Сенсомоторная алалия – причины, симптомы, диагностика и коррекция.

Сенсомоторная алалия – причины, симптомы, диагностика и коррекция.

Сенсомоторная алалия

Органическое повреждение речевых зон коры головного мозга в пренатальном периоде либо вскоре после рождения вызывает у ребенка грубое нарушение речевого развития — алалию.

В связи с неоднородностью по симптоматике, степени тяжести, а так же по механизмам возникновения алалию классифицируют на три формы — моторную, сенсорную и сенсомоторную.

Сенсомоторная алалия представляет собой сочетание двух форм, причем каждая из них может преобладать над другой. Смешанная форма с преимущественным расстройством импрессивной речи носит название сенсомоторной алалии, а при преимущественном расстройстве экспрессивной речи — мотосенсорной.

Сенсомоторная алалия

В следствие диффузного поражения речевых зон коры головного мозга ребенок испытывает затруднения не только с восприятием речи, но и ее воспроизведением.

Типичные проявления речевого расстройства:

  • скудный словарный запас;
  • запоздалое появление речевых реакций;
  • невнятность произношения, плохая артикуляция;
  • нарушения звукослоговой структуры слов;
  • непонимание обращенной речи;
  • задержка умственного развития;
  • отсутствие чувства ритма.

Поражение при сенсомоторной форме алалии носит грубый системный характер, страдают все компоненты речи ребенка. Мальчики больше подвержены заболеванию, чаще — леворукие.

Причины

Сенсомоторная алалия возникает вследствие органического поражения речевых зон в период эмбриогенеза, младенчества или на ранних этапах жизни ребенка. Нарушения в работе речеслухового и речедвигательного анализаторов возникают при неблагоприятном воздействии на сенсомоторную область коры головного мозга следующих факторов:

  • патологическое течение беременности: угроза прерывания, токсикоз, резус-конфликт матери и плода;
  • инфицирование плода во время беременности, особенно на ранних сроках;
  • недостаточное снабжение кислородом на любых сроках беременности;
  • асфиксия новорожденного;
  • внутриутробная травма или травмирование при родоразрешении;
  • тяжелые травмы головы в доречевой период ребенка.

В группе риска так же находятся дети, перенесшие в раннем возрасте операции под общим наркозом и инфекционные заболевания, поражающие центральную нервную систему.

Симптомы

Девочка с сенсомоторной алалией

Сенсомотрная алалия проявляет себя сочетанием симптомов сенсорной и моторной алалии, но имеет специфические особенности. Вследствие двустороннего поражения речевых зон коры головного мозга ребенок испытывает затруднения не только при восприятии речи, но и при ее воспроизведении.

В зависимости от преобладания того или иного дефекта в разной степени проявляются признаки обеих форм.

Собственная речь при этой патологии грубо нарушена или полностью отсутствует, страдает слухоречевая память, концентрация и внимание.

Выраженные дефекты слуха, как правило, отсутствуют.

Неврологическая симптоматика

У детей с сенсомоторной алалией обращает на себя внимание общая нескоординированность, неуклюжесть. Общая и мелкая моторика не развита, такие дети часто спотыкаются, не могут прыгать на одной ноге, им сложно освоить базовые навыки самообслуживания.

Нарушены познавательные процессы, дети быстро утомляются, им сложно концентрироваться. Может отмечаться заторможенность, вялость или наоборот, гиперподвижность.

Интеллектуальная недостаточность при этом заболевании носит вторичный характер и формируется за счет задержки всех компонентов речевого развития и невозможности коммуникации. Часто при этом расстройстве формируются патологические личностные качества, такие как: раздражительность, неуверенность в себе, плаксивость, агрессивность.

Для коммуникации с окружающими активно используется жестовая речь и мимика.

Диагностика

Постановка диагноза вызывает затруднения. Для исключения патологии слухового анализатора требуется консультация сурдолога и отоларинголога. Затем диагностику проводят невролог, врач-психиатр, логопед и психолог.

В ходе сбора анамнеза уточняется характер протекания беременности, процесса рождения, особенности раннего развития ребенка, а так же перенесенные им травмы и заболевания. На основе анализа полученных данных невролог предполагает наличие у ребенка алалии. Ребенку могут быть назначены дополнительные процедуры и исследования. Для исключения сходных по симптоматике заболеваний, например, аутизма, требуется консультация психиатра.

Логопед проводит оценку речевого развития ребенка, состояние слухоречевой памяти и органов артикуляции.

Так же осуществляется психологическая консультация для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с такими детьми включает в себя медикаментозное лечение и логопедическую коррекцию при активном участии родителей.

  • В зависимости от выявленных отклонений врач-невролог назначает медикаментозную терапию, улучшающую мозговой кровоток. Препараты ноотропного действия, а так же витамины группы B положительно влияют на высшие психические функции и повышают умственную деятельность ребенка. Для нормализации работы мозга так же возможно применять метод биоакустической коррекции. При необходимости назначаются седативные препараты.

Для повышения эффективности лекарственной терапии проводятся физиотерапевтические процедуры.

  • Логопедическая коррекция направлена на одновременное развитие речи и когнитивной сферы ребенка.

На начальном этапе ребенок учится различать звуки (речевые и неречевые), распознавать речь. Развивая его фонематический слух, учат воспроизводить отдельные звуки. Во время занятий активно используются картинки, разнообразные предметы. С помощью совместного комментирования расширяется словарный запас ребенка, развивается понятийный аппарат. Постепенно ребенок учится соотносить звуковые образы с соответствующими предметами или действиями. Затем начинается обучение согласованию слов в предложениях, правильному использованию падежей, чисел, рода.

Логопед занимается с ребенком

При сенсомоторном нарушении обязательно проведение логопедического массажа речевых органов, лица ребенка и рук. В процессе массажа зондами артикуляционный аппарат подготавливается к правильному произношению. Не менее эффективно для развития речи развивать мелкую моторику рук и выполнять артикуляционные упражнения.

В домашних условиях родители создают благоприятную среду для развития речи, выполняют предписания врача, а так же проводят ежедневные занятия и массаж по рекомендациям логопеда.

Прогноз

Прогноз при смешанной форме алалии неоднозначный, во многом зависящий от момента, в который произошло воздействие повреждающего фактора, его обширности, времени постановки диагноза, наличия сопутствующих осложнений, а так же своевременности и качества оказываемой помощи ребенку.

Сенсомоторная алалия — наиболее тяжелая форма этого речевого дефекта. Детей с таким диагнозом часто можно спутать с детьми с аутичными чертами или умственной отсталостью.

Без длительной коррекции нормальное умственное и психологическое развитие неговорящего и не понимающего речь ребенка невозможно, что крайне негативно скажется на его будущем.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector