Моторная алалия – причины, симптомы, диагностика и коррекция.

Моторная алалия – причины, симптомы, диагностика и коррекция.

Моторная алалия у детей

Алалия — это глубокое речевое расстройство, характеризующееся выраженным недоразвитием или полным отсутствием речи у ребенка. Несмотря на изначально сохранный слух и интеллект, алалия ограничивает умственное развитие личности и сказывается на психическом здоровье детей.

Моторная алалия

Моторная алалия

Одна из трех существующих форм алалии — моторная. Ее возникновению способствует органическое повреждение речевых центров головного мозга во внутриутробном периоде или в первые годы жизни.

При моторной алалии у ребенка практически не возникает проблем с пониманием устной речи, его артикуляционный аппарат сформирован правильно, интеллект первично сохранен. Однако вторичные нарушения негативным образом сказываются на умственном развитии, существенно ограничивая полноценное формирование личности.

Чаще всего моторная алалия встречается среди мальчиков дошкольного возраста, и проявляется различной степенью тяжести: от полного отсутствия способности говорить до незначительных отклонений при произношении отдельных звуков.

Причины

Тяжесть речевого расстройства тесно связана с моментом поражения речевых зон: чем раньше возникло патологическое состояние, тем сильнее будет выражена речевая недостаточность.

Причины поражения речевых зон центральной нервной системы:

  • внутриутробное инфицирование плода, особенно, в первом триместре беременности;
  • инфицирование при прохождении через родовые пути при рождении;
  • перинатальная гипоксия или гипоксия во время родов;
  • осложненное течение беременности: угроза прерывания, тяжелые формы токсикоза;
  • внутриутробная или родовая травма, а так же травмы головы ребенка или перенесенные нейроинфекции в раннем возрасте;
  • глубокая недоношенность;
  • заболевания матери хронического течения;
  • генетическая предрасположенность.

Отсутствие речевого общения или наличие в близком окружении людей с патологией речи так же является провоцирующим фактором в возникновении экспрессивной алалии.

Патогенез

Речевой дефект при моторной алалии обусловлен органическим повреждением или недостаточным развитием речевых зон обоих полушарий головного мозга, ответственных за воспроизводство речи. Чаще всего поражение происходит в результате инфекционных заболеваний, поражающих ЦНС, а так же черепно-мозговых травм в доречевой период.

Классификация

В зависимости от локализации патологического процесса в ЦНС выделяют две формы нарушения: афферентную моторную алалию и эфферентную.

При афферентной форме патология речи обусловлена кинестетической апраксией, при которой есть способность принимать и переключать артикуляционные позы, но кинестетические импульсы смазаны.

При эфферентной форме механизм нарушения речи вызван кинетической апраксией — смена и поиск артикуляций вызывает серьезные затруднения.

Симптомы

Для моторной алалии характерно значительное недоразвитие фонематической, лексической, морфологической и синтаксической сторон речи, а так же всех форм и видов речевой деятельности. Большое количество многообразных ошибок во время развития спонтанной речи — одно из ярких проявлений алалии. При тяжелом поражении моторных зон речь может полностью отсутствовать или иметь грубые нарушения.

Неречевые проявления

Типичное неречевое проявление моторной алалии — запоздалое формирование всех двигательных навыков при нормальном физическом развитии и достаточно равномерных рефлексах. Неврологическая симптоматика может иметь различные проявления. Чаще всего у детей с моторной алалией отмечается общая неуклюжесть, ребенок с трудом осваивает навыки самообслуживания, особенно связанные с мелкой моторикой: застегивание пуговиц, умение пользоваться столовыми приборами и шнуровать обувь. Умение рисовать и пользоваться ножницами так же осваивается с запозданием.

Чувство ритма не развито, детям не удается повторить простые ритмические рисунки хлопками.

Эмоционально-волевая сфера

Нарушения координации сочетаются с общей заторможенностью, вялостью, или наоборот, повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Игровая деятельность часто однообразна и поверхностна, не содержит игровых действий.

Познавательная деятельность при моторной алалии нарушена: снижено внимание, память, мышление. Но при этом познавательный интерес детей сохранен, так как умственное развитие имеет незначительные вторичные отклонения из-за сниженной речевой активности.

Для таких детей характерна неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость. Из-за склонности к стереотипии, формируется негативное отношение к незнакомой обстановке, наблюдаются сложности при переключении различных видов деятельности.

Речевое развитие

Симптоматика моторной алалии проявляется уже в раннем возрасте отсутствием лепета. Первые слова у ребенка появляются в 3 года или позже, часто используются невербальные средства общения с окружающими. Активный словарный запас обеднен и не соответствует возрастной норме, пассивный словарь при этом достаточно развит.

Языковые нарушения преобладают в структуре речевого дефекта при этой форме алалии. В речи ребенка наблюдаются различные аграмматизмы, затруднения произношения слов при способности произносить отдельно звуки. Слоговая структура слов искажается за счет замены отдельных звуков или слогов, а так же пропусков или перестановок. В речевом потоке ребенок с моторной алалией делает остановки с возможной скандированностью, часто переходит на сочетание словесной и жестовой речи. У детей нарушен грамматический строй речи, ими редко используются предлоги, наречия, глаголы и прилагательные. Отсутствует согласованность между членами предложения по числу, роду, времени и падежу.

В более старшем возрасте часто формируется речевой негативизм из-за болезненного восприятия ребенком дефекта речи, а так же из-за чрезмерно высоких требований при попытках его разговорить.

Нежелание разговаривать ребенок компенсирует общением с помощью мимики и жестов.

Фразовая речь при экспрессивной алалии обеднена, но понимание обращенной речи практически сохранно — часто затруднения вызывает восприятие падежей, предлогов и приставок. Без длительной коррекционной работы с логопедом грамматический строй речи у таких детей не формируется.

Осложнения

Трудности во время общения вызывают у детей отказ от коммуникации, усугубляя ограниченное речевым дефектом интеллектуальное развитие. В качестве вторичных нарушений отмечаются проблемы с письмом и чтением. Часто у таких детей наблюдается неуверенность в себе, вспыльчивость, инфантильность. Все перечисленные нарушения влекут за собой серьезные последствия во взрослом возрасте.

Диагностика

Мама и ребенок на приеме у врача

Постановка диагноза осуществляется несколькими специалистами для исключения состояний, имеющих схожие проявления: умственной неполноценности, аутизма, тяжелой формы дизартрии, афазии, нарушения слуха или голоса, мутизма и др.

Врачебную диагностику проводят педиатр, невропатолог и оториноларинголог. Психолого-педагогическое обследование проводят специалисты в области логопедии и детской психологии.

  • Во время сбора анамнеза возможно установить причину речевого расстройства на основе анализа полученных данных: возможные осложнения беременности или в процессе рождения; особенности развития ребенка в раннем возрасте, перенесенные инфекции и наличие травм головы. Врачебный осмотр выявляет наличие моторных апраксий, позволяет оценить координацию и симметричность рефлексов. По результатам диагностики строится план как лечить патологию. Так же могут быть назначены дополнительные обследования: ЭЭГ, УЗИ брахиоцефальных артерий, магнитно-резонансная томография головного мозга.
  • Логопед оценивает развитие всех сторон речи ребенка и уровень ее развития. Речевой статус определяется во время выполнения ребенком различных заданий, с помощью которых специалист выявляет объем словаря, грамматический строй и слоговую структуру речи; выявляет степень нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Проводится оценка артикуляционных органов и их возможностей.
  • Психологическая диагностика направлена на оценку эмоционально-волевой сферы ребенка и его когнитивного развития.

Все действия логопеда и психолога проводятся в форме игры в максимально комфортной обстановке и в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы ребенок вел себя как можно более естественно и свободно, что позволит полноценно оценить его речь и поведение в предложенных ситуациях.

Коррекция

Логопед проводит занятие с ребенком с моторной дизартрией

Для компенсации повреждений ЦНС проводятся лечебные мероприятия, включающие в себя прохождение курсов физиотерапевтических процедур и лечения фармпрепаратами.

Нарушения в сфере высших психических функций и эмоционально-волевой сферы корректируются на занятиях с психологом.

Коррекционная работа при моторной алалии должна начинаться как можно раньше, до 4 лет, оптимально  — в логопедическом детском саду.

Логопедическая работа направлена на развитие у ребенка мотивации к речевому общению, обогащение его словарного запаса. В создаваемых игровых ситуациях развивается способность вести диалог.

После освоения формы диалога и обогащения словарного запаса становится возможным обучение построению предложений и преодоление аграмматизмов. Во время занятий дети учатся составлять фразы по предложенным картинкам, разгадывают загадки, учат двустишия.

Затем формируется речь в форме монолога и развитие внутренних речевых операций. Дети учатся пересказывать тексты, составлять их, опираясь на картинки, а так же сочинять рассказы по предложенной теме. Внимание ребенка акцентируется на органах артикуляционного аппарата со зрительным подкреплением — на их положении и кинестетическом восприятии. Работа по дифференциации и автоматизации звуков ведется длительно и систематически.

Во время логопедических занятий отмечается и поощряется любая коммуникативно-речевая активность детей.

Прогноз и профилактика

При своевременно начатой комплексной медико-педагогической коррекции прогноз чаще всего благоприятный, однако во многом зависящий от причины, времени и тяжести поражения головного мозга.

В качестве профилактики будущим родителям рекомендуется заранее позаботиться о здоровье ребенка, пройти все рекомендуемые лечащим врачом обследования организма. Во время вынашивания плода будущей матери необходимо беречься от инфекционных заболеваний и травм, особенно в области живота.
После рождения тщательно следить за здоровьем новорожденного, не допускать его травмирования и создать благоприятный речевой режим в семье: разговаривать с ребенком, поощрять его речевую активность.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector