Задержка психоречевого развития (ЗПРР) с аутичными чертами

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) с аутичными чертами

ЗПРР с аутичными чертами

Задержка психоречевого развития — это патологическое состояние, при котором нарушается психическое, речевое и двигательное развитие ребенка. В ряде случаев ЗПРР сопровождается аутистическими проявлениями.

Что такое ЗПРР с аутичными чертами

Задержка психоречевого развития с элементами аутизма — это заболевание, при котором отставание процесса созревания психики сопровождается речевой заторможенностью, а также двигательными и эмоциональными расстройствами. Обнаруживается, как правило, в раннем возрасте (до трех лет), чаще всего у мальчиков. По мере взросления симптомы становятся заметнее и постепенно нарастают, проявляется отсутствие коммуникабельности и проблемы с социализацией.

Причины

Причиной ЗПРР с аутичными чертами чаще всего становятся органические повреждения различных отделов головного и/или спинного мозга в результате внутриутробной или перинатальной патологии (вирусные инфекции, гипоксия, гормональные нарушения в организме матери), травматичные роды, а также генетическая предрасположенность.

Признаки и симптомы

Проявления ЗПРР с элементами РАС (расстройство аутистического спектра), помимо нарушений мышления, памяти, эмоциональной сферы и речевого развития, включают в себя комплекс расстройств социальных взаимодействий:

  • с раннего возраста у ребенка могут отсутствовать реакции на различные раздражители;
  • ребенок не контактирует с близким окружением, избегает контакта глаза в глаза;
  • часто у ребенка наблюдаются немотивированные вспышки агрессии направленные на самого себя (он может биться головой об пол или стену, кусать или щипать свои руки и т.п.);
  • стереотипное поведение (ребенок ходит по кругу, качается из стороны в сторону, выставляет предметы в ряды, негативно реагирует на их перестановку);
  • у детей отсутствует способность играть в игрушки, все действия с предметами шаблонные и однотипные — аутист может долгое время бесцельно выстраивать башню из кубиков, катать машинку или рассматривать как крутятся ее колеса, часто дети с аутистичными чертами привязываются к какой-то определенной игрушке или предмету;
  • эмоциональный интерес и потребность во взаимодействии со взрослыми людьми и сверстниками отсутствует;
  • из-за отсутствия реакции на обращение, ребенок производит впечатление глухого;
  • ребенок-аутист предпочитает находиться в одиночестве;
  • по мере взросления проявляется и нарастает отставание в развитии речи, появляется эхолалия — частый речевой симптом при расстройствах аутистического спектра (РАС).

Двигательные особенности аутичных детей проявляются в неестественности их движений (ходьба на цыпочках, перебирание пальцами, махи руками, наклон головы в сторону, долгая ходьба по кругу или из стороны в сторону).

Диагностика

При подозрении на задержку психоречевого развития с элементами аутистического расстройства педиатр направляет ребенка на консультацию детского невропатолога и психиатра. В некоторых случаях для исключения патологии слуха ребенка необходимо показать отоларингологу и сурдологу. Для оценки состояния мозговых структур могут быть назначены такие исследования, как магнитнорезонансная томография или электроэнцефалография. По результатам комплексного обследования в ряде случаев рекомендуется консультация генетика.

Эмоционально-волевую сферу и речевое развитие ребенка, а также их соответствие возрасту, оценивают дефектолог-логопед и детский психолог с помощью различных материалов и тестов, а также шкалы коммуникативного и речевого развития.

Коррекция и лечение

Коррекция задержки психоречевого развития с элементами РАС осуществляется несколькими специалистами, среди которых: невролог, психиатр, дефектолог-логопед и детский психолог. Невролог назначает ребенку прием лекарственных препаратов, препятствующих нервному истощению и направленных на снятие тревожности и беспокойства, а также лекарственных средств улучшающих мозговое кровообращение с противогипоксическим эффектом.

В качестве альтернативных способов реабилитации ребенку назначают курсы лечения у остеопата и рефлексотерапевта. Применение этих методов активизирует поврежденные участки головного мозга и укрепляет нервную систему. Эффективны курсы реабилитации с помощью животных — дельфинотерапия, иппотерапия, канистерапия и т.п. Общение или наблюдение за животными помогает детям справляться с нервными расстройствами, заряжают позитивными эмоциями и помогают налаживать социальные контакты.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется логопедом, дефектологом и психологом при активном участии родителей.

Занятия с дефектологом и психологом можно начинать уже с двухлетнего возраста, с логопедом — после 4 лет. Цель занятий — научить ребенка с аутистическим расстройством связно говорить, правильно произносить звуки, повысить его речевую активность, снизить зажатость и максимально социализировать его.

Родители в домашней обстановке выполняют рекомендации всех специалистов, особое внимание уделяя развитию мелкой моторики ребенка: тонкие движения пальцами способствуют речевому развитию, стимулируют мозговую активность, улучшают память, внимание и мышление ребенка.

Прогноз и профилактика

Полное излечение аутизма невозможно, эффективность воздействия напрямую зависит от тяжести нарушений. По мере взросления ребенка при условии постоянной медико-психолого-педагогической поддержки симптоматика сглаживается. В некоторых случаях взрослые аутисты обзаводятся друзьями, семьями, получают профессию и ведут самостоятельную жизнь.

Снизить риск ЗПРР и аутизма помогут стандартные меры профилактики патологии беременности (снижение риска внутриутробного инфицирования плода, прием витаминов, исключение влияния вредных факторов на организм матери), а также получение квалифицированной медицинской помощи во время рождения ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector