Диспраксия у детей – причины, симптомы, способы коррекции

Диспраксия у детей – причины, симптомы, способы коррекции

Диспраксия у детей

Диспраксия — это расстройства моторной координации, значительным образом влияющие на социальную адаптацию ребенка. Нарушения двигательной функции при диспраксии не связаны с нарушениями интеллекта, детским церебральным параличом и нервно-мышечными дистрофиями. Может сочетаться с психическими заболеваниями или социальной запущенностью. Чаще всего поражает мальчиков.

Как проявляется диспраксия у детей

Нарушение координации при диспраксии относится к неврологической патологии, при которой целенаправленные движения вызывают у больного большие затруднения.

У детей данное заболевание вызывает снижение способности овладевать различными двигательными навыками — самостоятельно принимать пищу, одеваться, рисовать, писать и т.п. Также у детей с диспраксией отмечается расстройство речевого развития.

Виды диспраксии

В зависимости от действий, которые вызывают наибольшие сложности, выделяют несколько видов нарушения:

  • Идеаторная диспраксия. При этой форме нарушения у ребенка возникают затруднения при планировании последовательности произвольных движений.
  • Идеомоторная диспраксия. Сложности вызывают любые двигательные акты — ходьба, удержание равновесия, прыжки на одной ноге, подвижные игры, любые повседневные дела.
  • Артикуляционная диспраксия. Ребенку трудно управлять мускулатурой, участвующей в формировании речи, воспроизводить звуки и слова, его речевое дыхание нарушается. Вызывает затруднения правильная расстановка слов при построении фраз, из-за чего ребенку трудно выражать свои мысли.
  • Конструктивная диспраксия. Пространственная ориентация у ребенка нарушена, он путает право/лево; верх/низ; ему сложно даются игры с кубиками и пазлами, а также рисование предметов с учетом их положения в пространстве.
  • Дыхательная апраксия. Нарушения координации органов дыхания вызывают дыхательную дисфункцию; возможны нарушения акта глотания.
  • Офтальмологическая диспраксия. При этом нарушении ребенку трудно контролировать движения глазных яблок. При чтении он вынужден двигать головой чтобы сосредоточиться на предложении, так как следить за строчками только с помощью глаз ребенок не в состоянии.

Симптомы диспраксии

Проблемы, вызываемые диспраксией
Проблемы, вызываемые диспраксией

Симптоматика нарушений меняется по мере взросления ребенка. В раннем возрасте заболевание проявляется нарушением сосания, неспособностью фокусировать взгляд,  сон ребенка нарушен, он с трудом засыпает. Отмечается повышенная чувствительность к громким звукам и прикосновениям.

В дальнейшем у ребенка возникают сложности с захватом и удерживанием предметов. Его общее моторное развитие запаздывает, он поздно начинает переворачиваться, садиться, не ползает. Из-за трудностей с удержанием равновесия ребенок поздно встает и начинает ходить, на фоне сверстников поздно приучается к горшку. Речевое развитие запаздывает, ребенок излишне эмоционален и раздражителен. Его мимика часто может не соответствовать обстановке.

К дошкольному возрасту симптоматика заболевания нарастает: всеми умениями и навыками ребенок овладевает с запозданием и большими трудностями.

Основные проявления нарушения в дошкольном возрасте:

  • Ребенок с трудом самостоятельно принимает пищу, использует вместо приборов руки, разливает напитки и супы.
  • Его движения неуклюжие, неловкие, медлительные. Ребенок часто спотыкается, падает на ровном месте, не может пройти по ровной линии, ему трудно бегать. Также ему сложно перестроиться с ходьбы на бег и наоборот.
  • Не может определить левую и правую, а также ведущую руку.
  • Езда на велосипеде, прыжки и игры с мячом вызывают большие сложности.
  • Ребенок не может выполнить задание по заранее полученной инструкции, забывая или не понимая ее. Ему сложно ответить на заданный вопрос даже если он знает ответ.
  • Страдает долговременная память, ребенок забывает то, что уже выучил.
  • При самостоятельном одевании может путать последовательность действий — сначала надеть обувь, затем — нижнее белье.

Трудности письма у детей с диспраксиейВ старшем дошкольном возрасте ребенок испытывает трудности при овладении рисованием, письмом и чтением; навыками самообслуживания, где задействована мелкая моторика рук — завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Он не может удерживать положение тела на одной ноге, двигаться под музыку, запоминать простые танцевальные движения. У ребенка может нарушаться осанка и задерживаться физическое развитие — при этом заболевании у детей часто отмечается низкий рост, диспропорциональность фигуры, он часто устает.

Из-за сложностей во время совместных игр нарушается контакт со сверстниками, ребенок предпочитает общение со взрослыми.

В школьном возрасте возникают сложности при усвоении школьной программы. Математика, списывание, письмо под диктовку вызывают большие затруднения.

Отсутствие нормального общения со сверстниками, их негативное отношение, заниженная самооценка вызывают у ребенка тревожные расстройства и повышенную раздражительность.

Причины диспраксии у детей

Ребенок с диспраксией держит карандаши

Причины возникновения первичной диспраксии у детей до конца не изучены и в большинстве случаев остаются не установленными.

Ведущими из них признаны:

  • генетическая предрасположенность к заболеванию;
  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекции, поражающие ЦНС, в том числе внутриутробные;
  • преждевременное рождение.

Вторичная диспраксия зачастую проявляется в сочетании с аутизмом, синдромами Дауна и Аспергера.

Болезни в раннем возрасте, ограничивающие естественную подвижность ребенка (переломы, заболевания суставов и т.п.), также могут негативно сказаться на развитии его двигательных функций и вызывать вторичную диспраксию.

Диагностика

Трудности при завязывание шнурков у детей с диспраксией
В результате плохо развитой мелкой моторики, у детей с диспраксией возникают трудности при завязывание шнурков

Постановка диагноза зачастую вызывает затруднения, так как проявления диспраксии перекликаются с множеством других патологических состояний. Заподозрив диспраксию еще в раннем возрасте, подтвердить диагноз удается лишь по достижению ребенком старшего дошкольного или школьного возраста.

В постановке диагноза принимают участие невролог, психиатр, логопед, офтальмолог и нейропсихолог.

После осмотра неврологом и сбора анамнестических данных, ребенку предлагают пройти следующие тесты:

  1. Самостоятельно одеться и раздеться.
  2. Нарисовать какой-либо рисунок.
  3. Пройтись, меняя скорость и способ движения (на пятках, на цыпочках.
  4. По словесной инструкции докоснуться до мочки правого или левого уха.
  5. Проследить за предметом, сохраняя голову неподвижной.
  6. Скрестить ноги по предложенному образцу.
  7. Вырезать при помощи ножниц простые фигуры.
  8. Решить головоломку, собрать картинку-пазл.
  9. Для оценки его речевого развития ребенку предлагают ответить на несколько вопросов, а также выполнить несколько упражнений для оценки координации артикуляционной мускулатуры: высунуть язык, сжать губы, выполнить движения языком в стороны и вверх/вниз, щелкнуть им.

При затруднениях во время выполнения большинства заданий ребенку ставится предварительный диагноз «диспраксия» и его направляют на дальнейшее обследование к другим специалистам, учитывая характер ведущих нарушений.

Особенности речи детей с диспраксией

Артикуляционная диспраксия — недоразвитие речи, обусловленное аномально сформированным артикуляционным праксисом или его незрелостью.

Ведущий симптом нарушения — перестановка звуков и слогов в словах. Дефекты звукопроизношения отмечаются на фоне незначительной недостаточности иннервации речевых органов, речь ребенка неразборчива.

Существует три вида вербальной диспраксии: дисфоническая, дисфонологическая и динамическая.

В первом случае ребенок искажает звучание согласных звуков; во втором — заменяет звуки, при динамической форме преобладают грубые расстройства слоговой структуры слов.

Помимо искажений и замен, ребенок пропускает некоторые звуки или смешивает их.

Отличия от дизартрии

  • Для диспраксии характерен поиск артикуляционной позы.
  • Хорошо знакомые и автоматизированные звуки ребенок произносит правильно.
  • При повторении высказывания по образцу ребенок произносит его чаще правильно. Самостоятельное построение фразы затруднительно.

Отличия от моторной алалии

  • Словарный запас ребенка с оральной диспраксией соответствует возрастной норме.
  • Грамматически правильно оформляет высказывания.
  • Присутствует способность рифмовать слова.

Искажения слоговой структуры слова нарушают развитие устной речи, тем самым ограничивая ребенка в общении. Формируются вторичные отклонения — дислексия и дисграфия.

Лечение и коррекция

Упражнение на развитие мелкой моторики
Упражнение на развитие мелкой моторики

Лечение диспраксии осуществляется при помощи медикаментозной терапии, физиотерапевтических процедур и курсов лечебного массажа.

Коррекцию и лечение вербальной диспраксии осуществляет невролог, педагог-дефектолог и логопед.

Состояние двигательной сферы ребенка помогают улучшить регулярные физические нагрузки: прохождение курсов лечебно-физической культуры, плавание в бассейне, выполнение физических упражнений под музыку. Выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой повысит контроль над дыхательной мускулатурой.

С ребенком полезно заниматься рисованием и шитьем — выполнение точных мелких движений полезно для развития моторики рук.

Коррекция вербальной диспраксии

Метод коррекции подбирается индивидуально и направлен на обучение ребенка правильно выражать свои мысли, понимать чужие высказывания, контролировать свою мимику и нормативно произносить звуки.

Во время занятий с логопедом ребенок выполняет артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику. Занятия по автоматизации звуков, увеличению словарного запаса, контролю мимики и умению составлять правильные предложения проводятся с дошкольником в игровой форме.

При занятиях с родителями дома ребенок выполняет рекомендованные логопедом гимнастические упражнения для дыхательных и речевых мышц, развивает моторику рук во время рисования, лепки и игр с мозаикой. Ребенка необходимо поддерживать, хвалить даже за незначительные успехи, мотивируя его на достижение поставленных целей. Не следует ребенка торопить и ставить непосильные задачи.

В большинстве случаев выраженная симптоматика проходит в раннем возрасте, ребенок адаптируется и живет полноценной жизнью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector