Дизартрия у детей – причины, симптомы, диагностика и коррекция

Дизартрия у детей – причины, симптомы, диагностика и коррекция

 

Дизартрия у детей

Дизартрия — это врожденное или приобретенное речевое расстройство, характеризующееся нечетким произношением и невнятной речью. Нарушение возникает в следствие органического поражения участков мозга, отвечающих за двигательные механизмы речевого аппарата. Так как дисфункция затрагивает все органы, участвующие в артикуляции, нарушается не только произносительная сторона речи — страдает ее темп и нарушается голос. Первичный дефект может повлечь вторичные осложнения: проблемы с письмом (дисграфию), чтением, и затруднения в восприятии обращенной речи. А так же негативно повлиять на психическое здоровье ребенка и формирование личности.

Дизартрия у детей с ДЦП — самая часто встречающаяся патология речи.

Симптомы

Дизартрия у ребенка

Существует несколько форм дизартрических нарушений и для каждого из них свойственны определенные отклонения от нормы, а так же внешние проявления.

Признаки дизартрии у детей:

  • нарушение подвижности артикуляционного аппарата;
  • повышенный или сниженный тонус отдельных речевых органов;
  • непроизвольные подергивания, сопутствующие произвольным — движения в сторону языка, губ или челюсти во время разговора;
  • повышенное слюнотечение;
  • нарушение голосообразования;
  • отсутствие четкости речи;
  • расстройства дыхания во время речи;
  • амимичность лица.

Дизартрия у ребенка проявляется не только речевыми затруднениями. Страдает так же мелкая и крупная моторика, детям сложно не только совершать мелкие движения, им свойственна общая нескоординированность, они выглядят неуклюжими и неловкими. Могут быть слабовыраженные расстройства внимания, проблемы с запоминанием, эмоциональной и волевой сферами.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи при этой патологии чаще всего отмечается на фоне сохранного интеллекта.

Причины

Этиология дизартрии связана с влиянием неблагоприятных факторов на центральную нервную систему: плода в период внутриутробного развития, или ребенка — в первые годы его жизни.

Например:

  • внутриутробное инфицирование, особенно на ранних сроках беременности;
  • кислородное голодание в пренатальном периоде или во время родов;
  • иммунный конфликт матери и плода;
  • вредные привычки будущей матери, пассивное курение;
  • родовые травмы;
  • недоношенность;
  • плохая экология.

Так же патогенез дизартрии может быть определен травмами головы, нейроинфекциями или отягощенной наследственностью.

Клинические формы

Зоны поражения мозга при различных формах дизартрии

Все клинические формы дизартрии объединяет общая симптоматика:

  • нарушения тонуса артикуляционных мышц;
  • отсутствие согласованности мышечных движений артикуляционных органов;
  • нарушения звуко-произносительной, просодической и интонационной сторон речи;
  • расстройства дыхания и нарушения голоса.

В речевом потоке нарушается ритм и интонация. Звуки нечеткие, смазанные.

С учетом зоны поражения нервной системы дизартрию разделяют на клинические формы.

Классификация

Выделяют несколько форм дизартрии, в зависимости от локализации поражения и механизмов речевых нарушений.

Классификация дизартрии
Классификация дизартрии

 

Стертая дизартрия

При этой форме совмещаются проявления всех существующих форм дизартрии. Речь ребенка в целом понятна, фразы построены правильно, но все произносимые звуки дефектные. Артикуляция ребенка затруднена, язык и губы плохоподвижны. Дефектная речь сочетается с общей дискоординированностью, быстрой утомляемостью и часто приоткрытым ртом.

Эта форма речевого расстройства встречается часто и схожа с другим речевым расстройством — дислалией.

Узнать о стертой дизартрии более подробно.

 

Бульбарная дизартрия

Бульбарная дизартрия возникает вследствие повреждения периферических двигательных нейронов (с одной или обеих сторон). Для бульбарной формы характерны односторонние лицевые парезы: левой или правой стороны языка, губ и других органов артикуляции. Возможен право- или левосторонний паралич. Глоточный рефлекс значительно снижен или отсутствует. Наблюдаются двигательные расстройства артикуляционных мышц — непроизвольные подергивания.

Проявления бульбарной дизартрии:

  • амимичность лица;
  • затруднения при принятии пищи, жевании (сосании во младенчестве);
  • повышенное слюнотечение из-за сниженного тонуса мышц;
  • расстройства фонации, нечленораздельность речи;
  • носовой тембр голоса (ринофония);
  • слабость голоса.

Речь ребенка при этом виде дизартрии часто замедленная.

 

Псевдобульбарная дизартрия

При данной форме заболевания поражение нервной системы двустороннее, затрагивает центральные двигательные кортико-бульбарные нейроны.

При этом виде паралича в большей степени страдает язык, в особенности его кончик — любые его движения даются с большими усилиями. Парезы мышц двусторонние.

Так же отмечаются:

  • расстройства смены артикуляционных поз;
  • гипертонус мышц языка, дрожание;
  • гиперсаливация;
  • синкинезии (непроизвольные движения частей тела при разговоре);
  • нарушения глотания.

Паралич затрагивает обе стороны, но с одной из них может быть выражен сильнее. Речь невнятная, голос гнусавый. Значительные нарушения проявляются при произношении шипящих и свистящих звуков, а так же соноров. Встречается чаще других форм и имеет благоприятный прогноз в формировании полноценной речи.

Узнать о псевдобульбарной дизартрии подробнее

Корковая дизартрия

При корковой дизартрии поражение затрагивает разные отделы головного мозга:

  • При поражении нижних отделов коры ведущего полушария головного мозга двигательные расстройства проявляются в неправильном произношении отдельных слогов. При этом отсутствуют нарушения голоса и дыхания.
  • При одностороннем поражении нижних отделов премоторных областей ведущего полушария отмечается брадилалия и затруднения при смене артикуляционных поз.
  • При поражении центральной передней извилины страдают нижние ее отделы с одной или двух сторон. Чаще всего нарушения отмечаются в артикуляции языка, темпе и плавности речи.

При этом виде дизартрии правильное произношение отдельных звуков возможно. При попытке говорить одним речевым потоком возникают затруднения.

 

Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия

Поражение затрагивает подкорковые ядра мозгового вещества. При этой форме дизартрии присутствуют гиперкинезы. Непроизвольные движения возникают не только в артикуляционных, но и в мимических мышцах.

Насильственные движения могут проявляться во время разговора, а так же в состоянии покоя. Монотонная, «рваная» речь может непроизвольно замедляться или ускоряться, возможно заикание. Неврологическая симптоматика неустойчива: в привычной обстановке речь может быть правильной, и полностью пропадать в состоянии стресса. Часто сочетается с другими видами дизартрии.

 

Мозжечковая дизартрия

При поражении мозжечка и его связей с другими отделами мозга отмечается медленная, скандированная речь и гипотонус артикуляционных органов. Скованность мышц языка вызывает сложности в удержании артикуляционных поз, замедленность движений. Дыхательные и артикуляционные компоненты речи дискоординированы. Характерна вялость мышц, распластанность языка, нарушение жевательного и глотательного процесса. Попытки сделать точные движения языком вызывают его дрожание. Характерен носовой оттенок голоса, скандированность речи и переход к бормотанию.

Степени тяжести

В логопедии существует классификация дизартрических нарушений по уровню выраженности дефекта. Степень расстройства речи зависит от зоны и тяжести поражения головного мозга:

Степени тяжести дизартрии
Степени тяжести дизартрии.

Первая степень

При первой степени дизартрии речь искажается, звуки замещаются. Детям с трудом удается произносить свистящие и шипящие звуки — чаще они пропускаются. Может отсутствовать интонация, речь монотонная. Стертая дизартрия обнаруживается как правило в возрасте от 4 до 5 лет.

Вторая степень

При второй степени симптоматика дизартрии более выражена. Речь в целом понятная для всех, но при этом присутствуют значительные дефекты. Родители ребенка могут не замечать нарушения произношения и хорошо понимают его речь. Посторонние люди в состоянии понять ребенка, но прикладывают при этом определенные усилия, чтобы правильно разобрать сказанное.

Третья степень

При третьей степени дизартрии понятность речи относительна, родители, прислушиваясь, разбирают ее. Посторонние люди ребенка не понимают.

Четвертая степень

При этой степени речь ребенка не в состоянии понять даже родители ребенка. Зачастую речь отсутствует (анартрия). Восстановление речевой функции невозможно, так как речедвигательные мышцы полностью парализованы.

 

Диагностика

Девочка с дизартрией на занятии

Для установления диагноза необходимо участие двух специалистов — дефектолога и невролога. После первичного осмотра могут быть назначены дополнительные инструментальные исследования, среди которых:

  • Магнитно-резонансная томограмма головного мозга. Помогает выявить новообразования, аномалии развития мозгового вещества и уровень активности в разных его участках.
  • Электроэнцефалограмма. Во время исследования выявляется активность разных мозговых отделов.
  • Электронейромиография. Определяет скорость проведения нервных импульсов.
  • Транскраниальная стимуляция магнитными импульсами. Стимуляция определенных отделов мозга поможет выявить их активность по вызванной реакции на магнитные импульсы.

Проведенные обследования помогут выявить точную причину, локализацию и степень повреждения центральной нервной системы.

Для оценки структуры речевого дефекта проводится логопедическое обследование детей, в которое входит:

  • опрос родителей о развитии ребенка, в том числе становлении речи;
  • оценка специалистом речевых нарушений (звуко-произносительной и темпо-ритмической сторон речи, восприятия ребенком обращенной к нему речи, соответствие возрасту словарного запаса);
  • выявление дефектов строения органов артикуляции, а так же мускулатуры лица;
  • оценка тонуса мышц и состояния дыхания;
  • изучение письменной и устной речи дизартрика.

При тяжелой степени дизартрии диагноз возможно заподозрить уже в период новорожденности (затруднения при сосании, слабый крик, обильные и частые срыгивания и т.п.). Стертые формы дизартрии диагностируются в более старшем возрасте — как правило, от четырех до пяти лет.

 

Коррекция

Занятие с мальчиком с дизартрией

При любой форме дизартрии проводится совместная работа невропатолога, дефектолога-логопеда и родителей. Важно регулярно проходить врачебные осмотры, принимать назначенную лекарственную терапию. Ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, логопедический массаж; заниматься постановкой звуков и доведением их до автоматизма при помощи логопедических зондов.

При тяжелых формах заболевания необходимо длительное  медикаментозное лечение дизартрии, назначенное психоневрологом.

Коррекция дизартрии осуществляется не только традиционными методами. В качестве дополнительной реабилитации детей с дизартрией и анартрией (тяжелой степенью дизартрического расстройства) может использоваться дельфинотерапия, рефлексотерапия и гирудотерапия.

Чаще всего полного восстановления речи удается добиться без применения медикаментов при регулярных занятиях с логопедом, и ежедневных в условиях дома на протяжении минимум одного года.

Медикаментозное лечение

Для достижения максимального эффекта при коррекции дефекта необходимы совместные усилия дефектолога-логопеда и врача невролога. Для лечения неврологических расстройств невропатолог назначает нейрометаболические стимуляторы, которые оказывают положительное влияние на основные психические процессы в головном мозге ребенка.

Логопедическое лечение

Специалист делает ребенку массаж с дизартрией

 

Так как дизартрия — это такое расстройство речи, при котором нарушена взаимосвязь между нервной системой и речевыми органами, что и вызывает нарушения, работа должна вестись на компенсацию этого дефекта. Логопедический массаж органов, задействованных в речевом акте — основной способ коррекции и компенсации расстройства. Воздействие распространяется на лицевые мышцы и мышцы полости рта, направленное на нормализацию мышечного тонуса, сглаживание парезов и устранение насильственных движений. С помощью массажа осуществляется стимуляция речевых зон. Не менее важно уделять достаточно времени на разработку дыхания. Специальная дыхательная гимнастика выполняется на занятиях со специалистом и самостоятельно дома.

На вопрос, лечится ли дизартрия у детей, ответ практикующего логопеда всегда будет отрицательным. Так как дизартрия — это органическое повреждение нервной системы, от нее нельзя полностью избавиться. Но сгладить ее проявления и скомпенсировать нарушенную иннервацию можно с помощью регулярных логопедических мероприятий: массажа, упражнений для артикуляции и выполнения дыхательной гимнастики.

Во время логопедического массажа осуществляется воздействие на мышцы артикуляционного аппарата для того, чтобы разработать их, а так же мышцы лица. При дизартрии всегда используется массаж языка, так как тонус его чаще всего повышен (ребенку не удается не только выполнить какие-то элементарные движения языком, он с трудом его удерживает в спокойном состоянии). Действия специалиста направлены на то, чтобы снять напряжение и расслабить мышцы. Логопед для массажа использует специальные инструменты — логопедические зонды:

  • С помощью зонда «саночки» осуществляются поглаживающие движения по всей поверхности языка, начиная с его центра.
  • Игольчатым зондом осуществляются покалывающие движения для расслабления мышц языка. Движения от кончика до середины, и далее до его корня.
  • Зондом «цветочек» круговыми движениями массируют язык.
  • Зондом «молоточек» от кончика к корню, затрагивая боковые стороны, осуществляют поколачивающие движения. Тщательным образом прорабатывается центральная часть языка.

Завершается массаж поглаживающими движениями зондом «саночки».

Массаж без зондов проводится вручную через хлопчатобумажную ткань. Язык разминается от кончика, затем язык тянут наверх и вниз, вправо и влево. Все движения повторять несколько раз в каждую сторону. После этого проводятся вращательные движения по часовой и против часовой стрелки. Спустя несколько сеансов ребенок самостоятельно делает эти движения без помощи взрослого.

Массаж ребенку с дизартрией

Массаж или самомассаж проводится ежедневно от 4 до 15 минут.

Массаж языка очень полезен не только детям с дизартрией, его можно делать любому ребенку для ускорения процесса постановки звуков.

Логопедические упражнения для постановки звуков, а так же их автоматизации, в целях контроля и запоминания обязательно проводятся перед зеркалом.

Помимо логопедической помощи и медикаментозного лечения, детям с неврологическими нарушениями назначают физиотерапевтические методы реабилитации, занятия лечебной физкультурой и сеансы точечного массажа.

Полезны различные виды реабилитации в игровой форме. К таким методам коррекции относятся: пескотерапия, арт-терапия, пальчиковые игры и другие.

Упражнения для детей дома

Ребенок с дизартрией ест яблокоУ ребенка с дизартрией отмечается не только невнятность речи, но и затруднения при приеме твердой пищи: как правило, они не любят грызть яблоки или морковь. Однако для развития артикуляционного аппарата поедание твердой пищи очень полезно. Для ускорения процесса исправления дефекта речи ребенка необходимо приучать:

  • тщательно пережевывать твердую пищу;
  • надувать щеки, удерживать в них воздух и перемещать его из одной щеки в другую;
  • развивать мелку моторику: застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, играть в мозаику и другие развивающие моторику игры;
  • рисовать с помощью карандашей;
  • вырезать фигурки из бумаги.

Для крупной моторики выполнять с ребенком физические упражнения на координацию: прыжки попеременно на правой и левой ноге, удерживание равновесия на одной ноге. Сначала упражнения выполняются с помощью взрослого, затем самостоятельно ребенком.

Домашняя реабилитация подразумевает так же выполнение артикуляционных упражнений самостоятельно или с помощью родителей:

  • Выполнение дыхательной гимнастики (способствует устранению расстройств дыхания).
  • Массаж и гимнастика для языка — выполняется самостоятельно или при помощи взрослых.
  • Проводятся упражнения для жевательных мышц и челюсти.
  • Гимнастика для мышц щек.

Все упражнения, выполняемые в домашних условиях, способствуют закреплению и усилению эффекта, достигнутого на занятиях с логопедом.

Помимо традиционных лечебных и логопедических мероприятий допустимо применение нетрадиционных методов: фитотерапии (лечебных ванн или успокаивающих травяных сборов). С помощью лекарственных растений снимаются состояния невроза, улучшается сон и происходит общее укрепление нервной системы ребенка.

Прогноз и профилактика

Профилактика дизартрии особенно актуальна для семей, в которых были случаи недуга, а так же при патологическом протекании беременности (угроза прерывания, тяжелый токсикоз) или преждевременных родов.

Для снижения вероятности неврологических нарушений при отягощенной наследственности, рекомендуется проконсультироваться с генетиком, а так же снизить возможные риски на этапе планирования беременности.

Во время вынашивания плода избегать инфекционных заболеваний и других неблагоприятных факторов: радиации, химических отравлений, работы на вредном производстве, облучения (рентген, флюорография) и т.п.

Исключить вредные привычки (спиртное, курение табака), включить в рацион питания полезные продукты и витамины.

Ранняя диагностика, вовремя начатая коррекционная работа, лечебное воздействие, направленное на основное неврологическое заболевание и другая восстановительная терапия в большинстве случаев способствуют устранению или сглаживанию дефекта речи.

Полезна для ребенка психологическая поддержка, так как осознание речевого дефекта может вызывать у него формирование комплекса неполноценности и замкнутость.

Однако в ряде случаев, например, при тяжелых формах детского церебрального паралича, или при наличии тяжелых сопутствующих заболеваний, адаптивные возможности ограничены и полное восстановление речи не представляется возможным.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector