Псевдобульбарная дизартрия у детей

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Псевдобульбарная дизартрия — это речевое расстройство, связанное с перенесенным органическим повреждением корково-ядерных путей. Эти пути соединяют речевые мышцы с черепно-мозговыми нервами в продолговатом мозге или в стволе головного мозга, и их повреждение приводит к параличу органов артикуляции.

рных путей. Эти пути соединяют речевые мышцы с черепно-мозговыми нервами в продолговатом мозге или в стволе головного мозга, и их повреждение приводит к параличу органов артикуляции.

Псевдобульбарная дизартрия

Самая распространенная форма дизартрических расстройств речи — псевдобульбарная. Характерные проявления дефекта — невнятная речь с замедленным темпом и носовой оттенок голоса.

Из неречевых проявлений присутствуют такие симптомы, как гипомимичность лица, спастический гипертонус артикуляционных мышц и нарушения глотания.

В детском возрасте псевдобульбарная форма дизартрии чаще всего встречается у детей с ДЦП.

Причины возникновения

Псевдобульбарная дизартрия у детей может возникнуть под воздействием следующих факторов:

  • Перинатальное поражение мозговых структур: кислородное голодание во внутриутробном периоде; перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания; аномальное течение родов; интранатальная асфиксия и травмы в процессе родов.
  • Травмы. Частая причина повреждения мозгового вещества в детском возрасте — черепно-мозговые травмы. Вследствие тяжелых сотрясений и ушибов нарушается кровоснабжение кортико-ядерных путей.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания, поражающие центральную нервную систему. Повреждение кортико-ядерных путей в следствие нейроинфекции вызывает их дисфункцию и возникновение дизартрии.

Патогенез

При псевдобульбарной дизартрии происходит паралич речевых органов, иннервируемых проводящими путями, идущих с перекрестом из головного мозга и соединяющих их с черепно-мозговыми нервами. Прерывание пирамидного пути, частью которого являются кортико-ядерные пути, вызывает нарушение регулировки моторной областью коры нервных импульсов, идущих к черепным нервам.

Повышенная активность бульбарных нервов вызывает повышение тонуса и гиперрефлексию артикуляционных органов. В результате гипертонуса голосовых связок происходит нарушение голоса. Возможность воспроизводить артикуляционные движения снижается, возникает дизартрия. Сопутствующие нарушения — расстройства процесса глотания и затруднения при жевании.

Классификация

Формы псевдобульбарной дизартрии

Существует три формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Спастическая: при этой форме наблюдается повышение тонуса мышц артикуляционных органов.
  • Паретическая: более редкая форма, при ней наблюдается невыраженное повышение тонуса отдельных групп мышц, или его снижение — на фоне ограниченного объема произвольных движений.
  • Смешанная — сочетает в себе признаки спастической и паретической форм.

Для всех форм характерны ограничения активных движений артикуляторной мускулатуры. При тяжелых нарушениях они практически отсутствуют.

По выраженности симптоматики псевдобульбарная форма дизартрии делится на три степени: легкая, среднетяжелая и тяжелая.

  1. Легкая степень характеризуется отсутствием грубых дефектов звукопроизношения, артикуляторная моторика снижена, отмечается смазанность речи и замедленный ее темп, окружающие ее понимают. Незначительные расстройства глотания проявляются нечастыми поперхиваниями, мимические движения сохранны.
  2. При среднетяжелом течении заболевания присутствуют грубые нарушения произносительной стороны речи. Невнятная и нечленораздельная речь понятна только для близкого окружения больного. Присутствуют явления гиперсаливации, дисфагии, расстройства жевания и гипомимичность лица.
  3. Тяжелая степень характеризуется практически полным отсутствием речевой функции (анатрией), амимичностью лица, невозможностью держать рот закрытым, язык в ротовой полости неподвижен. Отмечается гиперсаливация, выраженные нарушения акта глотания и процесса жевания.

Симптомы

Симптомы псевдобульбарной дизартрии

В раннем детском возрасте псевдобульбарные расстройства проявляют себя затрудненным сосанием, глотанием, а так же периодическими поперхиваниями и кашлем. У детей так же отмечается повышенное слюнотечение и гипомимичность лица. Характерные нарушения речи выявляют у детей после достижения ими двухлетнего возраста. Затруднения при воспроизведении звуков и ограниченные артикуляторные возможности вызывают снижение речевой активности ребенка. Ограничение речевого общения вызывает вторичные расстройства: сложности в понимании обращенной речи, скудному словарному запасу и нарушения грамматической стороны речи.

Мышечная спастика влечет за собой дефектное воспроизведение практически всех звуков. В первую очередь это касается проблемных по артикуляционному укладу звуков («р», «л», «ш», «ч», «ц»). Повышенный тонус языка вызывает вынужденное смягчение «л», «ш», «ж». Парез его кончика препятствует воспроизведению вибрирующего «р». Такие звуки, как: «б», «п», «к», «ч» и «ц» заменяются щелевыми. Воспроизведение гласных искажается, особенно передних («и» и «э»). Речь больного отличается смазанностью, замедленным темпом, интонационная окраска отсутствует. Нарушения голоса проявляются в его назализации и осиплости. Нарушения дыхания обуславливают обрывы фраз. Речь вынужденно выстраивается из коротких предложений.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии включат в себя неречевые проявления: насильственный плач, в более редких случаях — смех, а также расстройства акта глотания. Повышенное слюноотделение объясняется невозможностью контролировать наполнение слюной полости рта. Отсутствие способности держать рот плотно закрытым вызывает вытекание слюны.

Чаще всего отмечается специфический спастический парез мимических мышц, который выражается в «застывшем» выражении лица — непроизвольной улыбкой или ухмылкой. Сопутствующими проявлениями заболевания могут быть головные боли, атаксии, гемипарезы и другие симптомы, характерные при повреждении церебральных оболочек, а также различные когнитивные нарушения.

Диагностика

Мама и ребенок у врача

Для постановки точного диагноза необходимо выявить причины псевдобульбарной дизартрии. Для подбора наиболее эффективных методов лечения и прогноза исхода заболевания важно оценить структуру дефекта, характер и обширность патологического процесса.

Во время неврологического осмотра врач оценивает моторную функцию органов артикуляции, а так же мимические движения больного. Выявляет присутствие симптоматики, присущей псевдобульбарному синдрому: дизартрических расстройств речи, нарушения акта глотания, жевания, дисфонии; наличие гипертонуса, повышение небного рефлекса, а также глоточного. Возможно обнаружение очаговой неврологической симптоматики, на основании которой возможно предположить локализацию поражения.

Неврологом назначается инструментальное исследование головного мозга с помощью магнитно-резонансной или компьютерной томограммы. На основании полученных снимков возможно установить зону поражения, обширность повреждений, наличие новообразований или последствий травм и инфекций.

При подозрении на инфекционную природу заболевания проводят диагностическую процедуру — люмбальную пункцию. Посев полученной жидкости позволит выявить возбудителя методом ПЦР или ИФА.

Медицинское обследование при необходимости проводят врач-педиатр, инфекционист, а так же специалисты в области генетики и травматологии.

В ходе логопедического осмотра дефектолог исследует состояние речевого аппарата ребенка, слухоречевую память, а так же его устную и письменную речь. Чаще всего у детей с псевдобульбарной дизартрией диагностируется общее недоразвитие, задержка и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В ходе постановки диагноза необходимо дифференцировать псевдобульбарную форму дизартрии от схожих по характеристикам заболеваний — бульбарной, мозжечковой и корковой дизартрии.

Лечение и коррекция

Логопед занимается с мальчиком с дизартрией

Основное лечение направлено на устранение причин, повлекших заболевание. На фоне успешного медикаментозного или хирургического лечения, а так же при прохождении курсов реабилитации, массажа и лечебно-физической культуры, возможна эффективная логопедическая коррекция речевых нарушений.

При нейроинфекционном заболевании больному назначают прохождение курса антибактериальной или противовирусной терапии. При наличии новообразований — нейрохирургическое лечение.

В качестве восстановительной терапии неврологом могут быть назначены ноотропные препараты, нейропротекторы, а так же витамины группы В.

Прогноз и профилактика

Возможность восстановления речи напрямую зависит от причины патологического состояния и степени повреждения мозговых структур.

В случае успешного устранения причинного заболевания и своевременно начатой коррекционной работы с логопедом существует возможность полного восстановления речевой функции. У детей с детским церебральным параличом прогноз во многом зависит от тяжести основного заболевания.

Неблагоприятным прогноз будет в случае прогрессирования дегенеративных заболеваний центральной нервной системы.

К профилактическим мерам относят мероприятия, направленные на предупреждение патологических изменений в кортико-бульбарных трактах: будущей матери во время беременности следует избегать влияния на плод вредных факторов: активного и пассивного курения; инфекционных заболеваний и внутриутробных травм.

В ранний период развития ребенка беречь его от травм и инфекций, поражающих центральную нервную систему.

При наличии у ребенка признаков дизартрии необходимо начать раннюю коррекционную работу и медицинское лечение, которое позволит в будущем предотвратить формирование у ребенка вторичных нарушений речи, невротических расстройств и интеллектуальной недостаточности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector