Механическая дислалия

Механическая дислалия

Механическая дислалия

Механическая дислалия — это речевое нарушение, обусловленное врожденными или приобретенными аномалиями строения периферического речевого аппарата. В результате дефектов органов речи отмечается искаженное произношение звуков или их выпадение из речи.

Механическая дислалия и её причины

маленькая девочка с дислалией

Дефектное звукопроизношение при органической форме дислалии возникает у детей, имеющих нормальный слух и сохранную иннервацию органов артикуляции, органические повреждения центральной нервной системы отсутствуют. Искажения, замены или пропуски звуков связаны с врожденными пороками развития костных и мышечных структур органов артикуляции (аномальное строение языка, губ, неба, зубочелюстной системы), или с приобретенными патологиями в результате травм челюстно-лицевой области (переломы, разрывы мышц, а также их последствия — сформировавшиеся рубцы или контрактуры на поврежденном участке).

Основные причины механической дислалии

  • Врожденные зубочелюстные аномалии — увеличенное расстояние между зубами, адентия, дефектное прорезывание зубов; аномальное строение челюсти (неправильный прикус).
  • Приобретенные дефекты полости рта. Возникают после рождения и являются следствием полученных травм, длительного сосания соски или большого пальца руки в детском возрасте; рахита или кариеса.
  • Врожденные пороки развития твердого или мягкого неба (высокий или пологий свод); удвоение увулы (небного язычка) или его отсутствие.
  • Дефектное строение губ и языка. Укороченная уздечка, слишком большой массивный или маленький язык, малоподвижные объемные губы.
  • Механические травмы или последствия хирургического вмешательства в челюстнолицевой области.

Патогенез

Расстройства артикуляции, вызванные аномальным строением речевых органов проявляются в нарушениях звукопроизношения, заменах или пропусках отдельных фонем. Зубочелюстные аномалии становятся причиной дефектного произношения шипящих и свистящих звуков, так как воздух проходит сквозь увеличенное расстояние между зубами или челюстями. Возможно искаженное звучание вибрантов, взрывных согласных и губно-зубных звуков.

Аномальное строение губ вызывает снижение их подвижности, невозможность полностью сомкнуть их. В результате страдает произношение звуков, артикулируемых с лабиализацией, а также губно-зубных и губных звуков.

При дефектном строении языка затруднения вызывает подъем языка, в особенности, его кончика, кверху, из-за чего нарушается произношение соноров и шипящих звуков. Также для этой аномалии типичен боковой сигматизм и в целом невнятная речь.

Компенсаторные возможности органов артикуляции в некоторых случаях позволяют добиться полного устранения речевого дефекта даже без медицинской коррекции аномалий строения органов речи.

Симптоматика

Дефектное звукопроизношение проявляется пропусками, заменами или искажениями звуков, близких по артикуляции. Чаще всего проявления носят полиморфный характер и затрагивают сразу несколько групп звуков. Вторично у ребенка формируется фонетико-фонематическое недоразвитие речи и расстройства интонирования.

В отличие от нарушений при физиологической дислалии, при механической форме дефекты речи носят стойкий характер и не самоустраняются к школьному возрасту. Логопедическая коррекция необходима даже при условии хирургического лечения аномалий строения, так как даже после устранения дефекта ребенок продолжит пользоваться привычной артикуляцией.

Фонетические дефекты, характерные для органической дислалии: [р-р’] — ротацизм; [л-л’] — ламбдацизм; [с-с’], [з-з’], [ц], [ж], [ш], [ч] [щ] — сигматизм; [й] — йотацизм; [к-к’] — каппацизм; [г-г’] — гаммацизм; [х-х’] — хитизм.

Диагностика

При постановке диагноза в зависимости от имеющейся аномалии необходимы консультации стоматолога-ортодонта, хирурга-стоматолога, а так же специалистов в области челюстно-лицевой хирургии. Для исключения снижения слуха ребенок проходит обследование у оториноларинголога и сурдолога.

После врачебного осмотра ребенка направляют на рентгеновские снимки черепа, лицевого скелета и зубочелюстной системы.

В ходе логопедического обследования дефектолог устанавливает форму нарушения (органическая или функциональная дислалия) и фонематические дефекты речи. На приеме логопед осматривает речевые органы ребенка, изучает их строение и двигательные возможности. Затем оценивает устную речь и состояние фонематического слуха.

Необходимо исключить у ребенка стертую форму дизартрии, имеющую схожие речевые проявления с механической дислалией.

Лечение и коррекция

Уздечка языка в норме и короткая уздечка

Перед логопедическим воздействием ребенок с механической дислалией нуждается в устранения анатомических дефектов артикуляционных органов (пластика уздечки верхней губы или языка; ортодонтическое или хирургическое лечение челюстно-лицевых аномалий). Параллельно с лечением или после его окончания ребенок проходит курс реабилитации — физиотерапевтические методы воздействия и общий массаж.

После комплексного лечения ребенок посещает занятия с логопедом. На начальном этапе коррекции работа ведется над активизацией артикуляционных органов с помощью гимнастики и логопедического массажа. При постановке звуков используются зонды. Затем логопед работает над их автоматизацией в слогах, затем в словах, фразах и речевом потоке.

Если аномалии органов речи не поддаются медикаментозному устранению, дефектолог ведет работу, направленную на компенсацию недостаточности с опорой на акустический эффект, приближающий речь к нормальной.

Особенности логопедической работы

Логопед проводит занятие с ребенком

Логопедический массаж дефектолог начинает с подготовки органов речи — легкого поглаживания, разминания и постукивания с постепенным увеличением силы и зоны воздействия. Гимнастику ребенок выполняет самостоятельно перед зеркалом, в случае затруднений — с помощью специалиста. Каждое упражнение выполняется от четырех до семи раз.

Постановка звуков ведется тремя способами и с учетом анатомических дефектов, не поддающихся устранению:

  • Первый способ — по подражанию. Дефектолог произносит нужный звук, утрированно артикулируя, а ребенок старается повторить его.
  • Второй способ — механическое воздействие. С помощью логопедических инструментов (постановочных зондов, шпателя и т.п.) специалист воздействует на органы речи.
  • Третий способ — смешанный. Сочетает в себе метод подражания и механического воздействия.

Автоматизация поставленных звуков начинается с их произнесением в слогах в игровой форме и с использованием специальных материалов. После отработки в слогах, звуки вводятся в словосочетания, затем предложения и в свободную речь.

Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, работа по постановке ведется одновременно, при условии если эти группы различны по артикуляции и акустике (свистящие и соноры; шипящие и вибранты).

При нарушенном слуховом восприятии логопед проводит работу над дифференциацией звуков.

Дефекты звукопроизношения при механической форме дислалии в случае успешного медико-педагогического воздействия устраняются или компенсируются в среднем в сроки от трех до шести месяцев.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector