Функциональная дислалия у детей

Функциональная дислалия у детей

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия — это дефект устной речи, обусловленный дисфункцией корковых зон речеслухового и речедвигательного аппаратов, либо неправильной языковой средой. Основная симптоматика речевого нарушения — замены, искажения или смешения звуков.

Функциональная дислалия

При функциональной форме речевого дефекта у ребенка отсутствуют аномалии строения органов речи, их иннервация сохранна. Нарушения звукопроизношения связаны с недостаточным уровнем зрелости центральных речевых анализаторов или с неблагоприятной речевой средой, в которой воспитывается ребенок. Отсутствие логопедической коррекции влечет за собой формирование вторичных отклонений — дисграфии и дислексии.

Причины

У детей с функциональной дислалией периферические речевые органы сформированы правильно, нарушения иннервации и слуха отсутствуют. Речевая патология вызвана нейродинамическими нарушениями в коре больших полушарий. Возникает под влиянием биологических или социальных факторов:

Биологические факторы

  • Задержка психического развития ребенка;
  • ослабленное здоровье, склонность к частым простудам;
  • хронические заболевания;
  • недостаток витаминов;
  • нарушения обменных процессов;
  • несбалансированное или недостаточное питание.

Задержка в физическом развитии вызывает дефицит нейродинамических компонентов, что проявляется в неточности целенаправленных артикуляционных движений, расстройствах проприоцепции и недоразвитии фонематического слуха.

Социальные факторы

Девочка закрывает рот ладошками

Речевая среда, в которой растет ребенок, может оказать негативное влияние на его речевое развитие: копирование родителями лепетной речи, коверкание слов; наличие в близком окружении ребенка взрослых с нарушениями речи (заикания, картавости и т.п.), семейный диалект. Двуязычие в семье негативным образом сказывается на формировании речевых навыков: нормальное звучание фонем для одного языка отражается на втором, где такое звукопроизношение является дефектным.

Социальная и педагогическая запущенность также становится причиной рассматриваемой патологии: игнорирование взрослыми дефектов речи ребенка и отсутствие своевременной логопедической помощи вызывают у ребенка функциональную дислалию.

Патогенез

Развитие функциональной дислалии происходит на фоне несогласованности и слабости нейродинамических процессов в коре больших полушарий. При отсутствии органических нарушений в речедвигательных и речеслуховых центрах, в них наблюдается несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Проявления речевой патологии зависят от зоны нарушения: при поражении центра Брока ведущим дефектом становятся моторные расстройства; при поражении зоны Вернике — возникают нарушения звукового восприятия и звуковой дифференциации.

Классификация

Учитывая ведущую симптоматику, функциональная дислалия подразделяется на три формы:

  • Моторная функциональная дислалия. Возникает на фоне недостаточной готовности речевых органов к выполнению сложных двигательных актов: удерживание губ и языка в нужном положении; переключению артикулем. Двигательная неточность и недифференцированность становится причиной дефектного звуковоспроизведения.
  • Сенсорная функциональная дислалия. Речеслуховое недоразвитие вызывает трудности при узнавании и дифференциации оппозиционных звуков речи.
  • Смешанная форма. При наличии сенсорных и моторных расстройств у ребенка, который некоторые звуки искажает, а другие заменяет близкими по артикуляторным или акустическим признакам, наблюдается сочетанный речевой дефект — сенсомоторная дислалия.
Три формы функциональной дислалии
Три формы функциональной дислалии

Существует также несколько видов функциональной дислалии, которые определяются характером основных проявлений — расстройствами фонетики или фонематики:

  • Акустико-фонематическая дислалия. При этой форме нарушения у ребенка отсутствует способность слухового различения отдельных, близких по акустическим признакам фонем. Звуки пропускаются, заменяются или смешиваются.
  • Артикуляторно-фонематическая дислалия. Формирование артикуляционной базы при данной патологии нарушено. В речи ребенок употребляет более простые по артикуляционному укладу звуки, что вызывает смешение или замены близких звуков.
  • Артикуляторно-фонетическая дислалия. Страдает звуковая сторона языка при нормально развитых фонематических процессах. Звуки при этом речевом нарушении искажаются, реже — пропускаются.
Виды функциональной дислалии
Виды функциональной дислалии

Диагностика

Диагноз устанавливается в ходе логопедического обследования: дефектолог определяет форму и вид дислалии. На основании полученных результатов выбирается тактика дальнейшей коррекционной работы.

Изучение анамнеза включает в себя просмотр медицинской карты ребенка и беседу с родителями. Специалист выясняет особенности течения беременности, процесса родов, а так же процесс становления речи. Также в ходе беседы уточняется какие заболевания перенес ребенок в раннем возрасте, получал ли травмы. Важное значение имеет наличие среди близких родственников ребенка людей, имеющих речевые нарушения, а также двуязычия в семье. Для постановки окончательного логопедического диагноза могут потребоваться медицинские заключения оториноларинголога, сурдолога и невролога.

Для оценки артикуляционного праксиса дефектолог предлагает ребенку выполнить несколько заданий:

  • открыть рот и закрыть его;
  • сложить губы в трубочку, после чего растянуть их в улыбку;
  • высунуть язык, удерживая его то «лопатой», то «иголочкой».

Во время выполнения этих упражнений оценивается речевая моторика ребенка, объем и точность движений, скорость выполнения упражнений и тонус артикуляционной мускулатуры.

Звукопроизношение ребенка дефектолог обследует, предлагая описать предметы, нарисованные на карточках. Изображения предметов подбираются специальным образом, чтобы исследуемые звуки встречались в начале, середине и окончании слов. С помощью метода дефектолог выявляет характер дефекта речи — замены, пропуски, искажения или смешивания звуков.

Оценка фонематического слуха также проводится при помощи дидактических материалов с изображениями предметов, в названии которых присутствуют оппозиционные согласные.

Во время обследования важна дифференциальная диагностика функциональной формы дислалии от схожей по некоторым проявлениям стертой формы дизартрии. Во втором случае, кроме смазанности артикуляции и неточности произношения, наблюдаются нарушения просодической стороны речи, дыхания и мышечного тонуса речевых органов.

Лечение и коррекция

Логопед занимается с ребенком

Тактика коррекционного воздействия определяется исходя из структуры речевого дефекта. При акустико-фонематической форме нарушения ведущее направление работы — развитие фонематики. При артикуляторно-фонетическом нарушении — основной упор делается на развитие речевой моторики. Артикуляторно-фонематическая дислалия корректируется развитием одновременно фонематических процессов и артикуляционного праксиса.

Речевой праксис ребенка логопед развивает, тренируя артикуляционную мускулатуру, которая принимает участие при воспроизведении трудноартикулируемых звуков. Для этого необходимо выполнение специальных упражнений, входящих в комплекс артикуляционной гимнастики. Выполняются упражнения на формирование правильной воздушной струи. Также для подготовки речевых мышц логопед проводит массаж артикуляционных органов с помощью зондов. После выполнения массажа и комплекса упражнений, дефектолог переходит к постановке звуков, их дифференциации и автоматизации.

Девочка закрывает рот ладошками

Работа над фонематическими процессами осуществляется параллельно с развитием артикуляционного праксиса. Логопед совершенствует слуховое внимание ребенка, его память и способность к различению фонем. Для облегчения понимания дефектолог использует методику звукоподражания в игровой форме, узнавание ребенком неречевых звуков.

Для закрепления полученных навыков на индивидуальных занятиях с логопедом, родителям необходимо заниматься с ребенком в домашних условиях, самостоятельно проводить с ним артикуляционную гимнастику и выполнять несложные приемы массажа, а также учить с ребенком стихи и проговаривать чистоговорки. Детям полезно посещение специальных логопедических групп в детских дошкольных учреждениях.

 

Прогноз и профилактика

Прогноз при функциональной дислалии благоприятный, речевой дефект при грамотном подходе со стороны педагогов и родителей, полностью устраняется. Сроки коррекции нарушений индивидуальны, и зависят от изначального уровня речевого развития и регулярности логопедических занятий. Важно начать работу над устранением дефекта в дошкольном возрасте. В противном случае речевое расстройство может негативно сказаться на обучении ребенка письму и чтению, а патологическое звукопроизношение и звуковосприятие принять стойкий, труднообратимый характер.

Профилактика функциональной дислалии начинается еще до рождения ребенка: будущей матери необходимо следить за состоянием своего здоровья и вовремя проходить все медицинские обследования, по возможности исключать влияние вредных факторов на развитие плода.

После рождения ребенка по возможности избегать инфекционных заболеваний и черепно-мозговых травм. С ребенком необходимо много разговаривать, оречевлять свои и его действия, называть окружающие его предметы и поощрять любую его речевую активность. Не следует подражать его лепетной речи.

Оптимальная речевая среда также подразумевает отсутствие в ближайшем окружении ребенка взрослых с дефектами звукопроизношения, внутрисемейного диалекта и двуязычия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector