Алалия – виды, причины, симптомы, диагностика и коррекция.

Алалия – виды, причины, симптомы, диагностика и коррекция.

Алалия у детей

Алалия — это грубое врожденное или приобретенное в раннем возрасте расстройство речи. При органическом повреждении речевых центров головного мозга во время внутриутробного развития, в процессе рождения или в первые годы жизни, ребенок частично или полностью утрачивает способность говорить. Слух и интеллектуальное развитие при этом нарушении первично сохранны.

Алалия чаще встречается у мальчиков, а так же у леворуких детей.

Что такое алалия

В доминантном полушарии головного мозга расположены зоны Вернике (сенсорная зона речи) и Брока (моторная зона). В норме они тесно взаимодействуют между собой, и отвечают за понимание информации и воспроизведение речи. При поражении одной или обеих областей нарушается их взаимодействие, ребенок страдает отсутствием или недоразвитием речи.

Алалия у детей — это сложный системный дефект речевой функции, который затрагивает все ее компоненты:

  • речевые реакции появляются со значительным запозданием или отсутствуют;
  • словарный запас ребенка не соответствует возрастной норме;
  • присутствуют экспрессивные и импрессивные аграмматизмы;
  • отмечаются нарушения звукопроизношения;
  • фонематические процессы не сформированы.

Кроме речевых проявлений у детей с алалией часто наблюдаются неречевые расстройства: нарушения координации, мелкой и крупной моторики, а так же задержка сенсорного развития и расстройства психики.

Эмоционально-волевая сфера детей с алалией так же имеет характерные особенности.

Детям с алалией присущи следующие черты:

  • инфантильность;
  • отсутствие самокритичности;
  • простодушие;
  • неустойчивость настроения;
  • аффективные вспышки;
  • отказ от начатых действий при возникновении трудностей.

Причины алалии

Нарушение функционирования клеток головного мозга, отвечающих за речевое развитие, возникают при таких обстоятельствах, как:

  • асфиксия плода во время рождения (происходит гибель или повреждение клеток головного мозга в результате кислородного голодания);
  • травмы в процессе родов;
  • внутриутробные интоксикации (вредные привычки матери, пассивное курение, работа на вредном производстве, длительный или частый контакт с бытовой химией и другими ядовитыми веществами);
  • внутриутробные инфекции (TORCH-синдром);
  • внутриутробные травмы (падения матери и т.п.);
  • ранние роды;
  • черепно-мозговые травмы, возникшие в детстве до становления речи.
  • перенесенный в раннем возрасте общий наркоз.

Патогенез алалии может быть следствием инфекционного заболевания, возбудитель которого локализуется преимущественно в речевых отделах нервной системы.

Классификация

Существуют две основные формы алалии: моторная (трудности с воспроизведением речи) и сенсорная (трудности с восприятием речи и звуков); а так же встречается сочетание этих двух видов алалии — смешанная (сенсомоторная) алалия. При сочетании обеих форм ребенку сложно не только понять, но и воспроизвести речевое высказывание. В зависимости от преобладающего дефекта нарушение может иметь названия мотосенсорной или сенсомоторной алалии.

 

Симптомы моторной (экспрессивной) алалии

Моторная алалия у ребенка проявляется неспособностью произнести звук, слог или слово. Он понимает значение сказанного, объясняется с помощью жестов и мимики. Причина заключается в том, что экспрессивная алалия возникает при поражении участков головного мозга, отвечающих за речедвигательные функции. Ребенок понимает высказывание, но не в состоянии произнести ответ из-за отсутствия связи мозговых речевых центров с органами артикуляции. Данное состояние носит название «апраксия». У ребенка страдает четкость, темп и ритм речи, возможна скандированность. При нормальном воспроизведении слогов, возможны трудности в произношении слова целиком из-за сложностей переключения артикуляционных поз. Звуки заменяются или смешиваются.

Помимо артикуляционной моторики страдает и общее моторное развитие ребенка. Двигательная функция нарушена, отмечаются расстройства координации и последовательности движений. Условно детей с экспрессивной алалией можно разделить на две группы: гиперактивные и заторможенные. Первым присуща расторможенность, во втором случае дети малоподвижны.

В зависимости от тяжести поражения нервной системы, симптомы алалии могут быть слабовыраженными или ярко выраженными. Пассивный словарь таких детей намного богаче активного, в некоторой степени присутствует снижение интеллектуального развития, которое является следствием речевого нарушения. При грамотной коррекционной работе возможна компенсация отставания. Для алалии характерны вторичные нарушения: возможны отклонения в эмоционально-волевой сфере, расстройства памяти и внимания.

Основной метод коррекции моторной алалии — логопедический массаж.

Симптомы сенсорной (импрессивной) алалии

Мальчик с алалией

При сенсорной алалии страдают мозговые отделы, отвечающие за восприятие речи. У ребенка отсутствует связь между словом и объектом при полностью сохранном слухе — слуховой агнозии. В тяжелых случаях ребенок абсолютно не способен понимать речь, при этом сам активно воспроизводит бессмысленный речевой поток. При попытке объясниться используются жестикуляция. При легкой степени сенсорной алалии дети частично понимают речь. От эмоционального состояния ребенка его способность воспринимать информацию может варьироваться. Лучше ребенок с импрессивной алалией воспринимает спокойный тихий голос.

Речь ребенка с импрессивной алалией непонятна для окружающих, излишне громкая, присутствует склонность к эхолалии. Неправильная расстановка ударений, замена или пропуск звуков и слогов и неспособность повторить сказанное — основные признаки сенсорной формы алалии.

Ребенок не в состоянии контролировать свою речь и эмоции. Для него свойственна импульсивность, резкие смены настроения и отсутствие стремления к общению как со взрослыми, так и с детьми.

Диагностика

При диагностике важно дифференцировать нарушение речи от схожих по проявлениям расстройств и аутизма. Обследование детей с алалией проводят такие специалисты, как невропатолог, дефектолог-логопед и детский психолог. При постановке диагноза так же участвуют сурдолог и оториноларинголог для исключения патологии слуха. После сбора анамнеза проводят дополнительные исследования:

  • С помощью инструментальных методов (ультразвуковой диагностики, магнитно-резонансной томограммы, электроэнцефалограммы) возможно определение степени и локализации поражения нервной системы, а так же исключение сходных по симптоматике заболеваний.
  • Логопед проводит сбор семейного анамнеза (наличие нарушений речи у родственников ребенка, генетической предрасположенности к речевым нарушениям), оценивает степень понимания обращенной речи, уровень словарного запаса ребенка; речевые возможности; наличие аграмматизмов и нарушений слоговой структуры слов. Работа логопеда проводится в комфортной для ребенка обстановке и в присутствии родителей.
  • При участии психолога оценивается состояние эмоционально-волевой сферы. А так же степень расстройства внимания, памяти и уровень восприятия ребенка.

Во время диагностики психолог выявляет причину нарушения взаимодействия: отсутствие речевого контакта возможно при схожем по проявлениям заболевании — детском аутизме.

На основании проведенных обследований строится предположение — можно ли вылечить алалию или частично скомпенсировать ее проявления.

Коррекция

Коррекция алалии. Занятие с ребенком

Алалия — самое тяжелое и трудоемкое в коррекции речевое нарушение, имеющее полиморфный характер. Дети-алалики нуждаются в комплексной коррекции и медико-психолого-педагогической поддержке. Во время занятий проводится работа по коррекции:

  • речевого дыхания;
  • силы голоса;
  • интонирования.

А так же на усвоение слоговой структуры слова, обогащение речевого запаса и формирование связной речи. Овладение грамотой детям с алалией показано как можно раньше. Умение читать и писать способствует ускорению процесса овладения устной речью.

Для стимуляции двигательных и сенсорных зон головного мозга проводят массаж с использованием логопедических зондов. Так же проводится массаж лицевых мышц и рук. В домашней обстановке обученные родители так же регулярно проводят сеансы лечебного массажа. Руки проводящего массаж должны быть чистыми и теплыми, окружающая обстановка комфортная.

Массажные приемы и техника выполнения

Подготовительные действия: поглаживания лобной и височной зоны, а так же глаз. Осуществляются движения по часовой стрелке вручную или при помощи округлой части ложки. Затем круговыми движениями осуществляются поглаживания щек и межбровья; растирающими движениями массируют нос. После чего специалист переходит к массажу артикуляционных зон.

массаж при алалии

Стимуляция мелкой моторики так же возможна с помощью массажа. Выполняется стимуляция рук и пальцев ребенка вручную или с помощью специальных массажеров.

Правильно организованный режим тишины повысит восприятие ребенком различных звуков. Детям с алалией необходимо представлять возможность отдохнуть от речи и других слуховых раздражителей (звуковых игрушек, радио, телевизора и иного шума). Такие часы отдыха организуются один раз в день, или выделяется целый день один раз в неделю.

С двух-трех лет на логопедических занятиях специалист старается вызвать у ребенка заинтересованность к окружающим звукам, побуждает ребенка к подражанию. Происходит обучение различению звуков с помощью различных предметов.

Для успешной коррекционной работы между дефектологом и ребенком важен тесный эмоциональный контакт.

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию созревания мозговых структур. Неврологом обычно назначается прием витаминов группы B, а так же общетонизирующих и стимулирующих лекарств, действующие вещества которых нормализуют процессы нервной регуляции. Прием ноотропов так же способствует улучшению функционирования поврежденной ЦНС.

Помимо логопедического сопровождения и неврологического лечения ребенку назначают курсы физиотерапии и иглоукалывания.

Возможные осложнения и последствия

Отсутствие коррекционной работы и медицинского сопровождения чреваты формированием вторичной умственной отсталости и усугублением речевого дефекта. У ребенка с диагнозом «алалия» повышен риск проблем с овладением письменной речью (дисграфии) и чтением (дислексии). При запоздалой работе по коррекции речевого дефекта ребенок вынужден обучаться в специализированной школе с невозможностью в дальнейшем полностью преодолеть первичное и вторичные нарушения.

Прогноз и профилактика

Мальчик с алалией на занятии

Профилактики алалии начинается еще до зачатия ребенка, особенно в семьях, где встречались случаи речевых расстройств. Будущим родителем необходимо обследоваться на инфекции, а так же во время беременности беречься от заболеваний, исключить неблагоприятные факторы, влияющие на плод, исключить риск травмирования. В доречевой период стараться не допускать травм головы и инфекций, поражающих центральную нервную систему.

Прогноз чаще всего благоприятный, однако спонтанная речь не сформируется без систематических занятий с логопедом, а так же активного участия родителей. В редких случаях возможно самоустранение алалии, но происходит это в достаточно взрослом возрасте, когда задержка в интеллектуальном развитии уже не может быть устранена.

С ребенком необходимо много разговаривать, вовлекать его зрительный анализатор (наблюдение за артикуляцией, чтение), чтобы скомпенсировать недостаточность фонетико-фонематического восприятия.

Важно своевременно начать работу по коррекции речевого дефекта чтобы избежать формирования у ребенка психоэмоциональных проблем и формирования вторичной умственной недостаточности. По достижению ребенком пятилетнего возраста отсутствие полноценной коммуникации вызывает у него речевой негативизм (отказ от речевого общения), стеснительность и раздражительность: попытки разговорить ребенка будут вызывать у него протест.

Лечится ли алалия у детей во многом зависит от соблюдения предписаний невролога, а так же от его квалификации. Грамотное медикаментозное лечение невротических проявлений позволит ускорить созревание мозговых структур.

Совместные усилия медико-психолого-педагогических работников, а так же благоприятная социальная среда сгладят речевое несовершенство и устранят вторичные признаки неврологического расстройства в течение нескольких (от 1 до 4) лет коррекции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector