Физиологическая дислалия у детей

Физиологическая дислалия у детей

Физиологическая дислалия

Физиологическая дислалия — это речевое расстройство, обусловленное возрастной двигательной недостаточностью артикуляционных органов, а также не до конца сформированным фонематическим слухом.

Физиологическая дислалия

Дефектность звукопроизношения в данном случае носит временный характер, и самоустраняется по достижению ребенком возраста четырех-пяти лет без медицинской и логопедической коррекции.

Как правило, речь ребенка в период активного развития характеризуется недостаточной четкостью, отдельные звуки заменяются более простыми, смешиваются, смягчаются или пропускаются. В период младшего и среднего дошкольного возраста в норме у детей отмечается недостаточный уровень развития связной речи и ее грамматического строя.

После того, как ребенок достигнет старшего дошкольного возраста любые искажения или пропуски фонем нуждаются в логопедической коррекции.

Дислалия физиологическая иначе называется возрастным косноязычием.

Причины

Возрастные дефекты звукопроизношения у детей, прежде всего, вызваны недостаточной сформированностью речевого аппарата и фонематического слуха.

Большинство звуков в младшем дошкольном возрасте не могут произноситься правильно в силу неподготовленности органов речи — языка и губ, нижней челюсти, а также мягкого неба. До тех пор, пока мышцы речевого аппарата не окрепнут для овладения ребенком правильными артикуляционными укладами и их переключениями, труднопроизносимые звуки будут искажаться, заменяться или пропускаться. С возрастом ребенок осваивает произношение сложных для него звуков и начинает использовать их. На начальном этапе их произношение неустойчиво, и временами по-прежнему отдельные фонемы выпадают из речи.

Недостаточная сформированность фонематического слуха в младшем дошкольном возрасте также может стать причиной физиологического расстройства речи.

Признаки и симптомы

Девочка с дислалией

Возрастное косноязычие проявляется не только пропусками, искажениями и заменами отдельных фонем, общей неразборчивостью высказываний ребенка, но и расстройством грамматического строя речи. Чаще всего свистящие заменяются на шипящие звуки; переднеязычные заменяются свистящими. У все детей изначально отсутствует или заменяется другими звук [р] — вместо него ребенок произносит [л], [й] или [в]. Вместо сонорного звука [л] может употребляться среднеязычный [й]. Заднеязычные звуки часто заменяются переднеязычными. У многих детей наблюдается смягчение твердых согласных, и наоборот, твердое произношение мягких фонем. Сочетание идущих подряд согласных звуков вызывает затруднения у ребенка, в результате он произносит только одну из них.

Внутри слов, имеющих сложную структуру, звуки или даже слоги переставляются местами, а безударные слоги выпадают из них.

К четырем годам дети начинают правильно употреблять окончания и предлоги. В этом же возрасте появляется связная речь: ребенок начинает выстраивать сложные предложения, может выучить и рассказать стихотворение, пересказать сказку. К шести годам речь ребенка грамматически и фонетически правильно оформляется.

Последовательность формирования звуков у детей

постановка звуков при дислалии

Последовательность появления звуков в речи ребенка зависит от готовности речевых органов к их воспроизведению, и речеслухового аппарата к восприятию фонем.

В течение первых двух лет жизни у ребенка в речи появляются гласные звуки и билабиальные (губно-губные) согласные. Благодаря тому, что эти звуки появляются в самом начале становления речи, первыми словами ребенка становятся «мама», «папа» и т.п.). В промежутке между двумя и тремя годами ребенок осваивает произношение еще несколько гласных, простых для артикулирования; губно-зубных; передне-, средне- и заднеязычных звуков. Более сложные звуки (согласные, при произношении которых необходимо воздействие сильной воздушной струи), а также при артикулировании которых задействован и совершает точные движения язык, появляются к пяти годам — это шипящие и свистящие звуки. Позже всех, к шести годам, ребенок осваивает артикулирование соноров.

Старшие дошкольники при нормальном развитии речи осваивают произношение всех фонем родного языка. Если в речи продолжают присутствовать пропуски, замены, искажения или смешения хотя бы одного звука, это не является нормой и требуется педагогическая коррекция.

 

Диагностика

Профилактическое обследование речи детей 4-5 лет проводится в дошкольных учреждениях, а также в поликлиниках по месту жительства. Диагностическое обследование логопедом позволяет выявить речевые дефекты и дифференцировать возрастную дислалию от патологической — функциональной и механической, а также других нарушений речи — общего недоразвития или стертой дизартрии.

Этапы обследования

  • Изучение медицинского анамнеза и процесса становления речи ребенка с самого рождения.
  • Визуальная оценка речевых органов — выявляются при их наличии врожденные или приобретенные аномалии прикуса, зубов; особенности строения неба, губ и языка. При выполнении специально подобранных упражнений специалист определяет подвижность органов артикуляции, амплитуду, точность и скорость их движений.
  • Исследование слуховой дифференциации звуков. В игровой форме, с использованием карточек, дефектолог оценивает звукопроизношение ребенка.
  • Используя специальные материалы, логопед изучает артикулирование звуков речи в разных частях слова. С помощью этого метода возможно выявить не только само нарушение, но и его характер (звук ребенком пропускается, искажается, смягчается и т.п.).
  • Оценка связной речи и ее лексико-грамматического строя. На этом этапе обследования дефектолог использует дидактические материалы и наглядные пособия в игровой форме. Ребенку дают задание придумать рассказ или сказку по предложенным картинкам.

Если по результатам обследования у детей выявляется физиологическая дислалия, коррекционную работу с ними не проводят. Родителям может быть предложено для подготовки органов речи к своевременному появлению сложных звуков проводить артикуляционную гимнастику и простые приемы массажа в домашних условиях.

Профилактика

Для подготовки речевых органов полезно приучать ребенка как можно раньше жевать твердую пищу — благодаря жеванию тренируется артикуляционная мускулатура. Полезно развивать у ребенка мелкую моторику рук — мелкие и точные движения пальцев способствуют развитию речи.
Для формирования правильного звукопроизношения, соответствующего возрастным нормам, детям необходимо организовать полноценную речевую среду в домашних условиях и в дошкольном детском учреждении. Родителям рекомендуется оречевлять все свои действия и проговаривать названия всех предметов, окружающих ребенка, задавать ему вопросы, стимулируя его речевую активность.

Воспитание привычки смотреть на губы говорящего во время разговора поможет ускорить появление в речи трудноартикулируемых звуков. При обращении к ребенку взрослый всегда поворачивается к ребенку лицом и следит, чтобы ребенок тоже смотрел на него.

Взрослым необходимо следить за своей речью, за ее правильным оформлением. Нельзя копировать ребенка, повторяя за ним неправильно произносимые слова и звуки. Ребенку необходимо ежедневно читать книги и разучивать вместе с ним стишки и чистоговорки.

Наличие дефектов произношения у взрослых членов семьи ребенка, семейный билингвизм и дефектная речь сверстников из близкого окружения негативно сказывается на становлении его речи.

Речевые ошибки ребенка необходимо поправлять, произнося звук или слово правильно.

В случае нормального физического и интеллектуального развития они самостоятельно исчезнут к пяти годам, речь ребенка станет ясной и четкой.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector