Корковая дизартрия у детей

Корковая дизартрия у детей

Корковая дизартрия у детей

Корковая дизартрия — это расстройство речи, возникающее в результате очаговых поражений зон коры головного мозга, регулирующих процессы воспроизведения звуков. Речь при этом нарушении нечленораздельна, темп и ритм нарушен, труднопроизносимые звуки пропускаются или заменяются.

В детском возрасте причинами корковой дизартрии становятся перинатальные патологии, черепно-мозговые травмы или новообразования в головном мозге.

Корковая дизартрия

Маленький ребенок с дизартрией

Расстройства артикуляции при корковой дизартрии у детей обусловлены избирательным центральным парезом мускулатуры речевых органов: очаговое повреждение затрагивает нижние отделы прецентральных или постцентральных зон коры больших полушарий, на которых спроецированы органы артикуляции.

Проявления корковой дизартрии часто наблюдаются среди детей с церебральным параличом.

Патогенез

Существуют два ведущих механизма формирования корковой формы дизартрии. В первом случае происходит повреждение передней центральной извилины мозга, при котором затруднения при артикуляции вызваны центральным парезом мускулатуры языка и мимических мышц.

При фокальном поражении постцентральных отделов происходит расстройство передачи нервных импульсов к органам артикуляции. Неспособность моторных зон регулировать движения речевой мускулатуры вызывает артикуляционную апраксию — дефектность речи при отсутствии парезов и параличей артикуляционных органов.

Причины

Нарушения речи при корковой форме дизартрии обусловлены очаговым повреждением нижних отделов постцентральных или премоторных полей коры доминантного полушария мозга. Наиболее распространенные факторы, приводящие к таким поражениям в детском возрасте:

  • Перинатальная патология. В результате воздействия неблагоприятных факторов на плод во время беременности (кислородное голодание, внутриутробное инфицирование, иммунологический конфликт плода с кровью матери), а так же патологическое течение родов — травма во время рождения, асфиксия новорожденного, стремительные или преждевременные роды.
  • Открытые или закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясения мозга в раннем возрасте.
  • Сдавление мозговых структур в результате формирования посттравматических внутричерепных гематом.
  • Очаговые новообразования в головном мозге. Неоплазии вызывают компрессию или деструкцию церебральной коры.
  • Нейроинфекции, осложненное течение общих инфекционных заболеваний и хронические средние отиты также могут стать причиной поражения отдельных участков мозга.

Классификация

Корковая дизартрия

В зависимости от проявлений выделяют две формы корковой дизартрии — афферентная (кинестетическая) и эфферентная (кинетическая).

В первом случае поражению подвергаются постцентральные корковые зоны ведущего полушария. Речевые нарушения сочетаются с оральной апраксией — отсутствием способности по команде выполнять сложные движения губами и языком при участии оральной мускулатуры (цокание языком, облизывание губ); и с апраксией контрлатеральной руки.

Эфферентная форма возникает при фокальном поражении передних центральных зон коры головного мозга. Часто наблюдается в сочетании с парезом контрлатеральной половины тела. Речь характеризуется отсутствием плавности, замедленным темпом, проговариванием слов по слогам.

Симптомы

Ведущие симптомы речевого дефекта — нарушения темпа и ритма экспрессивной речи, замедленность и отсутствие плавности. Движения губами и языком вызывают у больного затруднения. Из-за нарушенной иннервации мускулатуры языка с трудом произносятся переднеязычные звуки. В речевом потоке отмечаются пропуски или замены трудноартикулируемых звуков. В целом речь малопонятна и смазана, смысл высказывания при этом не нарушается.

Для кинестетической формы корковой дизартрии типичны такие проявления, как прерывистость и толчкообразность речи, возникающие из-за постоянного поиска нужного положения органов артикуляции. Напряжение при артикулировании вызывает повышение силы голоса и вынужденное оглушение некоторых звонких согласных, щелевые согласные заменяются на смычные. При прикосновениях к лицу больной затрудняется с определением места касания из-за снижения чувствительности.

Кинетическая форма характеризуется сложностями при переходе от одного звука к другому, удлиняются согласные звуки в начале или конце слов, а также ударные гласные. Апикальные и какуминальные согласные произносятся дефектно или заменяются дорзальными. Больному с трудом удается удерживать артикуляционные позы, слова произносятся по слогам или с паузами. Артикулирование сопровождается патологическими синкинезиями.

Диагностика

Для выявления корковой дизартрии проводится комплексное медицинское и педагогическое обследование.

Консультации специалистов

Во время неврологического осмотра у больного отмечается ассиметричность мышц лица, парезы мимических мышц, повышенный тонус языка, отклонение его в сторону. Отмечается апраксия артикуляционных органов и трудности выполнения движений по инструкции. Возможно присутствие признаков центрального гемипареза и расстройств чувствительности.

В ходе логопедического обследования выявляются следующие особенности: замедленный темп речи, ее прерывистость. В речевом потоке отмечаются замены или пропуски звуков, речевое напряжение. Отдельные фонемы выпадают, появляются вставочные звуки.

Фонематический слух и смысл высказывания сохранны, речевое дыхание и голос в пределах нормы, гиперсаливация отсутствует. У одного ребенка могут сочетаться признаки обеих форм корковой дизартрии — афферентной и эфферентной. При легкой степени нарушения могут присутствовать только в виде затруднений при выполнении тонких движений кончиком языка. Это проявляется в замедлении произношения переднеязычных звуков и заменой некоторых согласных, при артикулировании которых необходимо поднимать кончик языка вверх, на дорсальные звуки. У ребенка могут присутствовать признаки общего недоразвития речи и фонетико-фонематических нарушений.

Методы диагностики

После сбора анамнеза и осмотра неврологом, ребенка направляют на инструментальную диагностику.

Выявить причину заболевания и степень обширности повреждений возможно с помощью компьютерной или магнитно-резонансной томограммы, в сложных случаях для наиболее точной диагностики возможно применение обоих методов, а также функциональной (позитронно-эмиссионной) томографии.

При признаках инфекционно-воспалительного процесса выполняют лабораторные исследования цереброспинальной жидкости. Для выявления возбудителя диагностика осуществляется методом ПЦР или ИФА.

При постановке диагноза необходимо дифференцировать нарушение от схожих по характеристикам форм афазий, в отличие от которых при корковой дизартрии содержательная сторона речи остается сохранной и отмечаются трудности при произношении некоторых звуков.

Отличия с моторной афазией (афферентной формой) проявляются в сложностях при артикулировании в произвольных и автоматизированных высказываниях; речевые стереотипии присутствуют только в самых тяжелых степенях корковой дизартрии.

Лечение и коррекция

Занятие с логопедом

Логопедическая работа, направленная на восстановление речевой функции, проводится на фоне медикаментозного или хирургического лечения основной патологии (последствий травм, инфекционных или опухолевых процессов, ПЭП). Для повышения эффективности медицинского и педагогического воздействия ребенок проходит комплексную реабилитацию, в том числе, психологическую.

Лечение

Медикаментозная терапия направлена на активацию обменных процессов и функциональное восстановление центральной нервной системы. Невролог назначает пациенту прием ноотропных и нейрометаболических препаратов, а так же фармакологических средств, улучшающих церебральную гемодинамику. При необходимости улучшения психоэмоционального состояния ребенку могут быть назначены седативные препараты.

На фоне медикаментозной поддержки ребенок проходит курсы массажа, кинезиотерапии и различные виды рефлексотерапии. Обязательным условием успешной реабилитации является проведение с ребенком лечебной физической культуры, в том числе, механотерапии.

Психологическое консультирование осуществляется для успешной адаптации и реабилитации ребенка. Для воздействия используются такие методы, как арт-терапия, различные виды релаксации и групповые занятия.

Коррекция

Логопедическое занятие с девочкой с дизартрией

Логопедическая коррекция должна начинаться при появлении первых признаков дизартрического расстройства у ребенка. Ведущие методы воздействия — артикуляционная гимнастика и массаж речевых органов.

На начальном этапе осуществляется постановка сложноартикулируемых звуков и их автоматизация. Параллельно развивают мелкую моторику рук ребенка. Впоследствии начинается работа над коррекцией имеющихся фонетико-фонематических нарушений, а также над темпом и ритмом речи.

Важное условие успешности логопедического воздействия — участие родителей. Ускорить устранение или сглаживание дефекта речи помогут регулярные занятия с ребенком в домашних условиях, а так же самостоятельное выполнение элементов артикуляционной гимнастики и логопедического массажа.

Осложнения

Возникшая корковая дизартрия в доречевой период вызывает общее недоразвитие речи, формируется скудный словарный запас. Дефектность произносительной стороны речи вызывает нарушения фонематического восприятия, возникает ФФНР. У таких детей страдает общее состояние центральной нервной системы, наблюдается дефицит внимания и снижение памяти. У ребенка могут отмечаться вторичные нарушения процесса чтения и письма. По мере взросления ребенок начинает осознавать речевой дефект, что вызывает у него психоэмоциональные проблемы и отказ от речевого общения. Дети становятся замкнутыми, отсутствие полноценной коммуникации затрудняет их адаптацию в социуме.

Прогноз и профилактика

При своевременной и адекватной медицинской и логопедической помощи в отдельных случаях возможно полное восстановление речи. При тяжелой степени корковой дизартрии, возникшей на фоне детского церебрального паралича, серьезных черепно-мозговых травм, особенно родовых или внутримозговых опухолей прогноз наименее благоприятен.

Профилактика корковой дизартрии начинается еще до рождения ребенка. Снижению риска возникновения перинатальной патологии способствует заблаговременная подготовка матери к вынашиванию плода: медицинское наблюдение во время беременности; снижение влияния вредных факторов на организм матери; правильное питание. При наличии среди родственников людей с врожденными аномалиями необходимо получить консультацию генетика. В раннем детском возрасте для снижения риска речевых нарушений необходимо избегать инфекционных заболеваний и получения ребенком черепно-мозговых травм.

 

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector