Оккупационная терапия для детей с особыми потребностями.

Оккупационная терапия для детей с особыми потребностями.

Оккупационная терапия для детей с ограниченными возможностияи

Воспитывать ребенка с ограниченными возможностями является достаточно трудной задачей для родителей. Ведь необходимо дать понять малышу, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими потребностями».

Реабилитационные мероприятия детей-инвалидов должны начинаться именно в семье. Так как это наиболее важный аспект в адаптации ребенка, который нельзя переоценить. Для помощи семьям в воспитании детей с ограниченными возможностями активно принимают участие социально-реабилитационные центры. Спектр услуг, которые они оказывают, достаточно большой.

Их помощь состоит из медико-социального патронажа, который включается в себя оккупационную терапию, психологическую помощь, как ребенку, так и родителям.

Что такое оккупационная терапия

Педагог проводит занятие с группой детей

Оккупационная терапия – это лечение повседневными занятиями.  Сюда относится деятельность, направленная на реабилитационные мероприятия для людей, нуждающихся в помощи при самообслуживании, провождении свободного времени и выполнении трудовой деятельности.

ОТ дает возможность развить:

  • двигательные навыки;
  • когнитивную сферу личности;
  • сенсорную и моторную зону;
  • конструктивную деятельность для решения проблемных ситуаций в жизни.

А также предоставляет возможность повышать продуктивность взаимоотношений, самообслуживание и самостоятельность, и заняться определенной трудовой дисциплиной.

Занятия по ОТ проводит многофункциональная бригада, которая состоит из медицинских работников, инструкторов по лечебной физкультуре, психологов, воспитателей и сотрудников по социальной работе. Основная цель работы бригады заключается вовлечение детей в активную реабилитацию, оказание помощи в использовании реабилитационных средств, приучение к самостоятельной жизни и получение будущей профессии.

Также можно утвердительно сказать, что оккупационная терапия должна проводиться пожизненно для того, чтобы избежать отрицательной динамики состояния лиц с ограниченными возможностями. Поэтому на протяжении всей жизни им необходимы меры по медицинской поддержке и оздоровлению.

Для каких детей и подростков подходит ОТ

Девочка-подросток с синдромом Дауна готовит

ОТ нужна детишкам (с рождения и старше), у которых диагностированы определенные недуги:

  • отклонения в физическом развитии;
  • психические расстройства;
  • врожденные аномалии развития;
  • детский церебральный паралич или мышечная дистрофия;
  • специфические болезни, например, детский ревматоидный артрит;
  • недоношенность;
  • труднообучаемость, включая специфическое расстройство чтения и отставание в обучении школьной программы;
  • эмоциональная неуравновешенность, проблемы в поведении, различные фобии.
  • Аутизм
  • Синдром Дауна

Также ОТ необходима в подростковом возрасте, если наблюдаются следующие проблемные ситуации:

  • плохая семейная и социальная адаптационная способность;
  • алко- и наркозависимость, анорексия, неадекватное общественное поведение;
  • неврологические заболевания на фоне травмирования головного и спинного мозга;
  • двигательные ограничения из-за полученных травм или болезней;
  • нервно-психические недуги и труднообучаемость.

Задачи ОТ для детей

Группа детей занимаются в саду

Главная задача оккупационной терапии для детей и подростков заключается в успешном удовлетворении потребностей инвалида в контексте его окружения.

Работники в данной сфере оказывают услуги человеку в любой возрастной категории, который имеет психическую, социальную, физическую недостаточность и по этим причинам нуждается в специализированной помощи. А также в обучении навыкам, которые помогут ему вести независимы, продуктивный образ жизнедеятельности, удовлетворяющий их потребности.

Основные задачи оккупационной терапии для малышей и дошкольников включают в себя:

  • сформировать у ребенка взаимозамещающие навыки, которые способствуют адаптированию к жизнедеятельности в социально-бытовой сфере;
  • приобрести навыки самостоятельного обслуживания, общения с ровесниками, а также адаптироваться в жизни, не замыкаясь в семье;
  • создание положения, позволяющего реализовывать свои имеющие возможности, стать более уверенным человеком и проживать в контакте с иными людьми;
  • стимулировать раннее обучение;
  • развить эмоциональную зрелость.

Дети на заняте оккупационной терапией

Также задачей ОТ является помощь окружающим инвалида людям (членов семьи, соседей, ровесников) – это научиться уважать и принимать участие в жизни инвалидов.

Для школьников и подростков с ОВЗ ОТ позволяет:

  • улучшить сенсорные и моторные функции;
  • повысить физические силы;
  • быстрее адаптироваться к протезам;
  • пройти предпрофессиональное и профессиональное обучение;
  • улучшить взаимоотношения в обществе.

Этапы оккупационной терапии

Групповое занятие оккупационной терапией

ОТ состоит из следующих мероприятий и занятий:

  • самостоятельное обслуживание самого себя;
  • трудотерапия;
  • проведение досуга и отдыха.

Для маленьких ребятишек специалисты рекомендуют групповые занятия от 3 раз в неделю до 2 часов. Именно на первом этапе происходит установление близкого контакта с малышом и формирование рабочего и учебного поведения, как правило, первый этап длится не более 5 минут, а дальше ребенку предлагают просто поиграть. После чего приступают непосредственно к этапам ОТ, которые включают в себя:

  1. Оценка возможностей. На данном этапе определяется степень к обучению, принимая во внимание все аспекты, которые могут способствовать или мешать в процессе.
  2. Составление плана, в который входят:
  • цель, которую необходимо достичь;
  • постановка задач;
  • применение специализированных способов обучения, которые облегчат преподавание;
  • виды похвал и поощрений;
  • методы закрепления полученных навыков.
  1. Непосредственное проведение занятий. Они могут быть групповыми или индивидуальными, а также должны включать практические работы.
  2. Закрепление приобретенных умений и знаний. На данном этапе ребенок реализовывает полученные умения в реальной жизни. К примеру, малыш с ДЦП смог научиться немного самостоятельно передвигаться, то он должен применять это умение и в реальной жизни без помощи трудотерапевта.

Подводя итоги, можно сказать, что оккупационная терапия включает комплексные мероприятия, помогающие детям-инвалидам сохранить здоровье, снизить последствия инвалидности и научиться вести самостоятельный образ жизнедеятельности на сколько это возможно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector