Стертая дизартрия у детей — причины, симптомы, коррекция.

Стертая дизартрия у детей — причины, симптомы, коррекция.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия — речевое расстройство, вызванное незначительной патологией иннервации органов артикуляции. Характеризуется дефект нарушением звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи.

Стертая дизартрия

Стертая форма дизартрического расстройства — распространенное не грубое нарушение речи, в основе которого органическое поражение центральной нервной системы плода в период беременности или во время родов. Причиной неполноценной иннервации речевых органов после рождения могут стать перенесенные ребенком инфекционные заболевания или черепно-мозговые травмы.

Мальчик закрывает рот ладошками

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется у детей дошкольного возраста. Незначительные проявления дизартрии часто остаются незамеченными в возрасте 3-4 лет. Очевидным дефект становится ближе к пяти годам и выражается в виде стойкого нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи.

В зависимости от характера проявлений дефекта, стертая дизартрия относится к легкой степени псевдобульбарной, корковой или смешанной формы речевого расстройства.

Патология по своим характеристикам относится ко второму уровню общего недоразвития речи.

Этиология

Среди возможных причин возникновения речевого дефекта, ведущими являются осложнения беременности, вызывающие кислородное голодание плода:

  • тяжелые токсикозы;
  • увеличенный срок гестации (рождение после 40 недель);
  • внутриутробные инфекции;
  • патологии пуповины или плаценты;
  • неправильное расположение плода во время беременности и рождения;
  • обвитие пуповиной;
  • аномальное течение родов.

Этиология легких дизартрических расстройств недостаточно изучена, но считается, что перинатальные поражения — наиболее частая причина таких нарушений. Существует также версия, что причиной минимального дизартрического расстройства могут стать перенесенные в первые годы жизни инфекционные заболевания, поражающие ЦНС, или травмы головы.

Патогенез

Стертая дизартрия возникает на фоне не резко выраженных поражений черепных нервов, задействованных в артикуляции (нижнечелюстного, языкоглоточного, подъязычного и лицевого). Их повреждение способствует снижению подвижности мышц лица, челюстей, языка и губ, в следствие чего отмечается назализация речи, повышенное слюноотделение, ограничение амплитуды движений языка и губ.

Классификация

В зависимости от локализации поражения головного мозга выделяют следующие формы стертой дизартрии:

  • Стертая корковая дизартрия. При этом форме в большей степени страдает фонетическая сторона речи.
  • Стертая экстрапирамидная дизартрия. Ведущий признак нарушения — расстройство просодической стороны речи.
  • Стертая псевдобульбарная дизартрия. При этой форме страдают все фонетико-фонематические процессы.
  • Смешанная форма. Ведущий недостаток при этой форме проявляется в расстройствах произношения и звукоразличения.

Симптомы

Основные жалобы при стертой дизартрии

Стертая форма дизартрии имеет не только речевые проявления. Детям свойственна общая нескоординированность, неловкость, суетливость и повышенная возбудимость, или наоборот, двигательная заторможенность.

Овладение элементарными навыками самообслуживания формируется с запозданием. Тоже самое касается умения рисовать, лепить, играть в игры, где задействована мелкая моторика рук (игры в конструктор, мозаику, пазлы). Физические нагрузки вызывают быстрое переутомление, работоспособность в целом снижена.

Почерк таких детей часто неразборчив. Для расстройтсва характерны нарушения памяти и внимания, рассеянность.

Девочка играет в кубики

Отставание в речевом развитии на начальных этапах незначительно, фразовая речь формируется к трем годам. Чаще всего при этой форме дизартрии ребенок в состоянии произносить отдельные звуки, но в речевом потоке часто искажает или заменяет их.

Из-за слабости артикуляционной мускулатуры дети недостаточно контролируют положение языка и губ, мимика лица не выразительна. Может присутствовать ассиметричность носогубных складок, незначительная синюшность языка, повышенное слюнотечение. Патологические синкинезии и дискинезии, уход языка в сторону в высунутом положении также являются признаками стертой формы дизартрии. Артикуляционные позы и их переключение выполняются с трудом.

Отклонения в речевом развитии разнообразны, нарушено произношение двух и более групп звуков, чаще свистящих, шипящих, сонорных. Звуки искажаются, пропускаются или заменяются. Оглушение, озвончение и смягчение произносятся дефектно. Причем, изолированно звуки могут произноситься правильно, но процесс их автоматизации в речи долгий и сложный.

Речевое расстройство носит полиморфный характер — помимо звукопроизносительной стороны речи, нарушается и ее просодика, фонематический слух недостаточно развит. Для нарушения характерны: прерывистость, нозализация, слабость и монотоннность голоса. Речь невыразительна, неразборчива, голосовые модуляции снижены.

Диагностика

Для постановки диагноза необходимо участие логопеда и врача-невролога. Для получения объективных данных проводят осмотр ребенка, изучают его анамнез, назначают необходимые инструментальные обследования.

Девочка со стертой дизартрией

Логопед-дефектолог оценивает состояние крупной и мелкой моторики ребенка, его мимику, способность произносить звуки как изолированно, так и в речевом потоке. Затем специалист выявляет дефекты звукопроизношения и фонематического слуха; изучает лексико-грамматический строй речи; анализирует слоговую структуру слова.

Если по результатам первичной консультации логопед подозревает стертую форму дизартрии, детей направляют на консультацию к неврологу для дальнейшего обследования.

После изучения медицинской карты и истории болезни, для выявления степени и характера неврологического расстройства, ребенку могут быть проведены такие исследования, как:

  • электроэнцефалография;
  • электронейромиография (ЭНМГ),
  • магнитно-резонансная томография головного мозга.

С полученными результатами и медицинским заключением ребенок повторно консультируется у логопеда.

Анализ полученных данных позволяет дефектологу установить диагноз стертой формы дизартрии.

Коррекция

Для успешной работы необходимо логопедическое и медицинское сопровождение. Совместные усилия врача и коррекционного педагога позволят скомпенсировать дефект речи, а активное участие родителей и применение методов коррекции в домашних условиях позволит добиться стойкости полученного эффекта.

Медикаментозное лечение

Для улучшения моторного развития, нормализации тонуса мышц и улучшения работы мозга невролог назначает ребенку прием ноотропов и комплексов витаминов группы В. Для повышения эффективности лечения ребенок проходит курс общего массажа, физио- и рефлексотерапии. Полезны занятия лечебной физкультурой с инструктором, а так же лечебное плавание.

Логопедическая работа

Логопед занимается с девочкой

Методика логопедической работы включает в себя: постановку и автоматизацию полученных звуков в слогах, затем в словах и речи. Одновременно с постановкой и закреплением правильного произношения звуков, логопед работает над просодической и лексико-грамматической сторонами речи.

Обязательная составляющая коррекции дизартрических расстройств — логопедический массаж органов артикуляции и мышц лица, а так же массаж кистей рук. Его проводят во время занятий с логопедом, а также дома, с помощью родителей. Во время проведения массажа артикуляционные органы подготавливаются к постановке звука с помощью логопедических зондов, а так же рук специалиста.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата и нормализует речевое дыхание. Пальчиковая гимнастика на логопедических занятиях также обязательно проводится, так как способствует активному речевому развитию ребенка.

Дети со стертой дизартрией обучаются в специализированных логопедических группах ОНР в общеобразовательных ДОУ.

Упражнения

Для нормализации функций речевого аппарата проводят мероприятия, направленные на укрепление артикуляционной мускулатуры, голоса и дыхания.

Во время занятий артикуляционной гимнастикой ребенка располагают перед зеркалом на удобном стуле, у ног обязательно должна быть опора (пол или подставка).

Независимо от того, произношение каких звуков вызывает затруднения, для всех детей со стертой дизартрией проводят комплекс базовых упражнений:

Во время занятия дефектолог использует картинки, чтобы вызывать у ребенка заинтересованность и облегчить запоминание последовательности упражнений.

  1. Упражнение «бегемотик». Цель упражнения — научить ребенка широко открывать рот и удерживать его в таком положении. Выполняется упражнение на пять счетов несколько раз подряд. Во время выполнения ребенку демонстрируется картинка с бегемотом, открывшим рот.
  2. «Часики». Цель упражнения — научить ребенка двигать языком в разные стороны. Выполняется задание в умеренном темпе, без излишней амплитуды. Для наглядности ребенку демонстрируют изображение часов с маятником.
  3. «Лягушка и слоник». Цель упражнения — научить ребенка удерживать улыбку и вытягивать губы в трубочку. Выполняется попеременно несколько раз подряд — улыбка (лягушка), затем трубочка (слоник).
  4. «Вкусное варенье». Цель — научить ребенка поднимать язык вверх, заворачивать на верхнюю губу, водить его слева направо, затем заворачивать на нижнюю губу и также водить вправо и влево. Выполняется упражнение в умеренном темпе, чередуя положения языка вверху и внизу.
  5. «Змейка». Цель — научить выводить язык изо рта, удерживая при этом рот открытым.
  6. «Месим тесто» и «блинчик». Цель обоих упражнений — научить распластывать язык на нижней губе. Первым выполняется упражнение «месим тесто», оно служит подготовкой к упражнению «блинчик». Ребенок располагает язык на нижней губе и делает губами пошлепывающие движения по языку, затем покусывает его зубами. Послеэтого ребенок выполняет упражнение «блинчик». Распластанный язык располагается на нижней губе и удерживается в таком положении. Выполняется на пять счетов, язык при этом остается неподвижным.
  7. «Чистим зубки». Цель упражнения — научить ребенка находить положение кончиком языка за верхними и за нижними зубами. Выполняется в умеренном темпе, языком имитируются движения зубной щетки вправо и влево по внутренней поверхности верхних и нижних зубов.
  8. «Лошадки». Щелкающие движения языком имитируют цокот копыт. Подбородок при выполнении упражнения остается неподвижным.

Для достижения положительного эффекта от занятий важно проводить их ежедневно — в домашних условиях с родителями, и в кабинете дефектолога.

Осложнения

Следствием нарушения звукопроизношения и просодики становится дефектное фонематическое восприятие. Нарушается способность дифференцировать звуки, причем не только близких по звучанию. В основе фонетико-фонематического недоразвития при стертой дизартрии — неспособность правильно произносить и различать на слух фонемы. Как следствие — нарушается

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector