Задержка психического развития (ЗПР) – виды, причины, симптомы и коррекция

Задержка психического развития (ЗПР) – виды, причины, симптомы и коррекция

ЗПР у детей

ЗПР — это нарушения в развитии, затрагивающие интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу ребенка, на фоне которого возникают сложности в обучении и социальной адаптации.

Комплексное лечение ЗПР включает в себя медикаментозную терапию, нейропсихологическую коррекцию и прохождение ребенком процедур, стимулирующих работу мозга (рефлексотерапия, транскраниальная магнитная стимуляция и другие).

 

Что такое задержка психического развития

Мальчик с тетрадкой и карандашом

Для детей с ЗПР характерны нарушения в моторном и речевом развитии; несформированность познавательных процессов; неспособность к самоконтролю; эмоциональная неустойчивость и низкая успеваемость во время обучения по школьной программе.

Эти нарушения носят обратимый характер и могут быть скомпенсированы при условии своевременно начатой коррекционной работы с ребенком, а также медицинского контроля со стороны педиатра и детского невролога.

 

Причины ЗПР у детей

Темповая задержка психического развития обусловлена различными социальными и биологическими факторами, влияющими на развитие интеллекта ребенка и его эмоциональной сферы.

К таким факторам относят:

  • Социально-психологическое неблагополучие семьи: гиперпротекция или полное отсутствие контроля за развитием ребенка негативно сказываются над формированием его личности. Также к социальному неблагополучию относят авторитарный тип воспитания в семье и отсутствие возможности у ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Биологические факторы. ЗПР у детей — это относительно негрубое органическое повреждение центральной нервной системы. Поражение при этом чаще всего носит локальный характер, на фоне которого нарушается формирование различных мозговых отделов и вызывает парциальные отклонения в развитии психики. Среди биологических факторов наиболее частые причины ЗПР — это осложнения беременности; родовые травмы; преждевременное рождение; алкогольная эмбриофетопатия.

Развитие мозга ребенка

Вскоре после рождения или в период раннего развития ЗПР может стать следствием соматической ослабленности ребенка: частые инфекционные заболевания, в том числе перенесенные нейроинфекции; дефицит массы тела, истощение; травмы головы; эпилепсия и т.п.

Также ЗПР у ребенка может быть генетически обусловленной и передаваться по наследству из поколения в поколение.

Вторичная задержка психического развития формируется на фоне снижения слуха или зрения с раннего возраста, грубых нарушений в речевом развитии или социальной депривации.

 

Симптомы и признаки

Признаки ЗПР у детей

Интеллектуальные нарушения при ЗПР у ребенка носят негрубый характер, но затрагивают при этом все высшие психологические функции: память, мышление, восприятие, воображение и речь.

Симптомы задержки психического развития у детей 1-3 лет

В раннем возрасте негрубые неврологические нарушения при ЗПР могут иметь физиологические проявления на уровне расстройств вегетативной нервной системы: дети отличаются повышенной возбудимостью, для них характерны нарушения сна, повышенный аппетит или его отсутствие, расстройства ЖКТ, вздутия, повышенное потоотделение, частые и обильные срыгивания, рвота. Дети с ЗПР часто гипотрофичны, их физическое развитие не соответствует возрасту.

Признаки ЗПР у детей 4-9 лет

Признаки ЗПР у детей 4-9 лет

По мере взросления и психического развития у детей проявляется недостаточность различных интеллектуальных процессов:

  • Восприятие отличается фрагментарностью, замедленностью и недостаточной точностью. Неполноценность некоторых анализаторов вызывает у ребенка сложности при восприятии целостных образов окружающей среды. Зрительное восприятие как правило более полноценно, чем восприятие на слух, поэтому при обучении дети с ЗПР нуждаются в применении наглядных опор.
  • Внимание характеризуется неустойчивостью, оно поверхностно и недолговременно. Дети легко отвлекаются на посторонние стимулы и переключаются на них. Ситуации, при которых требуется повышенная концентрация внимания, вызывают трудности. При нервном напряжении или переутомлении проявляются симптомы СДВГ.
  • Память имеет низкий объем, ей характерна мозаичность и избирательность. Доминирует наглядно-образный тип запоминания. Осмысленность при повторении материала снижена.
  • У детей с ЗПР преобладающее мышление — наглядно-действенное. Образное мышление страдает больше других из-за недостаточности восприятия, а абстрактно-логически мыслить дети способны только при помощи взрослых. Сложности вызывают попытки анализа и синтеза. Трудности возникают и при сравнении, обобщении, составлении умозаключений и попытках сделать вывод.
  • Задержку психического развития практически всегда сопровождает задержка речевого развития. При артикулировании звуков дети с ЗПР допускают множество неточностей, их фонематический слух нарушен; словарный запас не соответствует возрастной норме. Грамматически правильная речь дается детям с трудом, в целом их речевая активность снижена. Отмечаются проблемы при овладении письмом и чтением.

Дети с задержкой психического развития эмоционально неустойчивы, безынициативны, подвержены резким переменам настроения. Также им свойственна повышенная внушаемость и снижение волевых качеств. Дети с ЗПР часто отказываются от общения со сверстниками, играют наедине с собой. Игры носят стереотипный и однообразный характер. Детям свойственно аффективное поведение, агрессия и конфликтность. Повышенная тревожность часто сочетается с непроизвольными движениями — нервными тиками.

 

Виды задержки психического развития

классификаций задержки психического развития
Классификаций задержки психического развития

Существует несколько различных классификаций задержки психического развития. Одна из них — это классификация ЗПР, делящая его на четыре вида. Этиопатогенетическая классификация была создана еще в советское время детским психиатром-дефектологом К.С. Лебединской:

  1. Задержка психического развития конституционального происхождения. Ее формированию способствует задержка созревания центральной нервной системы ребенка. Для этого вида ЗПР характерны психическая и психофизическая незрелость. В первом случае инфантилизм проявляется в поведении ребенка, которое присуще детям более младшего возраста. Во втором случае проявляется незрелость эмоционально-волевой сферы и недостаточное физическое развитие — недостаток массы тела, низкий рост, диспропорциональность. Дети непосредственны, подвержены резким сменам настроения, память и внимание снижены. Для данной формы ЗПР характерно преобладание игрового вида деятельности.
  2. Соматогенная задержка психического развития. Перенесенные соматически ослабленным ребеком в период раннего развития тяжелые заболевания (бронхиальная астма, хронические нарушения пищеварения, сердечно-сосудистая патология, нарушения функций почек, воспаления легких) негативно сказываются на развитии его нервной системы. Вынужденное длительное нахождение в стационаре вызывает сенсорную депривацию ребенка, в результате которой возникает недостаточность двигательной сферы, задержка речевого и интеллектуального развития. Дети с соматогенной ЗПР астеничны, могут быть как гиперактивны, так и заторможены, их работоспособность в целом снижена. Отмечается недостаточность и поверхностность памяти и внимания.
  3. Психогенная задержка психического развития. Ей подвержены дети, растущие в неблагоприятных социальных условиях — гиперопеки или наоборот, безнадзорности; а также дети, которые в семьях сталкиваются с жестоким обращением или авторитарным типом воспитания. Нехватка внимания со стороны взрослых вызывает у ребенка психическую нестабильность, импульсивность и задержку умственного развития. Чрезмерная опека формирует такие черты характера, как безынициативность, безвольность и эгоцентричность.
  4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Наиболее часто встречающийся тип задержки психического развития. Возникает вследствие негрубого органического повреждения центральной нервной системы. Нарушения носят мозаичный и избирательный характер. При этом нарушении у детей недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, снижена познавательная деятельность и воображение. Они неэмоциональны, внушаемы, нетребовательны и гиперактивны.

Психологические и умственные особенности детей с ЗПР

классификаций задержки психического развития

Психика детей с ЗПР имеет ряд особенностей: они чрезмерно эмоциональны, внушаемы, безвольны и тревожны, им сложно выстраивать отношения с окружающими. Настроение часто и резко меняется, могут возникать вспышки агрессии. Чаще всего дети стараются избегать общения со сверстниками и отдают предпочтение игре в одиночестве. Из-за бедности фантазии игры носят однообразный и стереотипный сценарий.

Снижение умственных способностей при ЗПР носит негрубый характер, но затрагивает при этом всю интеллектуальную сферу ребенка; внимание, память, мышление, восприятие и речь.

Восприятие отличается фрагментарностью, замедленностью и неточностью. Формирование целостных образов у детей нарушено из-за незрелости отдельных анализаторов: ребенку сложно узнать предмет по отдельной его части, или если он находится в необычном ракурсе.

Ребенок сидит на полу

Поверхностность и неустойчивость внимания не позволяет ребенку сконцентрироваться на чем-то одном: он постоянно отвлекается на самые незначительные внешние стимулы.

У детей с ЗПР преобладает наглядно-образный вид памяти. Зрительные образы запоминаются лучше, чем вербальные, непроизвольная память сформирована лучше, чем целенаправленная.

Специфика мышления проявляется в преобладании наглядно-действенного вида над образным из-за незрелости процессов восприятия.

Развитие речи также имеет особенности: множество звуков произносятся с искажением, слуховая дифференциация нарушена. Активный и пассивный словарный запас не соответствует возрастной норме, детям сложно строить сложные предложения и грамматически правильно оформлять их. Вторично страдают процессы письма и чтения — дети читают медленно, пропускают звуки, слоги, искажают их, меняют местами. Письменная речь содержит множество грубых ошибок, пропуски знаков препинания, дети не используют прописные буквы и путают между собой схожие по написанию. Почерк чаще всего неразборчивый и неаккуратный, скорость письма снижена.

 

Отличия между задержкой психического развития и умственной отсталостью

Основные отличия задержки психического развития от олигофрении (умственной отсталости) — это отсутствие влияния социальной среды на возникновение нарушения и обратимость последствий при условии оказания необходимой помощи.

Речевое развитие ребенка с ЗПР отличается от олигофрении задержкой формирования отдельных компонентов речи: при умственной отсталости страдают все ее стороны. Дети с олигофренией начинают говорить значительно позже.

Диагностика задержки психического развития

Мама с ребенком на приеме у невролога

Диагностика ЗПР осуществляется не ранее четырех-пятилетнего возраста, но чаще всего во время обучения в школе. Это объясняется неравномерностью развития высших психических функций в детском возрасте.

Для постановки диагноза проводят психологическое и медицинское обследование ребенка: ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга и исследование его психического и интеллектуального развития.

Окончательное заключение выносят после проведения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), в проведении которой участвуют: педиатр, детский невролог, психолог, коррекционный педагог, логопед и психиатр.

Необходимо дифференцировать ЗПР от схожих по симптоматике психическим заболеваниям — олигофрении и аутизма.

Коррекция и лечение задержки психического развития

Арт-терапия

Методы коррекционной работы подбираются индивидуально и зависят от причин задержки развития психики. Как правило, помощь детям оказывают в специализированных школах или коррекционных классах массовых школ. В процессе обучения важно использовать наглядный учебный материал, многократно повторять изученное; мотивировать детей к обучению, используя игровую форму и частую смену видов деятельности.

Развить фантазию и творческие возможности детей помогают занятия игровой и арт-терапией. Дети во время занятий учатся контролировать свое поведение и выражать свои эмоции, строить отношения со сверстниками. Для коррекции речевых нарушений дети посещают занятия с логопедом.

При необходимости дети проходят курсы медикаментозного лечения, физиотерапии, и реабилитацию в специализированных санаториях.

В случае психогенной задержки помощь необходимо оказывать не только ребенку, но и членам его семьи: для устранения недостатков в воспитании родителей консультируют семейные психологи и психотерапевты.

Осложнения и последствия при задержках психического развития

Так как дети с задержкой психического развития испытывают трудности при обучении и адаптации в обществе — без своевременной медицинской и коррекционной помощи патология будет прогрессировать и спровоцирует социальную дезадаптацию во взрослом возрасте.

Прогноз и профилактика

Девочка смотрит удивленно

Если родители обнаруживают у ребенка признаки ЗПР, им необходимо как можно скорее обратиться к специалистам. Чем раньше будет получена медицинская, психологическая и педагогическая помощь, тем выше вероятность скомпенсировать нарушения и вырастить ребенка полноценной личностью.

При наличии проблем в семейном воспитании родителям важно соблюдать рекомендации семейных психологов и психотерапевтов. Чем раньше будут устранены ошибки, допущенные при воспитании ребенка, тем выше шанс его полной адаптации.

К профилактическим мерам возникновения ЗПР относят общие рекомендации при планировании беременности, исключающие влияние на плод неблагоприятных факторов; снижение риска заболеваемости в раннем возрасте, а также обеспечение ребенку нормального воспитания и благоприятной семейной атмосферы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector