Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж при дизартрии

В коррекционной работе с детьми, страдающими дизартрическими расстройствами речи, дефектолог использует дополнительные методы активного механического воздействия. Для нормализации тонуса, повышения эластичности мышечных волокон и улучшения функционального состояния переферических речевых органов дефектолог осуществляет логопедический массаж различных групп мышц (лица, шеи, рук, а так же мускулатуры органов артикуляции).

Массаж при дизартрии способствуют выравниванию и нормализации мышечного тонуса, снижению повышенного слюноотделения, восстановлению нормального дыхания и, как следствие, улучшению звукопроизношения. Также логопедический массаж улучшает состояние эмоциональной сферы ребенка, снимает его нервное напряжение.

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж с использованием зонда

Специфика речевых нарушений при дизартрии проявляется в расстройствах общего мышечного тонуса, а также тонуса артикуляционных и мимических мышц. У детей могут присутствовать непроизвольные патологические движения в различных мышечных группах. Из-за нарушения иннервации органов артикуляции способность осуществлять ими произвольные движения снижается. Эти нарушения вызывают дефекты произносительной и просодической сторон речи.

Один из наиболее эффективных методов преодоления патологического состояния — логопедический массаж при дизартрии. Осуществляется дефектологом во время занятий, а также родителями ребенка в домашней обстановке.

Цели массажа

Основные цели работы:

  • Достижение нормотонуса общей, мимической и речевой мускулатуры;
  • Снижение выраженности параличей и парезов периферических речевых органов;
  • Увеличение объема движений, силы и сократительной способности органов артикуляции;
  • Повышение способности ребенка осуществлять произвольные скоординированные движения органами речи.

Показания и противопоказания

Перед назначением курса массажа ребенок проходит медицинское обследование для оценки состояния мышечного тонуса, в том числе, речевой мускулатуры. У ребенка выявляют форму и степень выраженности дизартрии — это необходимо для подбора тактики логопедического воздействия. При выявлении нарушений мышечного тонуса органов артикуляции ребенку показан логопедический массаж.

Противопоказания к процедуре:

  • острая фаза любого инфекционного заболевания;
  • активная форма туберкулеза;
  • конъюнктивит;
  • кожные заболевания, в том числе хронические;
  • болезни полости рта (гингивит, стоматит, герпетическая инфекция);
  • увеличение лимфоузлов;
  • усиление пульсации сосудов в области шеи.

Виды массажа

Вид логопедического массажа подбирается индивидуально с учетом имеющихся нарушений: при спастичности и повышенном мышечном тонусе проводят массаж, направленный на расслабление мускулатуры: медленные поглаживания начинают от мышц рук, двигаясь к области плечевого пояса, затем к шее и постепенно переходят к массажу мышц лица и речевых органов.

При мышечной вялости используют приемы укрепляющего тонизирующего массажа: разминания, вибрация и растирание.

 

Техника выполнения

процедура логопедического массажа

Подготовка к логопедическому массажу начинается с классических поглаживающих движений рук, плеч, грудного отдела и шеи ребенка. Затем продольными поглаживающими движениями специалист массирует лицо ребенка, поднимаясь от линии бровей к линии роста волос. Затем поглаживает, разминает и растирает челюсти вдоль жевательной мускулатуры. Массажные движения лицевых мышц укрепляют их и нормализуют тонус.

Точечный массаж направлен на биологически активные точки над бровями, расположенные примерно в двух сантиметрах от крыльев носа. Массаж этих областей отвечает за носовое дыхание, движения в этих зонах должны быть достаточно сильные. Затем логопед переходит к разминанию щечных, скуловых, жевательных и круговой мышц рта.

Во время сеанса специалист использует логопедические инструменты (зонды, силиконовые массажеры), а также подручные средства: зубные щетки с мягкой щетиной, чайные и столовые ложки.

Зондовый массаж

Логопедические зонды

Зондовый массаж при дизартрии — эффективный способ нормализации речевой моторики с помощью целенаправленного воздействия на пораженную область специальными инструментами.

Некоторые приемы работы с основными зондами:

  • Ежик. Область воздействия — губы, язык, щеки, скуловая и жевательная мускулатура. Прокатывающими движениями зонда логопед воздействует на массируемую зону.
    Наиболее эффективен при сниженном тонусе и парезах речевых мышц. Применяется также для массажа рук и пальцев ребенка.
  • Лебедушка. Область воздействия — щеки, скуловая зона и мягкое небо. Петелькой на кончике зонда осуществляют нажимы и прокручивания в области щечных мышц и мягкого неба.
  • Саночки. Вкручивающими, скользящими, пружинистыми или возвратными движениями обрабатывают язык, скулы, щеки, губы и мягкое небо. Используются эти зонды также для растягивания подъязычной уздечки.
  • Топорик. Массаж осуществляется плотными нажатиями на язык или скольжением по нему. Сила нажатия подбирается в зависимости от мышечного тонуса. При вялости мышц движения глубокие и ритмичные, при гипертонусе — поглаживающие и расслабляющие.
  • Шпатель. Поглаживающими и постукивающими движениями массируют мышцы языка.

Техника логопедического массажа с помощью зонда

Массаж зубной щеткой

Логопедический массаж языка при дизартрии можно осуществлять с помощью зубной щетки с мягкой щетиной. Причесывающими движениями массируют язык, движения начинаются от кончика к корню, и наоборот. После чего выполняются движения щеткой «елочкой» и нажатия на боковые края языка и его кончик. Затем внимание уделяют подъязычной зоне: точечные движения осуществляют обратным концом зубной щетки. Массажные движения начинаются снизу вверх (по бокам от уздечки) — к кончику языка.

Массаж лица

Осуществляется данный вид массажа в следующей последовательности:

  • Лоб. Двигаясь от центра к вискам разминают его плавными движениями. От линии бровей волнообразные поглаживающие движения направляются к линии роста волос.
  • Мышцы щек. Растягивающими движениями пройтись от уголков губ к височным областям; от скуловых зон к нижней трети лица.
  • Крылья носа. Растирающими движениями двигаться вверх и вниз.
  • Носогубная область. Прорабатывается движениями от складки до крыльев носа.
  • Губы. Вибрирующими движениями разминается верхняя и нижняя губа от середины к уголкам.
  • Веки. Массажные движения осуществляются без нажима. Поглаживания век начинают по часовой стрелке, и затем наоборот.
  • Подбородок. Прорабатывается ритмичными растирающими движениями.
  • Уши. Зона ушей разминается легкими поглаживающими движениями.

При наличии у ребенка ассиметрий лицевых мышц, пораженная сторона прорабатывается наиболее тщательно.

Массаж языка пальцами

При проведении пальцевого массажа языка специалист надевает специальные напальчники или оборачивает их медицинской марлей. Язык массируют, удерживая его положение двумя пальцами — большим и указательным. Начинают с поглаживающих движений, идущих от основания к кончику языка — это массаж продольной язычной мускулатуры. Вертикальные мышечные волокна прорабатываются надавливающими ритмичными движениями от основания языка до его кончика. Поперечная мускулатура прорабатывается с помощью поглаживающих движений зигзагом, затем вправо и влево.

Вялые мышцы активизируются вибрирующими движениями пальцев рук. Уздечка языка растягивается движениями вверх и вниз. При уходе языка в сторону спастичную половину поглаживают для ее расслабления, а вялую — ритмичными движениями разминают.

Проведения массажа в домашних условиях

Перед началом массажа в условиях дома необходимо получить рекомендации логопеда о подходящей технике его выполнения. Массажные движения достаточно просты и чтобы овладеть ими не обязательно иметь специальную подготовку. В качестве инструментов подойдут зондозаменители, например, коктейльные палочки с округлым наконечником, пластмассовая посуда, зубная щетка, палочки от мороженого. Для исключения травмирования слизистых рта используются детские соски.

Для повышения эффективности массажа важен эмоциональный настрой ребенка — во время процедуры полезно включать негромкую приятную музыку, сопровождать движения рук сказками или стишками.

Осуществление родителями логопедического массажа в домашних условиях позволит ускорить устранение речедвигательного дефекта и ускорить формирование правильного звукопроизношения.

Ребенок старшего возраста легко обучается простым приемам самомассажа.

Важные правила массажа

Техника логопедического массажа

Для того, чтобы применение метода было максимально эффективным, важно создать комфортную и расслабляющую атмосферу в помещении для массажа. Ребенок удобно располагается в положении полулежа. Под головой достаточно высокая подушка. Совсем маленьких детей возможно расположить в детском кресле или прогулочной коляске.

Комфортная температура, чистота и свежий воздух — важные составляющие лечебного воздействия. Кожа рук дефектолога теплая и чистая, наличие украшений и длинных ногтей недопустимо.

 

Длительность процедуры возрастает постепенно, от 3 до 20 минут. Проводят их минимум два раза в неделю, но некоторые приемы возможно применять ежедневно. Стандартный курс логопедического массажа при дизартрии у детей состоит из 10-20 сеансов. Между курсами минимальный перерыв составляет 14 дней, максимальный — два месяца.

Во время воздействия недопустимо причинять ребенку боль или психологический дискомфорт. При некоторых массажных движениях возможны незначительные неприятные ощущения.

Во время сеанса специалист использует перчатки, чистую ткань или напальчники.

Первые ощутимые результаты от логопедического массажа можно увидеть после окончания первого курса. Но для достижения максимального результата в преодолении речевого дефекта понадобится длительное, комплексное и регулярное медицинское и логопедическое воздействие, а также активное участие родителей.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector