Дислалия у детей – виды, причины, диагностика и коррекция.

Дислалия у детей – виды, причины, диагностика и коррекция.

дислалия

Дислалия — это речевой дефект, характеризующийся нарушенным звукопроизношением, при этом иннервация речевых органов сохранна, патология слухового анализатора отсутствует.

Существуют две основные ее формы, которые классифицируются по этиологии:

Лечение дислалии органического происхождения осуществляют несколько специалистов, среди которых стоматологи и хирурги, имеющие ортодонтическую подготовку. В случае приобретенных дефектов в результате травм понадобится помощь челюстно-лицевого хирурга. Это объясняется тем, что основная причина нарушения звукопроизношения при механической форме — врожденные или приобретенные аномалии органов артикуляции.

Логопедическая коррекция дислалии при функциональной форме направлена на развитие фонематики и артикуляционной моторики.

Формы дислалии

Классификация

Существует несколько разновидностей речевого нарушения, которые возникают по разным причинам и имеют различные проявления:

  1. Дислалию разделяют на две формы, в зависимости от вызвавших ее причин: органическую (механические дефекты структур органов артикуляции) и функциональную (обратимые нейродинамические расстройства коры больших полушарий или влияние неблагоприятной речевой среды).

Функциональная форма, в свою очередь, разделяется на сенсорную и моторную. Сенсорная возникает вследствие нейродинамических расстройств в центральном отделе речеслуховой области; моторная — в центральном отделе речедвигательной. В первом случае возникают затруднения при различении звуков, во втором — с воспроизведением.

  1. С учетом особенностей патологического звуковоспроизведения, а также характера дефекта, дислалию разделяют на:
  • акустико-фонематическую (недостаточно развитый фонематический слух);
  • артикуляторно-фонематическую (замена звуков близкими по артикуляции) ;
  • артикуляторно-фонетическую (замена звуками, отсутствующими в звуковой системе языка).

Неправильное произношение разных групп звуков обозначается терминами: сигматизм, ламбдацизм, гаммацизм, йотацизм, каллацизм, ротацизм, хитизм; дефективное озвончение и оглушение, а так же дефективное смягчение и твердость.

Часто могут наблюдаться комбинации перечисленных дефектов. При заменах звуков к обозначению дефекта добавляется приставка «пара» — параламбдацизм, парахитизм и т.д.

Классификация дислалии
Классификация дислалии.
  1. По выраженности дефекта дислалию разделяют на простую и сложную. В первом случае нарушено произнесение от одного до четырех звуков. Сложная форма характеризуется дефектным воспроизведением четырех или более звуков.

Нарушение, затрагивающее одну артикуляционную группу, носит название мономорфной формы, одновременно разных групп — полиморфной.

Существует еще один вид нарушения — временная физиологическая дислалия, которая самоустраняется по достижению ребенком пятилетнего возраста.

Причины

Причины органической формы

В основе этого речевого нарушения — органические поражения органов артикуляции (врожденные или приобретенные челюстные дефекты, неправильный прикус; аномалии неба, зубных рядов, короткой уздечки, атипичное строение языка или губ).

Наиболее частой причиной дислалии среди дефектов периферических артикуляционных органов выступает укороченная подъязычная связка или короткая уздечка губы (верхней).

Иногда причиной становятся аномальные размеры языка (чрезмерно большой или наоборот, маленький). Чаще всего патологии языка выявляется у детей с умственной неполноценностью и задержкой физического развития.

Причиной дислалии могут стать губы с врожденными особенностями строения — массивные и толстые. Их малая подвижность затрудняет произношение некоторых звуков.

Аномалии костной части артикуляционных органов проявляются дефектами прикуса, неправильным расположением, размерами и формой зубов. Также к патологии костной основы относятся дефекты строения верхнего неба. Некоторые из аномалий формируются еще до рождения, но могут быть следствием травм или болезней зубочелюстного аппарата.

Существуют такие аномалии речевых органов, как расщелины губ или неба, однако их дефекты строения, как правило врожденные, относятся к другому нарушению речи — ринолалии.

Причины функционального расстройства

При этом виде дислалии органических дефектов речевых органах нет. Причиной функционального нарушения часто становятся социальные факторы, например, неблагоприятная речевая среда, в которой развивается ребенок: неправильная речь взрослого окружения; семейный билингвизм; социальная и педагогическая запущенность.

Биологическими факторами является ослабленность организма инфекционными заболеваниями в период активного речевого развития. Из-за минимальной мозговой дисфункции у ребенка задерживается его психическое и речевое развитие; недостаточно развивается фонематический слух, не формируются правильные речевые уклады, затрудняется их переключение.

Симптомы

При функциональной форме обычно нарушено воспроизведение одного звука или нескольких. При органической — группы звуков, имеющих схожую артикуляцию. Например, в случае переднего открытого прикуса будет присутствовать межзубное воспроизведение всех звуков, имеющих переднеязычную артикуляцию. Это объясняется тем, что кончик языка не удерживается за зубами.

Для дислалии характерны такие речевые нарушения, как:

  • Пропуски (выпадение звука в любой части слова);
  • Искажения. Проявляется неправильным произношением звуков, например, велярное или увулярное произношение [р], а также межзубный или боковой сигматизм. Чаще всего наблюдается при органической форме заболевания.
  • Замена (стойкая подмена другим звуком). Такие замены обусловлены невозможностью различать фонемы по акустическим или артикуляционным признакам).
  • Смешение. Правильно произносимые звуки в речевом потоке употребляются то правильно, то неправильно. В этом случае причиной становится недостаточное усвоение фонетической системы языка.

Словарь ребенка и грамматический строй речи при любой форме патологии соответствует возрастной норме. Не нарушается слоговая структура слов. Падежи и числа ребенок использует верно. Связная речь хорошо развита, отсутствуют нарушения голоса. В некоторых случаях наблюдается ускоренный темп речи.

Диагностика

Педиатр осматривает ребенка

Обследование детей с дислалией начинается с тщательного сбора анамнеза, уточняются особенности периода беременности; перенесенные ребенком в раннем возрасте заболевания; особенности его психического и момоторного развития, становления речи. Оценивается состояние слухового анализатора. Дефектолог-логопед обследует строение артикуляционных органов визуально, и их артикуляционную моторику при выполнении специальных упражнений.

Устная речь при данной патологии оценивается для определения дефектно воспроизводимых звуков с применением специальных дидактических материалов. В ходе диагностики специалист выявляет характер речевого дефекта. Определяется имеют ли место: замены, пропуски, смешение или искажение звуков. Выявляются позиции дефектных звуков.

Затем следует оценка фонематического слуха ребенка — его возможности дифференцировать фонемы.

По окончанию обследования логопед пишет заключение, в котором указывает: выявленную форму дефекта речи, ее вид и разновидность нарушения произношения звуков.

При органической форме ребенок направляется на дальнейшее хирургическое и ортодонтическое обследование.

При функциональной дислалии требуются консультации: невропатолога, оториноларинголога, сурдолога для исключения снижения слуха.

В большинстве случаев диагноз устанавливается у детей дошкольного возраста.

Лечение и коррекция

Занятие с ребенком 6-ти лет с дислалией

Коррекционная работа ведется поэтапно:

  1. Первый этап — подготовительный.
  2. На втором этапе формируются первичные произносительные умения и навыки.
  3. На третьем этапе формируются навыки общения ребенка.

Подготовительный этап

  • При дислалии органического происхождения в первую очередь необходимо устранить дефекты анатомического строения: осуществляется пластика подъязычной уздечки или низко прикрепленной уздечки губы; ортодонтическая коррекция зубочелюстной системы.
  • При функциональной моторной форме работа направлена на моторное развитие органов артикуляции: логопедический массаж и выполнение упражнений на развитие мышц артикуляционного аппарата.
  • При сенсорной форме ведется работа по развитию фонематики.

Второй этап

На второй ступени коррекции ведется работа над постановкой звуков — с использованием постановочных зондов, а также по подражанию. После успешной постановки логопед приступает к закреплению правильного произношеня или дифференциации звуков при их смешении.

Третий этап

Занятие с ребенком 6-ти лет с дислалией

На заключительной ступени формируется способность употребления поставленных звуков во время общения.

Для успешной логопедической коррекции занятия со специалистом проводятся систематически на протяжении нескольких месяцев. Выполнение артикуляционной гимнастики родители проводят с ребенком в домашних условиях, и выполняют простые приемы логопедического массажа.

Прогноз и профилактика

Девочка и педагог улыбаются

Чаще всего прогноз благоприятный. Успешность коррекционной работы во многом зависит от структуры дефекта, механизма его возникновения, а так же от применения методов устранения дефекта речи не только на занятиях с логопедом, но и в условиях дома с помощью родителей.

Исправление дефекта эффективнее при раннем начале коррекционной работы, желательно в дошкольном возрасте.

Простая форма, как правило, устраняется в срок от трех до шести месяцев.

В единичных случаях полностью преодолеть речевой дефект не удается ко взрослому возрасту.

К мерам профилактики относится осознанное планирование беременности, подготовка к ней и медицинское наблюдение во время вынашивания плода. Для снижения риска внутриутробных пороков артикуляционных органов необходимо беречься от инфекций и иных неблагоприятных факторов, оказывающих негативное влияние на развитие эмбриона (плохая экология, вредные привычки матери, прием тератогенных препаратов и т.п.).

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector