Эрготерапия – комплексный подход к лечению действием особых детей

Эрготерапия – комплексный подход к лечению действием особых детей

Эрготерапия

Окружающая среда «сталкивает» нас с разными ощущениями: обонятельными, гравитационными, звуковыми, осязательными, тактильными. Двигаясь, каждый человек получает эти ощущения от суставов и мышц. Вся совокупность данных ощущений, как и реакции человека на них, движут развитием мозга.

Обычные игры ребенка, развивающегося по типичному пути, обеспечивают необходимым его мозгу эмпирическим опытом, предоставляя возможность проявлять реакцию на стимулы целенаправленно.

Если у ребенка наблюдается расстройство нервной системы с нарушением сенсорной интеграции, обработка игровых ощущений «сбивается», мешая развитию адаптивных ответов, которые организуют центральный отдел НС. Иначе говоря, ребенок играет, однако, интеграция не происходит. В данном случае необходима специально организованная обстановка, соответствующая нуждам ребенка. Он нуждается в специальной терапии. Здесь и призвана помочь эрготерапия.

Что представляет собой такой вид лечения

Группа детей на занятие эрготерапией

Эрготерапия – дисциплина, рассматривающая человеческое поведение с точки зрения нейробиологии. Термин означает, что специалист оказывает помощь пациенту (в данном случае – ребенку) в выполнении полезных, осознанных и направленных на определенные цели, действий.

Отличительной чертой такого лечения является междисциплинарность, поскольку в ходе эрготерапии используются знания не одной специальности: здесь также задействованы – медицина, психологиия, социальная педагогика, физическая терапия.

Сенсорные шарики

История развития лечения действием в разных странах исчисляется почти целым столетием. Как специальность такая терапия возникла по окончании Второй Мировой войны: тогда, как известно, обществу пришлось столкнуться с массовой инвалидностью населения трудоспособного возраста. Требовалась реабилитация таких людей, их необходимо было вернуть в социум, приспособить к жизни в нем.

Целью детской эрготерапии является помощь ребенку в достижении самостоятельности в быту: в данном случае, безусловно, учитывается состояние здоровья и возраст пациента. В целом, эрготерапия направлена на совершенствование качества жизни ребенка.

Такое лечение более действенно в случае, когда ребенок сам движет своими действиями и поступками, а эрготерапевт участвует только как человек, меняющий обстановку, и делает это ненавязчиво. Обычно интеграция происходит в случае стремления ребенка к ощущениям, когда он делает что-то конкретное, чтобы получить их. Если ребенок заинтересован занятием, соответственно и мозг его организовывает ощущения от того, чем он занят.

Занятие эрготерапией

В том случае, когда проблемы со здоровьем ребенка достаточно серьезны, внешнее руководство и определенное структурирование жизненных процессов ему более необходимы (особо показана эрготерапия для детей с аутизмом). Самоконтроль может притормаживать ощущения страха, агрессивное поведение, иные негативные эмоции. А специалист оказывает содействие ребенку в управлении такими эмоциями и ответами в ходе освоения растущей личностью эмпирического опыта и формирования соответствующих ответов, которые в конечном итоге и организуют импульсы.

В итоге, после эрготерапевтических сеансов ребенок должен достичь в своей жизнедеятельности максимума самостоятельности — приумножить навыки самообслуживания, улучшить социальную активность. Для одних детей возможно это элементарная способность полностью одеться, самих себя обслужить, отправиться в школу и т. д., для иных – огромным достижением может стать уже сама вероятность того, что получается держать в руках вилку либо зубную щетку. В целом, это все подпадает под индивидуальные «мерки».

Диагнозы, при которых показано лечение действием

Данная терапевтическая методика отлично зарекомендовала себя при проведении абилитационных либо реабилитационных мероприятиях для детишек с аутизмом, СДВГ, синдромом Дауна, ДЦП, а также эпилепсией и иными заболеваниями. На занятиях у соответствующих специалистов появляются и ребята с протезами, а также дети, перенесшие инсульт.

В целом, эрготерапия рекомендована при довольно обширном спектре болезней. Так, ее применяют при заболеваниях и неврологической, и соматической направленности. Помогают эрготерапевтические занятия в психиатрии и педиатрии.

Как проходят занятия ребенка со специалистом: каковы их особенности?

Ребенок собирает дороу из деревянных блоков

Эрготерапевт в форме игры (поскольку именно она являет главное содержание жизнедеятельности ребенка), ненавязчиво развивает либо восстанавливает требующиеся навыки подрастающей личности.

Специалист также моделирует возможные ситуации из жизни, к которым ребенок может проявить интерес, таким образом, вовлекая в терапевтический процесс. Занятия проводятся индивидуально либо в группе, в зависимости от того, какие поставлены цели.

Арт-терапия

Программа эрготерапии предполагает:

  • упражнения и игры, подразумевающие развитие общественных навыков (например, обучение тем или иным действиям – тому же мытью рук – по алгоритму, заданному на обучающих картинках; тренировка в небольшой группе в совместном игровом процессе, где дети взаимодействуют друг с другом, приобретают интересные и полезные навыки и т. п.);
  • творческая трудотерапия (лепка, рисование, изготовление бумажных поделок в технике квиллинг или оригами и иных);
  • игры, развивающие мелкую моторику, внимание, память;
  • логоритмика.

Специалист, у которого занимается ребенок, также должен проводить определенную работу и с его родителями. Поскольку нельзя отпустить ребенка по окончании курса занятий и не дать советов, как родители должны себя вести дома, какую далее проводить работу со своим чадом, чтобы обретенные навыки закреплялись.

Когда следует приступать к терапии?

Как правило, любому из нас весьма важно ощущение, что мы самостоятельно можем что-либо для себя сделать, и не полностью зависимы от тех, кто нас окружает: близких, друзей. Все тоже и с детьми. Как можно раньше начатая терапия действием – самая эффективная: у ребенка быстрее формируются либо восстанавливаются необходимые ему в жизни навыки, и конечно, в раннем возрасте мозг обладает наибольшей пластичностью.

Преимущества и результативность эрготерапии

Мальчик на веревочной лестнице

Все это во многом складывается и зависит от того, какие поставлены цели: они могут характеризоваться краткосрочностью либо рассчитываются на продолжительное время.

Но несомненно следующее. Занятия и совместная работа ребенка с эрготерапевтом значительно повышает шансы получения достойных итогов реабилитации ребенка. Немаловажно и вовлечение в сотрудничество родителей пациентов, поскольку успешность лечения  зависит не только от верно подобранной маршрутизации занятий: важна мотивация, вовлеченность ребенка и  его родителей в процесс реабилитации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector