Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей – причины, симптомы, коррекция

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей – причины, симптомы, коррекция

ОНР у детей

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это нарушение развития, характеризующееся стойкой задержкой формирования всех сторон речи — лексической, грамматической и фонетической при изначально сохранном интеллекте и нормальном слухе.

Коррекция и лечение ОНР — трудоемкий процесс, включающий в себя не только преодоление речевых симптомов, но и устранение причины нарушения.

Общее недоразвитие речи

При ОНР отмечается стойкая асинхрония и дисгармония всех компонентов языковой системы. Внешние проявления расстройства различны — от полного отсутствия речи до частичного ее недоразвития. Грубые и стойкие дефекты устной речи могут стать причиной формирования вторичных отклонений — нарушений письменной речи и трудностям при обучении чтению.

Среди всех речевых нарушений ОНР встречается чаще всего и составляет примерно 40%.

 

Причины ОНР у детей

причины ОНР у детей

В основе этого речевого расстройства могут быть такие нарушения, как: алалия, дизартрия, афазия, ринолалия и заикание; несформированность фонематического слуха, а также недостаточность умственного развития и нарушения физического слуха.

Причинами нарушений может стать воздействие на плод неблагоприятных факторов на ранних сроках беременности, в процессе родов или после рождения в период раннего развития ребенка, например:

  • перенесенные матерью во время вынашивания плода инфекционные заболевания;
  • патологическое протекание беременности — токсикозы, резус-конфликт или конфликт по группе крови, внутриутробная гипоксия, вредные привычки матери;
  • недоношенность или переношенность;
  • осложненные роды — асфиксия плода, длительный безводный период, дискоординация родовой деятельности, а также не грубые травмы головного мозга плода в результате применения акушерских щипцов или применения медиками метода Кристеллера (выталкивания плода из матки надавливанием на живот матери).

Также причиной подобных нарушений могут стать частые инфекционные заболевания ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговые травмы средней тяжести, а также языковая среда, негативно влияющая на развитие ребенка.

Классификация ОНР по степени выраженности: уровни ОНР.

Для всех детей с ОНР характерно запоздалое появление речи. Их речевая активность снижена, и без коррекционной работы стремительно уменьшается. Имеющиеся слова с трудом складываются в предложения и фразы. Понимание речи на бытовом уровне обычно соответствует норме. Нарушения грамматического строя речи и звукопроизношения стойкие, их коррекция требует значительных усилий специалистов в содружестве с родителями, и занимает длительное время.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна общая соматическая ослабленность, они плохо координированы, их движения неловкие и замедленные. Мелкая моторика недостаточно развита. Нарушения в двигательной сфере проявляются и в сложностях при осуществлении двигательных заданий по словесной инструкции. Психическое развитие таких детей относительно благоприятно, но речевая недостаточность может вызвать вторичные интеллектуальные отклонения.

Общее недоразвитие речи имеет различные клинические проявления, в связи с чем его разделяют на три формы:

  • Неосложненная. Встречается у детей с ММД: мышечными дистониями, моторной недостаточностью и незрелостью эмоционально-волевой сферы.
  • Осложненная. Наблюдается у детей, имеющих в анамнезе неврологические заболевания или психопатию.
  • Грубые нарушения отмечаются у детей, перенесших органическое повреждение речевых центров коры головного мозга.
Таблица уровней ОНР
Таблица уровней ОНР

В соответствии со степенью выраженности недоразвития речи ОНР разделяют на четыре уровня:

  • I уровень. К этому уровню относят детей, речь у которых практически отсутствует. Во время общения ими используются малопонятные слова и лепетные элементы, сопровождаемые активной пантомимикой. Распознавание их речи посторонними людьми крайне затруднительно, и даже родители вне ситуации могут не понимать ребенка. Активный словарь этих детей обеднен и состоит из звуковых комплексов, нескольких слов и звукоподражаний. Пассивный словарь менее ограничен, но тоже значительно ниже нормы. Отмечаются нарушения импрессивной речи: из-за ограниченного словарного запаса отсутствует понимание множества слов и грамматических форм. Присутствуют грубые нарушения слоговой структуры слов. Дети в состоянии воспроизвести комплексы звуков, включающие в себя один или два слога. Артикулирование смазано, множество (иногда большинство) звуков не поддаются воспроизведению. Фонематические процессы грубо недоразвиты: расстройства фонематического слуха делают невозможным для ребенка фонематический анализ слов.
  • II уровень. К этой категории относят детей, у которых имеются простейшие элементы употребительной лексики. Им присущ скудный словарный запас, не соответствующий возрастной норме, речь содержит аграмматизмы, предложения дети строят простые и однотипные, составляя их из двух-трех слов. Словарный запас также не соответствует возрастной норме. Речь грамматически неправильная: падежи употребляются неверно, части речи не согласованы, присутствуют неточности при образовании числительных. Произношение отдельных звуков искажается, или они могут заменяться. Фонематические процессы нарушены, дети больше понимают, чем в состоянии сказать.
  • III уровень. У детей присутствует развернутая фразовая речь, в которой имеются смысловые и звуковые неточности. Правильное составление сложных предложений вызывает большие трудности. Восприятие речи мало отличается от нормативного, но понимание и усвоение сложных грамматических форм и отношений снижено. Активный и пассивный словарь значительно богаче, чем у детей с речевым недоразвитием двух предыдущих уровней, в речи используются практически все грамматические категории слов, но некоторые обозначения предметов употребляются неверно. Типичны неточности при употреблении частей речи, предлогов, ударений и окончаний. Фонематический слух нарушен менее выраженно, практически все звуки произносятся нормально.
  • IV уровень. У детей с четвертым уровнем отмечаются остаточные явления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Затруднено произношение слов, имеющих сложную слоговую структуру. Склонение, спряжение и фонемообразование вызывает сложности. Объем словаря достаточно богат, но редко встречающиеся слова, поговорки или пословицы непонятны детям, им сложно излагать свои мысли.

Логопедическое обследование

Логопедическое обследование ребенка

Перед началом обследования речи ребенка логопед изучает его медицинский анамнез: данные педиатрического, неврологического осмотра, инструментальных исследований и осмотров другими специалистами. Затем логопед в ходе беседы с родителями выясняет особенности становления речи ребенка, время появления дефекта и его проявления, а также особенности языковой среды, в которой растет ребенок.

Во время речевой диагностики логопед-дефектолог оценивает уровень развития всех компонентов речи, изучает способность ребенка составить рассказ на основе предлагаемых картинок, пересказать услышанное. Затем специалист оценивает нормативность словообразования, словоизменения, согласования и правильность построения предложений. Качественная и количественная оценка словаря позволяет логопеду уточнить насколько правильно ребенок соотносит словесные обозначения с предметами и явлениями.

Обследование детей продолжается оценкой звуковой стороны речи. Логопед осматривает строение речевых органов, оценивает их моторные возможности. Затем переходит к изучению произносительной стороны речи ребенка, слоговой структуры и фонематического восприятия. Также проводится оценка кратковременной и отсроченной слухоречевой памяти.

Оценивая моторное развитие, дефектолог предложит ребенку выполнить несколько заданий, например: завязать шнурки, бантик, застегнуть несколько пуговиц; выполнить упражнения на удержание равновесия на одной ноге; попеременные прыжки.

На основании проведенной диагностики дефектолог составляет заключение о состоянии речевого развития ребенка, а также клинический диагноз, которым обусловлено нарушение.

Важно при постановке диагноза дифференцировать ОНР от схожей по проявлениям задержки речевого развития.

Коррекция ОНР у детей: задачи логопедической работы при различных уровнях речевого недоразвития.

Логопедическое занятие с ребенком

Работа дефектолога-логопеда выстраивается в соответствии с установленной глубиной нарушения речи ребенка:

  1. При I уровне общего речевого недоразвития первостепенная задача дефектолога — это развитие восприятия обращенной речи, повышение речевой активности и совершенствование всех познавательных процессов. Во время обучения специалист уделяет внимание формированию правильного грамматического строя речи детей.
  2. При II уровне речевой недостаточности логопед работает над повышением коммуникативно-речевой активности детей, развитием понимания обращенной речи, лексико-грамматического строя, совершенствованием связной речи. Осуществляется постановка и автоматизация недостающих звуков.
  3. Методика логопедической работы с детьми, имеющим III уровень ОНР, предусматривает развитие связной речи и совершенствование ее лексико-грамматического строя. Также ведется работа над развитием фонематического восприятия и закреплением нормативного звукопроизношения. На занятиях специалист занимается подготовкой детей к обучению грамоте.
  4. Задача логопеда при работе с детьми с IV уровнем ОНР — приближение их речи к возрастной норме. На занятиях совершенствуется и закрепляется произносительная сторона речи, фонематические процессы и лексико-грамматический строй. Специалист развивает способности детей к развернутой фразовой речи, формирует графо-моторные навыки. Уделяется внимание навыкам первоначального чтения и письма.

Коррекционное занятие с детьми с ОНР

При тяжелых формах общего недоразвития речи дети обучаются в коррекционных школах для детей, имеющих грубые речевые нарушения. При III уровне ОНР дети посещают коррекционные классы массовой школы. При IV уровне дети обучаются в общеобразовательном классе массовой школы.

Прогноз и профилактика ОНР

Ребенок лепит из плостелина

Успешность работы по преодолению таких речевых расстройств как ОНР во многом зависит от времени ее начала. Оптимально начинать занятия с ребенком, достигшим трех-четырехлетнего возраста. Также необходимо создать благоприятную языковую среду, в которой формируется речь ребенка, устранить дефицит общения.

К профилактическим мерам относятся все мероприятия, направленные на благополучное вынашивание и рождение ребенка:

  • исключение влияния на организм беременной женщины вредных факторов;
  • регулярные медицинские осмотры;
  • квалифицированная медицинская помощь во время рождения ребенка;
  • регулярное посещение педиатра и невролога в первый год его жизни.

При тяжелых формах речевого недоразвития важно обеспечить дошкольнику возможность обучаться в специализированных группах ДОУ и коррекционных классах в школьном возрасте.

При своевременной коррекционной и медицинской помощи недостаточность словесной речи таких детей к школьному возрасту удается скомпенсировать и приблизить развитие ребенка к норме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector