Сенсорная алалия – причины, симптомы, диагностика и лечение.

Сенсорная алалия – причины, симптомы, диагностика и лечение.

Сенсорная алалия

Алалия — тяжелое речевое расстройство, формирующееся в антенатальном, интранатальном, постнатальном периоде или в раннем детском возрасте вследствие негативного воздействия патологических факторов на речевые области головного мозга.

Сенсорная алалия наименее изученная форма, и встречается намного реже моторной или смешанной. Постановка диагноза чаще всего затруднительна из-за непостоянства слухового восприятия детей, которое ошибочно принимается за нарушение слуха.

 

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Основное проявление этой формы алалии — нарушенная способность воспринимать речевые звуки. У ребенка не сформировано фонетико-фонематическое восприятие, он не способен различать отдельные фонемы и целые слова. Связь между звуковым образом и соответствующим ему предметом или действием отсутствует.

На фоне нарушенного понимания речи окружающих формируются отклонения в становлении собственной речи и вторичная интеллектуальная недостаточность.

В отличие от моторной формы, активный словарный запас ребенка преобладает над пассивным, при этом понимание произносимых слов зачастую отсутствует.

 

Симптомы

Маленький мальчик улыбается

Симптоматика имеет различную степень выраженности — от полного отсутствия речи до специфической ее задержки. В период раннего развития ребенка нарушения малозаметны, но по мере взросления речевое недоразвитие становится все более явным.

Речевая активность таких детей достаточно высока, интонация соответствует нормальной, но произносимые слова и фразы лишены смысловой нагрузки. Отмечается склонность к эхолалии — бессмысленного повторения слов и сочетаний звуков. Ударения в словах часто расставляются неверно, звуки заменяются, словесная структура нарушена. Причем все эти ошибки носят неустойчивый характер — произнося повторно те же слова допускаются новые ошибки. Неконтролируемая ребенком речь бессмысленная, не соответствует окружающей обстановке. Для понимания смысла слов и высказываний детям с сенсорной алалией требуются многократные систематические повторения.

Без коррекционной работы ребенок с сенсорной формой алалии может повторить слоги, слова или даже фразы, но эта способность неустойчива и при некоторых обстоятельствах теряется.

Нарушения интонирования и голоса при сенсорной алалии отсутствуют.

Особенности слухового восприятия

Особенности слухового восприятия при сенсорной алалией

Состояние слуха у детей при сенсорной алалии может иметь незначительные отклонения, которые не являются причиной нарушенного восприятия речи. Его оценка проводится на основе многократно проведенных аудиограмм из-за неустойчивости слуховых реакций: ребенок одни и те же звуковые сигналы может воспринимать или не воспринимать в различных обстоятельствах: в состоянии нервного напряжения и незнакомой обстановке восприятие ребенком звуков ухудшается.

Чаще всего в случае сенсорной алалии звукопроводящая функция оказывается нормальной, но ребенок не способен определить источник звука, речь не вызывает у него интереса, он ее не понимает и не может ответить. Так же у ребенка отмечаются расстройства слуховой памяти и внимания, повышенная утомляемость. Как правило, в утренние часы ребенок воспринимает обращенную речь несколько лучше, по мере накопления усталости к вечеру его работоспособность снижается. Но бывают и другие случаи улучшенного восприятия речи именно в вечерние часы: по мере привыкания к речи в течения дня мозговые клетки адаптируются и понимание речевых звуков повышается.

Еще одна отличительная особенность слуха при импрессивной алалии — не восприимчивость к речи на повышенных тонах, которая приводит к истощению слуха ребенка. Спокойная речь воспринимается и понимается им лучше.

Частое явление у таких детей — гиперакузия. Они остро и болезненно воспринимают обычные негромкие звуки, такие как шум воды или шуршание бумагой, при этом на многие громкие звуки дети могут не обращать внимания.

 

Неречевые проявления

Эмоционально-волевая сфера имеет свои особенности: слуховой интерес отсутствует из-за непонимания высказываний, иногда ребенок понимает только речь своей матери, ему сложно концентрироваться и переключать внимание. Детям с импрессивной алалией свойственна расторможенность и неуправляемость, их деятельность часто хаотична, с ними трудно установить контакт. Психологические особенности формируются из-за сниженной способности вслушиваться в обращенную речь: поведением такого ребенка бесполезно пытаться управлять с помощью голоса.

Некоторые дети осознают свой речевой дефект. Из-за невозможности вербального общения ими активно используется жестовая речь.

 

Причины

К возникновению сенсорной алалии приводит воздействие на ЦНС целого ряда вредных факторов во внутриутробном периоде или детском возрасте до 3 лет. Среди множества причин, выделяют следующие:

  • черепно-мозговые травмы, в том числе внутриутробные и родовые;
  • асфиксия
  • кислородное голодание, в том числе хроническое;
  • перенесенные нейроинфекции.

Этиология нарушения так же может быть обусловлена генетической предрасположенностью.

 

Патогенез

Невозможность нормального речевого развития обусловлена минимальными, но множественными поражениями клеток коры головного мозга, чаще всего, обоих или доминантного полушария. Органическое поражение мозговых систем, ответственных за речеслуховой анализ, приводит к невозможности воспринимать речевые звуки при отсутствии патологии слухового анализатора.

Осложнения

Недостаточность экспрессивной речи влечет за собой вторичные нарушения: письма, чтения, проблемы с орфографией. Отсутствие полноценной коммуникации становится причиной расстройств личности, эмоционально-волевой сферы и нарушения поведения. Формируется интеллектуальная недостаточность.

 

Диагностика

Точный диагноз устанавливается при участии медицинских специалистов (невролога, лора, сурдолога), а так же педагогов — дефектолога и психолога.

  • В ходе неврологического исследования изучается анамнез развития ребенка: особенности протекания беременности и раннего развития. При наличии показаний неврологом может быть назначено проведение инструментальных обследований: ЭЭГ, МРТ и ультразвуковое исследование мозгового вещества.
  • Оценка слуховой функции необходима для исключения тугоухости или глухоты. Выполняется при помощи импедансометрии, аудиометрии и других методов исследования слуха.
  • Речевой статус ребенка определяется специалистом в логопедии. В ходе обследования дефектолог выясняет особенности становления детской речи. Проводит оценку импрессивной речи: ребянка просят показать по просьбе на предмет или изображение или исполнить какое-либо действие, повторить высказывание.
  • Нейропсихологическое исследование позволит оценить поведение ребенка и его высшие психические функции.

Постановка диагноза часто вызывает затруднения из-за схожести проявлений с другими патологическими состояниями, а так же из-за психологических особенностей ребенка, который в определенных ситуациях может отказываться от контакта со специалистами.

Коррекция

Занятие логопеда с ребенком с сенсорной алалией

Важная составляющая коррекционной работы — ее своевременное начало, а так же комплексный и системный подход. Активное участие родителей ребенка, создание ими благоприятной речевой среды в условиях дома не менее важно, чем медицинское и психолого-педагогическое сопровождение.

Основа логопедической работы — стимуляция осознанного речевого анализа, формирование фонематического восприятия и понимания речи. Воздействие оказывается на все виды речевой деятельности. Совместно с родителями разрабатываются стандартные бытовые инструкции, которые используются и во время занятий, и дома. Обязательно выясняется индивидуальная восприимчивость ребенка к неречевым звукам в полной тишине, а так же в условиях шума.

На начальном этапе общение с ребенком при помощи речи должно быть ограничено для остановки его беспорядочной речевой активности. Речевая и звуковая нагрузка мешает пониманию речи, поэтому организуется специальный режим тишины, ограничивающий звуковые сигналы. Одновременное снятие зрительной нагрузки повышает впоследствии восприимчивость ребенка.

В целях компенсации неустойчивого внимания и отсутствие интереса педагог старается установить с ребенком зрительный контакт, взять его за руку, развернуть к себе. Задача таких занятий — пробудить интерес к речевым и не речевым звукам, различать их и мотивировать подражание, а так же формировать потребность в общении и контролировать собственную речь.

Работа ведется с использованием учебных пособий: разрезанных картинок, рамок-вкладышей, мозаик, сортеров, а так же специально разыгранных ситуаций.

Обучение грамоте начинается как можно раньше.

Логопедическая работа в условиях коррекционного ДОУ в сочетании с ежедневными занятиями дома ускоряет развитие речи и повышает ее эффективность.

Прогноз и профилактика

При ранней и регулярной логопедической работе в сочетании с медицинским и психологическим сопровождением нарушения речи зачастую удается скомпенсировать и предотвратить вторичные нарушения, обеспечив ребенку выздоровление и полноценное развитие. Возможность вылечить ребенка зависит не только от тяжести течения речевого расстройства и повлекшей его причины, но и от его интеллектуальных особенностей и состояния слухового восприятия.

В качестве профилактики родители ребенка на этапе планирования беременности должны постараться максимально оградить его от инфекционных и травматических поражений во время вынашивания и в период раннего развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector