Карточки ПЕКС (PECS) – система альтернативной коммуникации для детей с аутизмом

Карточки ПЕКС (PECS) – система альтернативной коммуникации для детей с аутизмом

Метод ПЕКС(PECS)

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек ПЕКС (PECS) была разработана для обучения детей с аутизмом и другими нарушениями, развитию самостоятельного инициируемого общения. Система содержит в своей основе принципы прикладного анализа поведения (ABA), представления о нормальном развитие речи, а также разработки в области альтернативной коммуникации. Хотя система ПЕКС в первую очередь предназначена для работы с неговорящими детьми, она также подходит для детей с эхолалией, детей имеющих неразборчивую речь, а также для детей имеющих маленький словарный запас и не понимающих смысл слов. Поэтому перед началом применения методики ПЕКС, должен составляться индивидуальный план работы, с учетом особенности нарушения каждого конкретного ребенка.

Метод ПЕКС может быть применен для решения различных задач: помочь ребенку с РАС общаться с вами, а вам предоставить ребенку визуальные подсказки и общаться с ним тем способом, который будет для него наиболее понятным и организованным.

Для кого подходит система ПЕКС

Альбом с карточками ПЕКС

Для работы с системой ПЕКС нет ограничений по возрасту, таким образом работа с карточками может проводиться как со взрослым, имеющим когнитивные или речевые нарушения, так и с двухлетним малышом, имеющим те же проблемы.

Система работы ПЕКС подходит для детей и взрослых со следующими нарушениями:

У детей с тяжелыми коммуникативными проблемами часто наблюдается нежелательное поведение (агрессия, капризы, истерики), по причине невозможности выразить свои потребности словами. По мере овладения навыком использования карточек ПЕКС, степень проявления нежелательного поведения заметно снижается.

Как работать с карточками ПЕКС

Занятие с карточками ПЕКС

Начало работы с карточками ПЕКС должен осуществлять специалист, обладающий четкими знаниями о том, как работать с системой ПЕКС. Это может быть логопед, психолог или другой коррекционный педагог. На занятиях обязательно должны присутствовать родители ребёнка, наблюдая за работай специалиста, они позже смогут работать с карточками дома.

Этапы работы с карточками ПЕКС

Метод альтернативной коммуникации ПЕКС состоит из шести последовательных и систематических этапов, каждый из которых разделяет задачу приобретения речевого навыка на небольшие шаги. Такая поэтапность крайне важна, ребенок учиться постепенно и переходить к новому этапу только пройдя и усвоив предыдущий.

Этап 1

Этап 1

Первый этап – невербальный. На этом начальном этапе работы специалист должен определить мотивационные предметы — стимулы, иначе говоря предметы, для получения которых, ребенок согласится совершить то или иное действие. Для каждого ребенка стимулы будут свои, это может быть мяч, кукла, машинка, а также любой другой предмет. Определив стимул, специалист создает карточку с изображением этого предмета и представляет её ребенку. После чего ведется работа по установлению у ребенка понимания того, что карточка может быть способом коммуникации с тренером — дав тренеру карточку, ребенок получает желаемый предмет.

Этап 2

2 этап

На втором этапе специалист начинает постепенно отдаляться от ребенка, с каждым разом всё больше увеличивая расстояние, так, чтобы ребенку самому нужно было подходить к нему и протягивать карточку. Это помогает развить функциональный навык привлечения внимания.

Этап 3

3 этап

На этом этапе уровень сложности возрастает. Здесь тренер представляет ребенку несколько карточек одновременно, таким образом формируя у него способность различать. Для некоторых детей это может оказаться не просто, поэтому специалисту нужно будет запастись терпением и проявить настойчивость.

Этап 4

4 этап

После того, как ребенок научиться различать несколько карточек, наступает этап обучения составлению шаблонов предложений. Шаблоны являются комбинацией карточек и произносимых слов. Например, ребенок должен сказать «я хочу» и показать карточку с изображением воды.

5 Этап

5 этап

На этом этапе начинается тренировка построения вопросительного предложения, с использованием речи и карточек.

6 Этап

6 этап

На этом заключительном этапе работы с карточками ПЕКС, ребенок учиться отвечать на вопросы, такие как «Что ты видишь/ слышишь/», и использовать прилагательные. Например «Я вижу желтый мяч».

Пройдя все этапы работы с карточками, ребенок сможет двигаться дальше и со временем строить более сложные предложения. Методика ПЕКС улучшит коммуникативные навыки и поможет развитию речи.

Что важно знать о системе ПЕКС

Ребенок держит в руках альбом с ПЕКСами

Методика ПЕКС является важным и полезным инструментом обучения, который также может помочь детям усваивать изменения в ежедневном распорядке и подсказывать им порядок действий, что особенно важно для детей с аутизмом. Метафоры, используемые в системе ПЕКС  помогут детям понять такой концепт, как расписание.  Визуальное изображение распорядка дня может быть представлено на карточках, и прикреплено на доску или в альбом. Будет полезно найти изображения, где максимально подробно будет представлен порядок действий в самых разных ситуациях: одевание и раздевание, поход в туалет и мытье рук, посещение детского сада/школы/занятий, прогулка, прием пищи и многое другое. Дети привыкают проверять свои карточки с расписанием, понимая таким образом, что им нужно делать дальше.

Ребенок за столом с альбомом ПЕКС

  1. ПЕКС можно использовать ВЕЗДЕ – в школе, на улице, на занятиях и дома. Для детей с аутизмом крайне важна последовательность и постоянство. Возьмите за правило всегда носить с собой небольшой альбом с пексами.
  2. Сделайте расписания и инструкции с карточками и разместите их ВЕЗДЕ. Например в ванной полезно иметь инструкцию с подробной последовательностью действий: открыть кран, помыть руки с мылом, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Вы также можете сделать расписание с картинками, где будут обозначены все дела и мероприятия предстоящей недели. Ребенок должен четко понимать, когда в какое время он принимает пищу, во сколько ложиться спать, когда время прогулки или занятий.
  3. В начале работы альбомы и инструкции ПЕКС должны быть в виде картинок, и лишь спустя время, когда ребенок хорошо запомнит и привыкнет к ним, можно заменять картинки словами.
  4. Некоторые дети быстрее и лучше усваивают новое через визуальные образы, чем через слова. Для многих родителей это явилось ключевым моментом в решении использования системы ПЕКС.
  5. Многие родители имеют опасения, что привыкнув к карточкам ПЕКС ребенок не начнет разговаривать. В действительности же, карточки дают вам и ребенку альтернативный метод коммуникации, до тех пор, пока речь не появится. Именно использование такого доступного на данном этапе способа общения способствует тому, что ребенок начнет говорить.
  6. Не стоит пробовать самостоятельно начинать работу с ПЕКС. На начальном этапе крайне важно, чтобы занятия с ребенком проводил профессиональный терапевт.
  7. В большинстве случаев ПЕКСЫ это не навсегда. По мере того, как у ребенка будет появляться прогресс в речи и изучении новых навыков, карточки можно будет постепенно убирать. Как долго нужно использовать ПЕКС зависит от каждого конкретного случая.

Изготовление карточек ПЕКС своими руками

Доска с карточками ПЕКС

Карточки ПЕКС вполне возможно сделать самостоятельно и это проще, чем вы думаете! Специалисты рекомендуют для начала изготовить карточки с изображением предметов, которые хорошо знакомы ребенку. Многие дети с аутизмом могут испытывать трудности в узнавании нарисованных предметов, поэтому вместо рисунков можно использовать фотографии предметов. Вы можете делать фото различных предметов: машина, обувь, еда, игрушки, а так же фотографии мест, где вы часто бываете с ребенком.

Вы также можете скачать и распечатать готовые наборы карточек ПЕКС. Лучше всего заламинировать карточки после распечатки либо заклеить скотчем, поскольку дети могут их порвать. С обратной стороны стоит прикрепить липучку. Приобрести её можно в магазине для шитья. Это нужно для того, чтобы было проще размещать пексы в специальном альбоме.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector