Нарушения фонематического слуха у детей

Нарушения фонематического слуха у детей

Нарушения фонематического слуха у детей

Способность распознавать и верно произносить звуки является важным фактором в развитии ребенка. Полноценный фонематический слух способствует успешной учебе, развитию психики, общительности и уверенности при нахождении в социуме.

Что такое фонематический слух

Фонематический слух — это способность человека анализировать и синтезировать фонемы, то есть распознавать все звуки речи. Он необходим для того, чтобы ребенок помимо понимания слов и умения разговаривать, смог четко различать особенности звуков, с помощью которых определяется смысл слова. К примеру, чтобы получилось распознать слова:《там》и 《дам》, 《козу》и 《косу》и т.п. Помимо этого, он способствует умению правильно выстраивать предложения и словосочетания, сопоставлять род и число разных частей речи, подбирать окончания согласно падежу.

Детям с плохо развитым фонематическим слухом тяжело дается правописание и чтение. Невозможно развить правильную письменную речь при нарушении устной. Плохо сформированный фонематический слух способствует появлению таких последствий как дислексия (проблемы с чтением) и дисграфия (проблемы в правописании), в связи с эти необходимо с раннего детства уделять должное внимание развитию правильной речи малыша. Нужно обучать не только четкому произношению, но и распознаванию звуков на слух.

Формирование фонематического слуха начинается с самого рождения ребенка. Малыш обучается речи посредством подражания другим людям: воспринимая на слух их речь и наблюдая за их артикуляцией. В свои первые недели жизни он начинает распознавать непосредственно звуки речи, к двум месяцам у него появляется реакция на слова мамы и других людей. В три-шесть мес. пробует копировать звуки, которые слышит, начинает узнавать знакомых людей по голосу, вслушивается к окружающим звукам и к тем, которые произносит сам.

С шести до двенадцати месяцев начинает реагировать на свое имя, в его лепетании появляется больше сочетаний букв, которые впоследствии становятся схожими со словами. Именно в этом возрасте малыши обычно произносят свое первое слово. А уже от года до трех лет начинается более активное развитие фонематического слуха, малыш копирует речь окружающих людей, повторяет их интонацию.

Нарушение фонематического слуха

фонематический слух

Различаются следующие нарушения фонематического слуха у детей:

  1. Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся нарушения воспроизведения звуков, которые возникают вследствие неузнавания и неправильного выбора фонем. Данный дефект формируется в сенсорном звене механизма восприятия речи. При этом дефекте у ребенка отсутствует нарушение слуха, у него частично не сформирована функция слухового различения некоторых звуков.
  2. Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этому виду дислалии относятся нарушения, возникающие в моторном звене воспроизводства речи. Существуют два вида данного нарушения:
  • артикуляционное формирование некоторых звуков отсутствует, вследствие этого один звук заменяется на другой;
  • артикуляционно все звуки необходимым образом сформированы, но ребенок не может правильно выбрать нужную фонему. Впоследствии звуки перемешиваются и одинаковое слово может звучать по-разному.

Дислалия может быть обусловлена не только фонематическими дефектами, но и фонетическими. Такая дислалия называется акустико-фонетической. При ней звуки произносятся в искаженном виде.

Фонематические нарушения у взрослых возникают при локальных поражениях мозга. Нарушения могут быть различной формы: при легкой форме больные не различают слова при наличии постороннего шума либо если разговаривают несколько человек одновременно, в сложных случаях речь становится совсем непонятной, слова утрачивают смысл и воспринимаются как непонятный шум.

Причины нарушения фонематического слуха

Основные причины, которые могут вызвать нарушения фонематического слуха:

  1. Тугоухость.
  2. Внешнее негативное влияние. У родителей присутствуют явные нарушения речи.
  3. Слабый организм;
  4. Инфекционные болезни;
  5. Нарушения, связанные с пищеварительным трактом. Недостаточное количество витаминов и минералов приводит к слабости, апатии. Снижается внимательность, концентрация, возникают нарушения памяти.
  6. Повреждения головы, органов, отвечающих за слух и формирование речи.
  7. Плохие социальные условия.
  8. Болезни щитовидной железы. В частности, очень опасен гипотиреоз у маленьких детей. Недостаточное количество гормонов или их переизбыток негативно влияют на процессы в головном мозге и психическое состояние.
  9. Гиперактивное состояние. В этом случае ребенок теряет концентрацию, не вслушивается в речь, которую произносят окружающие, слышит звуки урывочно, следовательно, таким же образом их произносит.

Симптомы нарушения фонематического слуха

Данные нарушения проявляются следующим образом:

  • нарушается произношение фонем. Одни звуки заменяются другими. К примеру, звонки путаются с глухими, а твердые с мягкими;
  • пропускаются некоторые звуки в словах, переставляются, прибавляются ненужные фонемы.
  • Путаются похожие звуки, например: з и с, ш и с.

При нарушенном фонематическом слухе у ребенка возникают трудности в правописании. Самые частые ошибки — это безударные гласные звуки, сдвоенные согласные, глухие в окончании слова. Ребенок не воспринимает на слух ударные гласные, они для него такие же, как безударные, вследствие этого он не может подобрать слово для проверки орфограммы. Такие дети отстают в учебе именно по причине нарушений фонематического слуха.

Способы диагностики

Фонематические нарушения слуха диагностируются логопедом и дефектологом. Обследование необходимо проводить в дошкольном возрасте для своевременного выявления данных дефектов речи.

Врачом применяются следующие способы для проверки фонематического слуха:

  1. Узнавание источника воспроизводимого звука. Ребенок с закрытыми глазами слушает звук, который издается с помощью какого-либо музыкального инструмента (различные колокольчики, бубен и другое). Затем он должен догадаться какой именно из инструментов звучал.
  2. Проверка возможности различать глухие звуки от звонких и мягкие от твердых посредством повторения их за специалистом.
  3. Анализ фонем. Для этого у ребенка просят отметить определенный звук в слове. К примеру, ударную гласную, начальный звук либо конечный, число звуков до и после определенной фонемы.
  4. Еще одним упражнением на проверку фонематического слуха является распознавание похожих по звучанию слов. Перед ребенком кладут таблички с различными изображениями (это могут быть звери, овощи и любые другие предметы). Ребенок должен поднять табличку, когда услышит правильное произношение слова, обозначающее изображенный предмет. К примеру, педагог произносит: жилаф, шираф, жираф. Если ребенок поднял табличку при неправильном произношении — это является ошибкой.
  5. Ребенку необходимо хлопнуть в ладоши, при заранее оговоренном звуке. К примеру, нужно хлопнуть, услышав звук 《н》.
  6. Более сложное задание — нужно произнести слова, в состав которых входит определенная буква либо выбрать изображение с необходимым числом букв в названии.

После выполнения заданий специалист делает заключение и формирует необходимую программу коррекции, в зависимости от индивидуальных нарушений. Если есть необходимость, направляет на дополнительное обследование.

Коррекция

Заболевания, связанные с нарушением фонематического слуха нужно лечить комплексно. Медикаменты и необходимые занятия назначают врачи: логопед, дефектолог, невролог, психиатр.

Лечение медикаментами

При фонематическом нарушении слуха лекарства принимаются для улучшения функционального состояния мозга и притока крови к нему.

В основном специалисты назначают следующие медикаменты:

  1. Пантогам. Оказывает стимулирующие воздействие на центральную нервную систему, снижает возбудимость, увеличивает мозговую активность.
  2. Фенибут. Способствует нормализации обмена веществ в тканях и кровообращения в мозге. При его принятии увеличивается работоспособность, пропадает страх и тревожность.
  3. Глицин. Его применение способствует снижению эмоционального перенапряжения, агрессии. Также он нормализует сон.
  4. Кортексин. Оказывает восстанавливающее действие на мозг после получения повреждений, эмоциональной нестабильности. Способствует улучшению памяти, внимательности, увеличивает работоспособность.

Вместе с приемом лекарств необходимо применять массаж ЛФК, правильно питаться, следить за показаниями гемоглобина.

Работа по коррекции нарушений

Занятие с логопедом

Данная работа способствует тому, чтобы ребенок смог осуществлять анализ слов, вслушиваться к языку окружающих, правильно повторять их речь. Для этого нужны логопедические занятия или работа с дефектологом. Врачи объяснят родителям какие дополнительные занятия необходимы для развития фонематического слуха дома.

Метод устранения данных нарушений состоит из нескольких ступеней:

  • фонематическая тренировка;
  • развитие способности распознавать высокую и низкую речь, тембр, скорость речи (все эти признаки необходимо распознавать как у окружающих, так и у себя).
  • занятия направленные на отличия набора схожих звуков;
  • различение отдельных слогов;
  • способность распознавать определенные звуки в слове и проводить анализ над ними.

Заниматься нужно каждый день по несколько раз. К примеру, днем можно провести занятие со специалистом, а в вечернее время поиграть в специальные игры дома с родителями.

Профилактика

Первые годы жизни малыша являются самыми важными в формировании его речи. Непосредственно в данный период малыш впервые начинает слышать и распознавать звуки, запоминать слова. Именно в дошкольное время необходимо уделить особое внимание развитию фонематического слуха у ребенка, для профилактики возможных дефектов. Необходимо заниматься с малышом, играть в специально разработанные игры, создавать наиболее благоприятную окружающую обстановку, использовать правильную речь в общении с малышом, организовать правильное питание для него. А в случае выявления каких-либо нарушений, следует обратиться к врачам.

Упражнения

Ребенок с развивающими карточками

Упражнения для развития фонематического слуха в основном применяются в игровой форме. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Развитие правильного произношения звука 《с》. Для игры используется картинка самолета и изображения других предметов в названиях которых присутствует звук《с》, и в которых он отсутствует. В процессе игры педагог задает вопрос ребенку: — Посмотри какой у нас есть красивый самолет, только он почему-то грустит. Как ты считаешь, почему? (слушаем ответы малыша). А грустный он из-за того, что не может полетать без груза. Но мы можем помочь самолету. Давай загрузим в него предметы, в названии которых есть звук 《с》и пускай летит.
  2. Выбираем отличающееся слово. Педагог произносит 4 слова, ребенку необходимо указать на то, которое отлично от остальных. К примеру, коса-коза-коса-коса.
  3. Определение низкого и высокого звука. Дети ходят по кругу. Если на каком-либо музыкальном инструменте воспроизводятся низкие звуки детям необходимо присесть, высокие — встать на носочки.
  4. Разделение слов на слоги. Педагог рассказывает ребенку о том, что некоторые слова длиннее чем другие и, соответственно, наоборот. Вместе с малышом произносит разные слова по слогам, хлопая на каждый слог (ка-ша, ма-ли-на и т.п). Можно усложнить задачу, попросить ребенка самостоятельно выполнить задание.

Родителям важно не упустить то время, когда фонематический слух ребенка начинает развиваться, чтобы способствовать его полноценному формированию, предупредить нарушения или, при их выявлении, вовремя обратиться к специалисту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector