Экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия - симптомы, лечение

Экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия — симптомы, лечение

Экстрапирамидная дизартрия

Экстрапирамидная дизартрия — это одна из форм дизартрического расстройства, при котором нарушена произносительная сторона речи в результате мышечной дистонии и гиперкинезов в области органов артикуляции.

Речевая дисфункция обусловлена повреждением подкорковых структур, расположенных в больших полушариях и стволе головного мозга.

Экстрапирамидная форма дизартрии часто наблюдается в сочетании с мозжечковой или псевдобульбарной формой.

Экстрапирамидная дизартрия

При этой форме речевого расстройства мышечное напряжение у больного во многом зависит от его эмоционального состояния, поэтому дефекты речи и расстройства фонации носят изменчивый характер, однотипность и стабильность дефектного звуковоспроизведения отсутствует. В состоянии покоя наблюдается относительно нормальный тонус мышц, а при волнении возникают гиперкинезы — неконтролируемые движения мимических и артикуляционных мышц, или гипокинезы — непроизвольное снижение объема движений.

Автоматизация звуков вызывает большие затруднения.

Патогенез

Экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия

Отсутствие слаженности в работе базальных ядер вызывает мышечную дистонию, двигательные расстройства и невозможность выполнения тонких целенаправленных движений. Эти нарушения сказываются на работе артикуляционных органов и голосовых связок, возникает подкорковая дизартрия. На фоне патологического состояния дыхательных мышц нарушается темп и ритм речи, а так же изменяется громкость голоса.

Характерной особенностью экстрапирамидной дизартрии является беспорядочное изменение тонуса мышц, из-за которого артикуляционные расстройства носят непостоянный характер. Звуки непроизвольно выкрикиваются при сильном мышечном напряжении; при снижении тонуса принятие артикуляционных поз и их удержание вызывает большие затруднения. Сложности при воспроизведении речи провоцируют возникновение гиперкинезов мышц лица.

Причины развития

Речевая дисфункция может быть вызвана травматическим или инфекционным повреждением подкорковых ганглиев, а так же опухолевыми процессами, сосудистыми нарушениями и психогенными факторами. Не исключается генетическая предрасположенность к заболеванию.

Основные причины подкорковой дизартрии у детей:

  • Травмы, в результате которых происходит повреждение подкорковых структур. В детском возрасте чаще всего наблюдается в результате травмирования головы новорожденного в процессе рождения. Подобные осложнения также возможны после нейрохирургического лечения.
  • Инфекционные процессы бактериальной, вирусной или грибковой этиологии, локализующиеся в тканях мозга. В некоторых случаях проявления заболевания могут возникнуть спустя несколько лет после перенесенной инфекции.
  • Наличие новообразований внутри мозговых структур могут вызывать разрушение или компрессию подкорковых ядер.
  • Психические расстройства или генетические заболевания также могут стать причиной экстрапирамидной дизартрии.

Поражение базальных структур у детей может быть вызвано интоксикацией организма (например, отравлением угарным газом).

Классификация

В зависимости от характера и выраженности повреждения подкорковых ганглиев двигательные нарушения проявляются в возникновении гиперкинезов или ограничении и замедлении темпа произвольных артикуляционных движений. Учитывая гиперкинетический или гипокинетический характер проявлений, экстрапирамидная дизартрия делится на две формы: гиперкинетическая и ригидная. В первом случае дефект речи обусловлен наличием гиперкинезов, основные его проявления — периодические нарушения звукопроизношения с расстройствами вокализации, до полной утраты способности говорить. Во втором случае у речи больного отсутствует интонационная окраска, отмечается слабость голоса, речь малопонятна для окружающих; присутствуют внезапные остановки и персеверации.

Симптомы

Изменчивость мышечного тонуса влечет за собой сложности в удержании артикуляторных поз и их автоматизации, так как присутствуют нарушения ощущений во время выполнении речедвигательных актов. Из-за отсутствия стабильности при артикуляции автоматизация звуков затруднена, в спокойном состоянии при легком колебании мышечного тонуса ребенок может произносить звуки правильно, так как отсутствуют насильственные движения. Во время эмоционального напряжения, например, при попытках заговорить при постороннем человеке, симптоматика усугубляется, язык резко напрягается и сжимается. Повышение тонуса мышц голосовых связок и дыхательной мускулатуры вызывает голосовые расстройства. Нормальное звуковоспроизведение становится невозможным.

Дети на логопедическом занятии

Эмоционально-двигательные нарушения сказываются на просодической стороне речи: нарушается ее мелодика и ритм, отсутствует интонационная и эмоциональная окраска. Речь становится монотонной, тихой и немодулированной, отмечается дизритмичность и замедленность темпа. Ребенку трудно начать говорить, во время высказывания возникают внезапные остановки, к окончанию фразы происходит затухание голоса.

Непроизвольные движения речевой мускулатуры делают речь невнятной. При гиперкинезах мимические движения носят утрированный характер, часто эти насильственные движения вызывают синкинезии.

Гиперкинезы в диафрагмальной или межреберной мускулатуре вызывают нарушения дыхания и голосообразования, провоцируя непроизвольные выкрики.

У ребенка наблюдаются неприятные для окружающих утрированные мимические движения лицевой мускулатуры.

Диагностика

Выявление локализации и характера повреждения необходимо для выбора оптимальной тактики лечения и коррекции заболевания. Для постановки диагноза проводят различные исследования, основные среди которых:

  • Магнитно-резонансная или компьютерная томография головного мозга. КТ наиболее информативна при травматическом поражении мозговых структур. МРТ предпочтительнее проводить при подозрении на опухолевые или воспалительные процессы; а также при дегенеративных изменениях, ишемических и геморрагических поражениях головного мозга.
  • Исследование спинномозговой жидкости. При подозрении на инфекционно-воспалительную природу нарушения проводят анализ цереброспинальной жидкости.

Врач невролог осматривает ребенка

На неврологическом осмотре врач оценивает состояние мышечного тонуса ребенка, его рефлексы и уровень развития координации. В ходе обследования невролог уточняет наличие экстрапиромидной симптоматики (мышечной дистонии, брадикинезий, гиперкинезов). По результатам осмотра для уточнения диагноза невролог направляет ребенка на необходимые инструментальные исследования и лабораторную диагностику, а так же на дополнительные консультации специалистов в области генетики, инфекционных заболеваний, онкологии и нейрохирургии.

Для исключения психических расстройств проводят совместное психологическое тестирование психотерапевт, психолог и психиатр. В ходе обследования оценивается уровень дискомфорта пациента, вызванного дефектом речи.

Логопед во время консультации определяет объем и силу органов артикуляции, наличие контроля над ними и способности сохранять артикуляционную позу. Специалист выявляет наличие насильственных движений, снижение тонуса в состоянии эмоционального покоя, и повышение мышечного тонуса при волнении и попытке заговорить. Выявленное непостоянство нарушений звукопроизношения, четкости и внятности речи, которые зависят от эмоционального состояния ребенка, являются основанием для подтверждения диагноза подкорковой дизартрии.

Лечение и коррекция

Занятие с мальчиком с Дизартрией

Лечение основного заболевания и последующая реабилитация неразрывно связаны с успешностью логопедической коррекции речевых нарушений.

  • При инфекционной природе заболевания пациенту назначают этиотропную терапию (прием антибактериальных, противовирусных или противогрибковых препаратов).
  • Опухолевые процессы, абсцессы головного мозга и гематомы подлежат хирургическому удалению.
  • Лечение экстрапирамидных расстройств осуществляется с помощью нейролептиков, а так же других фармпрепаратов, улучшающих состояние тканей головного мозга.

Для повышения эффективности медикаментозного лечения ребенку назначают прохождение курсов физиотерапии, в том числе, электростимуляции.

Основные задачи логопедической работы при экстрапирамидной дизартрии направлены на улучшение разборчивости речи, повышение способности к переключению артикуляционных поз и их удерживания, на налаживание речевого дыхания и нормализацию работы мимической мускулатуры. Перед каждым занятием дефектолог проводит логопедический массаж с помощью зондов, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Осложнения

Проблемы с речью, возникающие во время общения, вызывают вынужденное ограничение коммуникации. Осознание дефекта значительно усугубляет его проявления, вызывая невротические расстройства у больного. У детей отсутствие адекватной медицинской и логопедической поддержки чревато формированием вторичных нарушений речи (ФФН, ЗРР, дислексии и дисграфии).

Прогноз и профилактика

Мальчик с дизартрией на занятии с логопедом

Комплексный подход к лечению и коррекции экстрапирамидных расстройств позволит сгладить проявления речевого дефекта. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от причины и выраженности симптоматики заболевания. Наименее благоприятный прогноз исхода болезни при злокачественных новообразованиях головного мозга.

В качестве профилактических мер необходимо избегать инфекционных заболеваний и травм в период беременности, неблагоприятного токсического воздействия, а так же обеспечить безопасность и медицинское наблюдение за здоровьем ребенка в раннем возрасте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector