Психические расстройства у детей.

Психические расстройства у детей.

Психические расстройства у детей

Только появившись на свет, ребенок абсолютно беззащитен перед окружающим миром. Его главной и единственной защитой являются его родители. Даже первый свой иммунитет ребенок получает от матери, и только позже формируется полноценная иммунная система. Психика маленьких детей, с одной стороны, легко подстраивается под внешние воздействия (малыши легче переносят трагедии, быстрее прощают, принимают как должное ужасы из сказок и более гибко справляются со стрессовыми ситуациями), а с другой стороны – не менее легко ломается под воздействием долговременных или постоянных факторов. Результатом становится развитие психических расстройств у детей.

Нарушения психики у детей

Ранние признаки психических расстройств у детей

При проявлении первых признаков психических нарушений, родители часто не обращают на них внимания – хотя, как и при любом заболевании, лечение эффективнее всего именно на ранних стадиях. Взрослые боятся признать сам факт возможных нарушений у ребенка, но роль родителей в воспитании детей состоит, в том числе, и в постоянном наблюдении за поведением чада, чтобы своевременно вмешаться в процесс развития и скорректировать его.

Против матери и отца ребенка выступает целый комплекс причин, мешающий им проявить свой родительский долг и своевременно заметить признаки психических отклонений. Первая причина заключается в том, что взрослые обычно и сами не знают, на что обращать внимание и когда. Второй причиной иногда становится тот факт, что как раз родители и являются причиной заболевания, а именно – их поведение по отношению друг к другу, к ребенку, их вредные привычки. Признавать свои ошибки всегда нелегко, а еще сложнее изменить свое собственное поведение. Даже когда становится невозможным и дальше игнорировать странности детского поведения, взрослые порой продолжают заниматься самообманом – и это можно считать третьей причиной. Общественные стереотипы и предрассудки мешают признать факт наличия психических заболеваний у собственных детей.

Это уже потом, когда созрело решение о посещении детского психолога, когда хватает денег (по мнению родителей) на обращение за медицинскими консультациями, когда получен диагноз и прозвучала фраза «поздно обратились» – приходит сожаление и раскаяние. А еще появляется понимание, что было бы проще не принимать в расчет предрассудки социума, а акцентировать внимание на своем малыше, избежав множества неприятных осложнений. Чтобы такого не произошло, необходимо хорошо понимать, на что нужно обращать внимание и когда.

Причины психических расстройств у детей

Психические нарушения у детей

В современной психологии выделяют пять основных причины детских психических отклонений:

  1. генетическая предрасположенность;
  2. полученные травмы (неблагоприятная внешняя среда);
  3. инфекции (неблагоприятная внешняя среда);
  4. вредные привычки родителей (неблагоприятная внешняя среда);
  5. ссоры и нездоровая атмосфера в семье.

Генетическая предрасположенность возникает в том случае, если существуют врожденные нарушения в центральной нервной системе, которые были обусловлены особенностями генетики ребенка. К сожалению, вызванные этой причиной заболевания зачастую не поддаются лечению – можно только сгладить симптомы, задержать развитие. В этом случае крайне важно, чтобы при появлении первых же психических отклонений в поведении ребенка они были замечены и обнаружены. В целом предрасположенность к психическим расстройствам у детей может быть приобретенной или наследственной. Если среди близких родственников были зафиксированы подобные недуги, следует внимательнее следить за развитием ребенка. Проявиться наследственность может в любом возрасте.

Неблагоприятная внешняя среда может быть:

  • пренатальной (во время беременности);
  • натальной (во время родов);
  • постнатальной (послеродовой).

Пренатальной причиной психических заболеваний у детей могут стать инфекционные заболевания матери, вредные привычки родителей (курение, алкоголизм, наркомания), токсические воздействия на организм матери и физические травмы во время беременности. Чаще всего такие заболевания проявляются еще в дошкольном возрасте или младшем школьном возрасте. Натальной неблагоприятной средой являются родовые травмы, недоношенность, асфиксия при рождении и даже кесарево сечение. Их последствия также проявляются еще в дошкольном возрасте. К постнатальной неблагоприятной среде относят такие причины психологических нарушений, как асфиксия после родов, полученные в раннем детстве травмы, детские инфекции, токсические воздействия, неблагоприятный климат в семье (ссоры родителей, нездоровая атмосфера в отношениях между ребенком и родителями, между ребенком и другими детьми).

Психические нарушения у детейНеблагоприятный климат в семье является, как это ни странно, самым частым фактором возникновения психологических проблем у ребенка. Но именно эти нарушения психики чаще всего и можно полностью вылечить. А вот патофизиологические механизмы психических расстройств могут быть уже плохо устранимы и даже полностью неизлечимы в отдельных случаях. Но с этими заболеваниями можно и нужно жить, и такая жизнь может быть полноценной как у ребенка, так и у его родственников.

Основные признаки психических нарушений у детей

Так как речь идет о заболеваниях психических, то симптомы у детей весьма обширны:

Чрезмерное внимание к неудобствам, раздражительность при неспособности избавиться от ощущения дискомфорта, чрезмерное раздражение. Полное игнорирование неудобств (груднички могут не обращать внимания на мокрые пеленки и подгузники, дети постарше не обращают внимания на то, что объективно мешает), запущенность, безразличное поведение

Резкая смена настроения, когда одна крайность чередуется с другой: апатия сменяется чрезмерной возбудимостью, агрессия – меланхолией.
Длительное «погружение в себя», апатия Повышенная активность, неспособность доводить до конца дела
Агрессивное поведение по отношению к родителям, другим детям Меланхолия, отстраненность, отсутствие интереса к социальному взаимодействию, безучастность
Нервозность, страх, паника Бесстрашие, иногда на грани безрассудства, презрение к опасности
Период бессонницы сменяется периодом сонливости – и наоборот.
Бессонница, чрезмерная возбудимость, тревожность Сонливость, снижение интереса к активным играм, капризность
Чрезмерное внимание к неудобствам сменяется периодами полного игнорирования неудобств.
Навязчивые состояния, зацикленность
Растерянность, забывчивость, недостаточное запоминание.
Склонность к сомнениям, двойственное отношение (плохой/хороший, да/нет, злой/добрый – одновременно).
Чрезмерная склонность к технике, к точности Мистическое мышление, склонность к мистике и архаичности

Все эти описания состояний могут быть как проявлением психических расстройств у детей, так и индивидуальными особенностями характера. Многие психологи утверждают, что не бывает людей с абсолютно здоровой психикой. И в этом утверждении есть доля правды: все человеческие особенности характера являются по сути своей нарушениями. Все они приобретаются в результате опыта, который, как известно, «сын ошибок трудных», а каждая ошибка причиняет нам дискомфорт, иногда боль. Дети тоже учатся на своих ошибках, постепенно формируя свою собственную вселенную – свою личность. Стоит также отметить, что одни и те же симптомы могут быть как особенностями характера, так и маркерами психических отклонений. Всегда важен не какой-то отдельный симптом, а сила его проявления.

Виды психических расстройств и отклонений в развитии у детей (перечень и описания)

Представленный ниже перечень психических расстройств включает только основные виды заболеваний у детей и не является исчерпывающим. По каждому из представленных пунктов перечня написаны десятки и сотни книг, научных публикаций и работ. В этом материале на каждое нарушение мы можем представить только краткую выжимку.

 Умственная отсталость

Подросток с умственной отсталостью

Умственная отсталость возникает в результате повреждений мозга в период беременности, родов или первого года жизни, в результате механического и инфекционного воздействия, из-за приема матерью алкоголя и наркотиков, генетических патологий. Выражается в задержках интеллектуального развития, оценивается в четырех степенях, каждая из которых имеет свое название (слева-направо по степени тяжести): дебильность, имбецильность, олигофрения и идиотия. Первые две стадии обнаруживаются уже в раннем школьном возрасте, вторые – в более раннем возрасте. Не поддаются лечению, но коррекция поведения и специальное обучение позволяют в будущем (в зависимости от степени) вести относительно самостоятельную жизнь.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития возникает в результате органического поражения центральной нервной системы (отмирание клеток мозга). Классифицируется по причинам появления: травматическая, токсическая, ишемическая, алкогольная, инфекционная, лучевая, генетическая, дисциркуляторная. Выражается в поражении эмоциональной сферы и волевых возможностей ребенка. Ребенок теряет интерес к различным сферам интеллектуального развития, не может заставить себя учиться. В зависимости от степени поражения ЦНС задержка психического развития может поддаваться полному излечению, в иных случаях симптоматика сглаживается в более взрослом возрасте.

Синдром дефицита внимания (СДВГ):

СДВГ. Мальчик кричит

СДВГ или гиперактивность возникает в результате родовой травмы или иного поражения ЦНС, а также может проявиться в силу генетической предрасположенности. Выражается в рассеянности, неспособности концентрировать внимание, чрезмерной возбудимости. У ребенка возникают проблемы с обучением, социальной адаптацией и самооценкой. При комплексном подходе синдром дефицита внимания удается преодолеть, сглаживая его негативное воздействие на жизнь человека.

Аутизм

Мальчик с аутизмом

Аутизм возникает в результате врожденной недостаточности ЦМС. Исследователи смогли выделить около трех десятков провоцирующих заболевание факторов, но точных причин заболевания установить так и не удалось. Выражается в практически критическом уровне асоциальности, страхе изменений и патологической любви к однообразию. Заболевание проявляется в раннем возрасте и влияет на формирование личности ребенка. Аутизм поддается корректирующему лечению, в котором принимают участие сразу несколько медицинских специалистов и, в первую очередь, родители.

Шизофрения

Шизофрения у детей

Шизофрения возникает в результате изменений в 6, 8 и 13 хромосомах, передается по наследству – в зависимости от степени родства с разной вероятностью. Выражается в искажении мышления и галлюцинациях. Может иметь разнообразную симптоматику в зависимости от разновидности патологии. Заболевание может проявиться в раннем детстве или в подростковом возрасте, у взрослых или пожилых людей – точнее, когда возникнет ситуация, которая может спровоцировать первый приступ. Поддается корректирующему лечению.

Эпилепсия

Ребенок с эпилепсией

Эпилепсия возникает в результате генетической предрасположенности, повреждений центральной нервной системы, инфекций и осложнений вакцинации. Выражается в периодическом наступлении особого состояния – ауры – с последующей потерей сознания, сопровождающейся приступом судорожных мышечных сокращений. Не вылечивается, но после первого приступа можно избежать повторных эпизодов.

Неврозы

Неврозы (расстройство поведения): возникают в результате нервных перенапряжений, страхов, переживаний, напряженных отношений в семье. Характерны для переходных периодов: от 3 до 5, и от 10 до 12 лет, однако не ограничены ими. Могут выражаться самыми разными проявлениями и симптомами, в том числе и характерными для других психических расстройств у детей. Наиболее распространенные расстройства поведения:

  • неврастения;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые состояния);
  • истерический артроз.

Неврозы не являются тяжелыми расстройствами по сути своей и при правильно подобранной и, что еще важнее, своевременной помощи специалистов проходят практически бесследно.

Расстройство пищевого поведения:

Расстройство пищевого поведения

Расстройство пищевого поведения: возникает чаще в возрасте от 14 лет в результате искаженного субъективного восприятия своей внешности. Причины возникновения до конца не выяснены – считается, что в равной степени на появление данного заболевания влияют биологические и социальные факторы. Самые известные проявления:

  • компульсивное переедание;
  • нервная булимия;
  • нервная анорексия.

Подобные нарушения также поддаются терапии и могут быть полностью вылечены.

Перечень психических заболеваний детей в разных возрастах далеко не полон. Существуют разновидности уже перечисленных расстройств, а также многочисленные неврозы и поведенческие нарушения, которые могут возникать при становлении личности.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Диагностика психических отклонений предполагает проведение комплексного клинического исследования состояния маленького пациента. В первую очередь, выявляются основные неврологические и психопатологические синдромы, а также связи и локализация патологии в ЦНС. Следующим шагом является определение заболевания и причин, его вызывающих. На заключительном этапе строится схема по лечению ребенка – и выстраивается прогноз по достижению целей терапии.

ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия – один из важнейших этапов диагностики при обнаружении нарушений психики у детей. Комиссия состоит из специалистов различных областей, и ее задачей является диагностическое обследование ребенка на предмет возможности его обучения в общеобразовательных учреждениях. Направление на комиссию может быть инициировано школой или самими родителями. Хотя, по мнению многих, психолого-медико-педагогическая комиссия и консультации со специалистами– не самый приятный для ребенка процесс, но прохождение комиссии необходимо. Важно, чтобы сами родители не испытывали страха, угрызений совести и других негативных эмоций, ведь именно они будут той поддержкой, которую может получить ребенок в процессе прохождения комиссии.

При многих расстройствах обучение среди обычных детей может привести к усугублению состояния. Дети часто проявляют неосознанную жестокость по отношению к инаковому поведению сверстников, что, в свою очередь, негативно сказывается на психическом состоянии ребенка с отклонениями. Однако заключения комиссии носят рекомендательный характер, а также могут быть оспорены в вышестоящих комиссиях.

Психологическое обследование

Психологическое обследование предполагает, что при обнаружении отклонений проводится комплексное исследование условий жизни ребенка: отношения в семье, как ребенок воспитывался, какие отношения у него с родителями и другими детьми. Чаще всего именно там скрываются основные причины расстройств.

Медицинская диагностика

Медицинская диагностика включает в себя оценку множества параметров биологического характера: анализ анамнеза, телосложение, строение лица, особенности зрения, нервной системы и артикуляционного аппарата. Задача медицинской диагностики состоит не только в поиске симптомов психического заболевания у детей, но и возможных причин возникновения.

Психический анализ

В процессе психического анализа оцениваются такие функции детской психики, как: память и внимание, восприятие и эмоциональная сфера, мышление и интеллект, социальная адаптация и зависимость от общения. Учитываются индивидуальные особенности детей, их возраст, пол и многие другие параметры, которые могут оказать существенное влияние на оценку состояния психического здоровья.

Лечение психических заболеваний у детей

Помощь ребенку с психическими расстройствами

Конечно, лечение каждого заболевания проводится по своим методикам. К тому же, схема терапии учитывает строго индивидуальные особенности маленьких пациентов. Но есть общие принципы проведения лечения:

Своевременность. Чем раньше начинается лечение, тем менее серьезными будут последствия патологии. При своевременном лечении многих нарушений есть возможность если не снять диагноз окончательно, то хотя бы купировать патологические проявления в будущем.

Комплексность. Красивые картинки из голливудских фильмов о посещении психотерапевта имеют мало общего с реальной терапией. В лечении ребенка принимают участие самые разные профессионалы, начиная от терапевта и заканчивая узкими специалистами. Чаще всего лечение сочетает психологические методы и медикаментозные. Чем серьезнее нарушение, тем важнее квалифицированный медицинский контроль состояния ребенка.

Контакт с ребенком. Чтобы ребенок начал меняться или хотя бы перестал скрывать свои переживания и волнения, он должен верить своим врачам. Установление контакта с ребенком – важнейшая процедура в терапии. Без этого любое лечение будет половинчатым.

Образовательная составляющая и работа с родителями. При лечении большинства заболеваний ребенок находится в семье, дома. Помещение заболевшего в стационар проводится только при опасности для здоровья самого пациента или окружающих его людей. А значит, родители ребенка должны принимать активное участие в лечении. До определенного возраста доверие к родителям настолько велико у детей, что никакой контакт с чужими «дядями» и «тетями» в белых халатах его не заменит. Поэтому задачей врачей становится сделать родителей ребенка узкими специалистами по лечению одного конкретного заболевания у одного конкретного маленького человека. А в случае, если причиной расстройства психики стали сами родители – помочь скорректировать свое поведение им самим.

На что обратить внимание родителям

Мальчик сидит на лестнице

Взросление и развитие ребенка всегда проходит революционно. Казалось, еще вчера он не мог стоять, не опираясь на бортик кровати, а сегодня расшатал прут манежа, вылез, самостоятельно сходил в туалет посреди ночи – и отправился исследовать окружающую обстановку. На прошлой неделе ребенок не мог связать двух слов, а на этой произнес глубокую осмысленную фразу, проявил характер или начал выговаривать родителям, отказавшимся с ним играть по причине занятости. У всех детей есть периоды для накопления опыта, а есть время быстрого роста. Также и в развитии детской психики есть периоды стабильные и нестабильные. Именно в нестабильные периоды к поведению детей следует проявить повышенное внимание.

В раннем возрасте, в период до 3 лет, психика ребенка гибка. Открывающийся перед малышом огромный мир постоянно вносит корректировки в его мировосприятие, а другие люди – как взрослые, так и дети – не более интересны, чем окружающие предметы: машины, дома, облака, растения, насекомые, животные и, конечно же, любимые игрушки.

Однако есть в дошкольном возрасте и критический период, который длится с 3 до 5 лет. Серьезные психические расстройства часто диагностируются именно у детей 3 лет. Опытные родители прекрасно знают, что именно в три года появляются первые детские страхи. В этом возрасте возникает социальная заинтересованность детей. Именно в это время начинают особенно остро проявляться заложенные в детях качества и черты характера. И именно в этом возрасте дают о себе знать врожденные психические заболевания.

Следующий этап наступает с 6 до 7 лет. Есть расхожее мнение, что сформировать личность ребенка можно только до 6 лет, а потом только незначительно воздействовать, потому что в 7 лет даже маленький человек – это полноценная личность. Конечно, это не совсем так – человек меняется на протяжении всей жизни, но именно между 6 и 7 годами наступает особенно важный для детской психики период. У детей формируются логические связи, закладываются основы морали и социального поведения. В это время психика ребенка претерпевает существенные изменения.

Описывать проблемы подросткового возраста можно бесконечно долго. Долгие 5-6 лет (с 12 до 18) из маленького человека рождается взрослый. Идет гормональная перестройка, и психика ребенка становится очень уязвимой. К счастью, о проблемах в этом возрасте родители обычно помнят и стараются хотя бы приглядывать за возможными проявлениями нервных и психических расстройств.

Девочка на берегу реки

И именно родителям необходимо первыми увидеть даже едва заметные проявления заболеваний. Кто лучше родителей ребенка знает особенности его психики и поведения, кто лучше них может быстрее опознать патологические проявления среди множества собственных и приобретённых ребенком черт характера? Поэтому в данном вопросе врачи единодушны – на родителях лежит ответственность, оправдать которую можно, только увидев в ребенке личность и индивидуальность, но не забыв о том, что развитие и воспитание этой личности – задача не социума, не воспитателей и учителей, не няни, не друзей и даже не бабушек и дедушек. Лучше всего своего ребенка знают родители – именно им следует обратить внимание на первые нездоровые проявления в поведении и принять решение о визите к специалисту, пока проблему ещё можно решить с помощью терапии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector