильно произносить звуки и сформировать у него связную речь. При необходимости ребенок занимается с детским психологом или психотерапевтом.

Занятия с ребенком в домашних условиях

Ребенок нанизывает буквы на веревочку

Для успешного преодоления расстройств дети с задержкой психоречевого развития нуждаются в ежедневной коррекции. Чтобы обеспечить непрерывные развивающие занятия, специалисты помогают родителям подобрать индивидуальную программу. Это могут быть обучающие игры, чтение художественной литературы, лепка из пластилина, а также упражнения на развитие мелкой моторики: рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок на шнурок, застегивание пуговиц, пальчиковые игры — все эти упражнения стимулируют развитие головного мозга ребенка и способствуют формированию всех сторон речи, а также улучшению памяти и внимания.

Родителям рекомендуется ежедневно самостоятельно проводить массаж пальцев и ладоней ребенка — его можно выполнять руками, а также различными по фактуре предметами (колючими мячиками, природными материалами и т.п.).

Необходимо замечать успехи ребенка и поощрять его, это повысит его активность и стремление к овладению новыми навыками.

Ребенку с ЗПРР полезны ежедневные пешие прогулки, активные игры на свежем воздухе и общение со сверстниками. Также родителям необходимо оградить ребенка от стрессовых ситуаций и эмоциональных перегрузок.

Прогноз

Дети с ЗПРР

Возможность полного преодоления заболевания напрямую зависит от его причины и выраженности симптоматики. Менее благоприятный прогноз при ЗПРР, вызванной органическим поражением головного мозга и при наличии сопутствующих заболеваний, например, аутизма.

Если медикаментозное лечение ЗПРР и психолого-педагогическая коррекция начаты своевременно, а родители активно участвуют и выполняют все рекомендации специалистов, справиться с заболеванием и избежать негативных последствий возможно к началу обучения в школе.

В случае если время упущено и речь отсутствует у ребенка в возрасте пяти лет и старше, скомпенсировать полностью психическую и речевую недостаточность уже невозможно, ребенок в будущем не сможет догнать своих сверстников и обучаться в массовой школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector