Психический инфантилизм у детей

Психический инфантилизм у детей

Психический инфантилизм у детей

Психический инфантилизм – это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы личности. Распространенность явления достигает 1,6 %. Ребенок с подобным отклонением в развитии отличается отсутствием целеустремленности в решении различных задач, самостоятельности, снижением инициативности. В раннем детском возрасте распознавание этой патологии затруднено, но при вступлении в школьный этап бросается в глаза явное предпочтение игр и развлечений обучению. Понятие инфантилизма предусматривает развитие нарушений прежде всего в поведении и сфере взаимоотношений.

Причины психического инфантилизма

Головной мозг ребенка – это структура, которая активно развивается. В период формирования он особенно подвержен воздействию неблагоприятных факторов. Наибольшее значение в появлении синдрома психического инфантилизма имеют следующие патологические состояния:

  • травматические повреждения головного мозга во время родов или асфиксия плода;
  • последствия перенесенных тяжелых инфекционных поражений нервной системы (менингит, энцефалит) или инфекционные болезни матери во время беременности;
  • токсическое воздействие на организм психотропных веществ во внутриутробном периоде (алкоголизм или употребление наркотиков беременной женщиной);
  • тяжелые соматические болезни и связанная с этим госпитализация;
  • хирургические вмешательства.

Особенно чувствителен организм плода к неблагоприятным воздействиям в заключительный триместр беременности и в период родовой деятельности.

Психогенные причины

Капризный малышНапряженная стрессовая обстановка в семье может повлиять на отставание в развитии эмоций и волевой деятельности. Негативное влияние на психику малыша оказывает неправильное воспитание, которое может быть выражено в чрезмерной опеке или недостатке внимания. Вседозволенность и освобождение от ответственности приводит к развитию эгоистических черт и отсутствию самостоятельности. Деспотизм со стороны родителей вызывает отсутствие мотивации и проявления инициативы, безвольность и апатию.

Влияние психогенных факторов и пороков воспитания приобретает особое значение в развитии психического инфантилизма при наличии генетической предрасположенности к подобной патологии.

Патогенез

Патогенез нарушения психического развития личности может развиваться по следующим вариантам:

  1. Отставание в развитии преимущественно лобных долей полушарий головного мозга обусловлено физиологическими причинами. При этом типе нарушения прослеживается выраженная тенденция в отставании интеллектуального развития, могут наблюдаться даже признаки легкой степени олигофрении.
  2. Замедление развития всех отделов головного мозга. Проявляется в замедлении не только эмоционально-волевого и интеллектуального, но и физического развития. Дети выглядят намного младше своего возраста.
  3. Торможение функционирования лобных долей носит внешний характер и обусловлено неблагоприятным влиянием внешней среды и неправильным воспитанием.

Выявление ведущих факторов патогенеза позволяет положительно воздействовать на патологический процесс на ранних этапах и скорректировать отклонения в развитии.

Виды инфантилизма

Классификация рассматривает вида психического инфантилизма:

  • гармонический или простой;
  • дисгармонический;
  • органический;
  • психогенный.

Прогноз состояния и лечебные мероприятия в значительной степени зависят от определения клинической формы состояния.

Простой инфантилизм

Дети кривляются

Дети с отставанием психического развития по этому типу выглядят моложе своих сверстников при сохраненных интеллектуальных способностях. Таких малышей прежде всего интересуют игры и развлечения, а мотивация к исследованию окружающей действительности у них снижена. Обучение в школе дается ребенку с большим трудом из-за слабой заинтересованности и быстрого отвлечения внимания. При благоприятном течении к 10 годам психическое состояние стабилизируется, развивается адаптация к школьному коллективу.

Дисгармонический инфантилизм

Ребенок кричит и плачет

Эта форма сопровождается проявлением патологических черт характера (вспыльчивость, лживость, конфликтность). Поведение, сопровождающееся подобными проявлениями, обычно становится источником сложных ситуаций во взаимоотношениях с ровесниками и учителями. Патологические проявления начинают проявляться уже после годовалого возраста, с этого времени уже необходимы корректирующие меры, иначе есть все шансы для перехода психического инфантилизма в психопатическое состояние.

Органический инфантилизм

Ребенок с мамойПроявляется на фоне поражения нервной системы инфекциями, интоксикацией, травмами. Характерной особенностью таких детей с органическим инфантилизмом является отсутствие интенсивности и яркости переживаемых эмоций. Мыслительный процесс и память отличаются инертностью и вялостью. Часто можно наблюдать сопутствующая диспропорция в строении (асимметрия ушных раковин, высокое небо, низкий рост, неправильный рост зубов).

Умственная отсталость выражена в наиболее легкой форме и проявляется в проблеме со сложными мыслительными операциями.

Психогенный инфантилизм

Эта форма развивается на фоне нормального развития мозговых структур, ведущую роль в его формировании отводится нарушение правил воспитания ребенка. При постоянном действии внешних факторов развиваются функциональные нарушения в нервной системе. Своевременная коррекция психологического инфантилизма способна восстановить нарушенные функции, в запущенных случаях изменения приобретают необратимые изменения.

Признаки психического инфантилизма

Основные проявления патологического состояния можно наблюдать уже в раннем детском возрасте:

  • отсутствие активности и инициативности;
  • неспособность делать выводы и находить причинно-следственную связь между явлениями;
  • беззаботность, легкомысленность и неспособность сосредоточиться;
  • рассеянность и быстрая утомляемость от занятий;
  • незрелость суждений и отсутствие самостоятельности;
  • двигательная расторможенность;
  • неспособность усвоить необходимые правила поведения и общения со взрослыми людьми;
  • проблемы с планированием и контролем своих действий;
  • склонность к бесплодным фантазиям.

Появление у ребенка нескольких из перечисленных симптомов свидетельствует о необходимости обследования у специалиста для диагностики состояния.

Диагностика

Поводом для обращения к специалисту обычно служат трудности, возникающие во время адаптации в детском коллективе. Это обычно происходит, когда ребенок идет в детский сад или в школу. Кроме проблемных взаимоотношений с ровесниками и учителями наблюдаются трудности в обучении из-за невозможности сосредоточиться на предмете обучения.

Чтобы выявить нарушения, необходимы следующие этапы обследования:

  • осмотр детского психоневролога (беседа выявляет эмоциональные и поведенческие нарушения);
  • анализ рисунков ребенка и оценка выполнения тестов с объяснением предложенной ситуации;
  • выяснения наличия акцентуаций характера с помощью опросника Леонгарда-Шмишека.

Окончательный диагноз возможен только после наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях.

Лечение психического инфантилизма

Лечение патологического состояния психики проводится с помощью медикаментозных препаратов, психотерапевтического воздействия и работы с родителями. Ведущее значение в коррекции отводится психотерапии. Новые стереотипы и поведенческие реакции улучшают течение заболевания и могут привести к полному исчезновению симптомов.

Медикаментозная терапия

Основное внимание следует уделить препаратам, которые способны улучшают течение метаболических процессов в нервной системе:

  • ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Кортексин);
  • витамины группы В (тиамин, пиридоксин, цианокобаламин, Энцефабол);
  • нейропротекторы (Кавинтон).

Для достижения седативного эффекта необходимо использовать препараты растительного происхождения (валериана, мята, мелисса, зверобой). Нейролептики, антидепрессанты и транквилизаторы должны применяться только по неотложным показаниям в крайних случаях.

Индивидуальная и семейная психотерапия

Создание правильных установок предусматривает адекватные эмоциональные реакции на происходящие события. Организация обучения, планирование и дисциплина структурируют психические процессы. В результате гармонизируется работа различных структур головного мозга и их координация.

Возможные последствия

Мальчик с трубочкой

Своевременная коррекция в большинстве случаев приводит к развитию адаптации в обществе. Часто это происходит к 10-11 годам. К неблагоприятным последствиям психического инфантилизма можно отнести развитие следующих состояний:

  • акцентуация отдельных черт характера;
  • психопатия;
  • дефицит когнитивных функций;
  • девиантное поведение.

Чтобы предотвратить развитие осложнений, необходимо начинать корригирующие мероприятия в дошкольном возрасте.

Психический инфантилизм препятствует формированию здоровой полноценной личности. Так как решающее значение в преодолении патологии отводится обстановка в семье, работа с родителями должна проводится наряду с коррекцией нарушений у ребенка. Своевременное обращение к детскому психиатру дает возможность наладить общение с окружающими и реализовать его способности.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector