Синдром Геллера: симптомы, диагностирование и лечение

Синдром Геллера: симптомы, диагностирование и лечение

 

Синдром Геллера у детей

Синдром Геллера — всеобщее расстройство психики, провоцирующее у пациента утрату всех ранее сформировавшихся навыков. В группу риска входят дети от 2 до 10 лет. При проявлении данного синдрома, ребёнок перестаёт говорить, более не может справляться с поставленными перед ним задачами, а также теряет всякие навыки самообслуживания. Помимо потери навыков, наблюдаются и изменения в характере ребёнка. Он становится раздражительным, капризным, непослушным и гиперактивным.

Предыстория

Своё название синдром получил благодаря австрийскому педагогу Теодору Геллеру. Именно он первым описал симптоматику болезни, назвав её «детская деменция». Помимо этого, синдром также известен под следующими именами: детское дезинтегративное расстройство, дезинтегративный психоз, синдром Крамера-Польнова и симбиотический психоз.

Синдром является редким заболеванием, более распространённым среди малышей мужского пола.

Причины возникновения

Мозг ребенка схематично

Точная причина возникновения синдрома по сей день неизвестна. Дабы пролить свет на этиологию заболевания, пациентам диагностированным данным синдромом была проведена энцефалография. При этом эксперименте, ровно у половины больных детей было выявлено изменение электрической активности головного мозга. Это позволило специалистам полагать, что механизм развития болезни связан с нейробиологическими структурами в ЦНС ребёнка.

Существуют и другие теории возникновения расстройства у детей. Его также связывают с лейкодистрофией и болезнью Шильдера.

Патогенез

Несмотря на то, что патогенез данного синдрома до сих пор не изучен, учёным удалось выявить закономерности в формировании патологических процессов. Если ребёнок развивается в нормальном темпе более 10 лет — синдром у него уже не проявится. Также заболеванию предшествует не менее 2 лет нормального развития.

Первыми тревожными симптомами являются: внезапная гиперактивность ребёнка, нестабильное эмоциональное состояние. Потеря обретённых за всё развитие навыков происходит в течение от полугода до года. Интеллектуальное развитие снижается до такой степени, что переходит в глубокую умственную отсталость. Ребёнок теряет контроль над мочевым пузырём и кишечником. Затем прогрессирование болезни останавливается, однако повторное освоение утраченных навыков проходит тяжело. Ребёнку будет не обойтись без помощи психологов.

Симптоматика

Симптомы Синдрома Геллера у детей

Непосредственно перед проявлением болезни ребёнок демонстрирует следующие симптомы:

  • Раздражительность.
  • Своенравность.
  • Агрессивность.
  • Тревожность.
  • Гиперактивность.
  • Потеря концентрации.
  • Ухудшение памяти.
  • Отказ от привычных игр.

Ребёнок перестаёт рисовать, лепить из пластилина, собирать конструктор. Начинает допускать ошибки в ранее легко выполнимых задачах, на ошибки реагирует крайне негативно, теряет интерес к заданию. Всё это присуще самой ранней стадии развития синдрома, на которой провести точное диагностирование болезни, увы, ещё не представляется возможным.

Через пару месяцев после проявления у ребёнка эмоциональной нестабильности, дают о себе знать и более специфические симптомы, сигнализирующие о возможном наличии синдрома Геллера. К ним относятся:

  • Заметное сокращение словарного запаса ребёнка.
  • Замена развёрнутых фраз одним словом, например «сюда!», «дай!», «нет!».
  • Полная утрата разговорной речи.
  • Непонимание обращений и просьб.
  • Ребёнок становится замкнутым, теряет интерес к коммуникации.
  • Отказ от игр с другими детьми.
  • Полное равнодушие к познанию окружающего мира.

Диагностирование

Ребенок на приеме у психолога

Своевременная диагностика синдрома Геллера осложнена тем, что все дети развиваются по-разному. Однако родителям стоит отнестись с особым вниманием к ситуации, когда стабильно развивающийся ребёнок вдруг делает резкий откат в развитии. Это может сигнализировать о начальной стадии синдрома Геллера.

Так как заболевание чрезвычайно редкое, даже специалисты не спешат ставить такой диагноз как «детская деменция». Для начала ребёнка проверяют на возможные патологии в области неврологии. Сначала в ход идёт метод исключения, затем если все вероятные патологии отпадают, ребёнка направляют к психиатру. Психиатр проводит диагностику следующим образом:

  1. Опрос родителей. Цель такой беседы — выяснения особенностей протекания болезни. Для наиболее эффективного диагностирования, родители должны постараться предоставить максимально точную и подробную информацию.
  2. Сбор информации посредством наблюдения. Врач обращает особое внимание на то, как ребёнок реагирует на то или иное действие, каковы его эмоции.
  3. Проведение психологических тестов. Обычно используются: тест Равена, тест Векслера, пирамидка и коробка форм. Все тесты направлены на выяснение интеллектуальных возможностей ребёнка.

Лечение

Девочка на занятие у детского психолога

Лечение данного расстройства имеет схожие методы лечения с ранним детским аутизмом. Так, как нет никаких подтверждений эффективности медикаментозного лечения при детской деменции, лекарства используются лишь на ранней стадии лечения. Они применяются дабы скорректировать ярко выраженные нарушения в поведении ребёнка.

Специалисты разрабатывают индивидуальную программу лечения, в которую входит помощь психологов, родителей, педагогов, логопедов. Как правило, программа выглядит следующим образом:

  1. Корригирующие и развивающие мероприятия. С ребёнком занимаются специалисты самых разных областей — от логопедов до олигофренопедагогов. Мероприятия направлены не только на восстановление утраченных навыков, но и на коррекцию эмоциональных нарушений.
  2. Психотерапия, семейная терапия. Работа предстоит не только ребёнку, но и родителям. Им предстоит узнать всю необходимую информацию о необходимом уходе за малышом дабы обеспечить ему максимально комфортную жизнь. Также практикуются встречи семей с детьми страдающими синдромом Геллера — таким образом можно найти новых друзей, поделиться опытом и накопившимися эмоциями.
  3. Социальная реабилитация. Для специалистов очень важно обучить детишек тем навыкам, которые пригодятся им в жизни в первую очередь. Например, навыки элементарного самообслуживания. После того, как малыш научится одеваться и пользоваться столовыми приборами, педагоги помогают ему освоить рисование, лепку из глины и прочие полезные развлечения развивающие ребёнка.

Прогнозы

Прогноз для детей с синдромом Геллера неблагоприятный. При тяжёлой форме болезни возможна полная утрата навыков без возможности восстановления. Даже при помощи психологов и педагогов, заново овладевать потерянными умениями малыш будет чрезвычайно долго. Прогнозы таковы, что только 20% детей способны частично освоить бытовые действия, научится самообслуживанию и научиться говорить простыми фразами. Такие результаты возможны лишь при своевременно оказанной психолого-педагогической помощи.

Чем опасна детская деменция

Грустный ребенок

Вопрос о том, чем опасна деменция волнует многих родителей.

Как правило, после быстрого прогрессирования недуга состояние ребёнка стабилизируется. Однако при этом навыки не восстанавливаются. Наиболее серьёзной проблемой периода стабильности является невозможность ребёнка социально адаптироваться. Он не может посещать образовательные учреждения, не освоит какую-либо профессию. Создание социальной ячейки в виде семьи также не представляется возможным. Родителям такого ребёнка приходится навсегда поменять свой быт и подстраиваться под его нужды.

Воспитание детей с синдромом Геллера

Домашнее занятие с ребенком

Для разработки методик воспитания детей с деменцией существует отдельная наука— олегофренопедагогика. Цель этого направления в том, чтобы скорректировать признаки умственной отсталости у малышей.

Образование детей с синдромом Геллера невозможно в обычных образовательных институтах. Родителям необходимо обратиться в специальное учреждение занимающееся детьми с подобными расстройствами. При этом цель таких заведений вовсе не во внедрении в голову ребёнка каких-либо теоретических знаний, а в обучении социально полезным навыкам. Специалисты хотят добиться того, чтобы ребёнок с диагнозом «деменция» мог иметь хотя бы частичную независимость от окружающих.

Как правило, образовательный процесс происходит группами, в игровой форме. Это помогает детям не только научится чему-то новому, но и получить столь необходимое общение со сверстниками.

Безусловно, об изучении иностранных языков не может быть и речи— ребёнку необходимо освоить хотя бы простейшие конструкции родного языка.

Профилактика

К сожалению, профилактические методы для данного заболевания неизвестны. Пока не будут установлены причины появления болезни невозможно говорить о профилактике.

Заключение

Синдром Геллера — чрезвычайно редкое и тяжёлое заболевание, этиология которого до сих пор не изучена. Родителям детей, получивших подобный диагноз, придётся запастись мужеством и терпением. Только с помощью семьи и хороших педагогов ребёнок сможет заново приобрести тот минимум навыков, который необходим для жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector