Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Задержкой психического развития называется сниженный темп становления психических процессов, выражающийся в ограниченном запасе знаний, ограниченных представлениях об окружающем мире, незрелом мышлении, пониженной интеллектуальной активности, быстром переутомлении.

Большей частью детей с ЗПР при своевременном получении специализированной помощи усваивается образовательная программа, их психическое развитие нормализуется к окончанию начальных классов. Но многим из них на протяжении всего обучения требуются специальные условия из-за значительных трудностей при освоении учебного материала.

Цель коррекционных занятий

Целью  коррекционных занятий для детей с ЗПР является установление психологического контакта, формирование и поддержка стремления к саморазвитию и самовоспитанию. Занятия должны активизировать и стимулировать интеллектуальную активность, укреплять эмоционально-волевую сферу, общую и мелкую моторику, обучать коммуникативным способностям, воспитывать сочувствие, доброжелательность, взаимопомощь.

Направления коррекционной работы

В ходе каждого занятия реализуются задачи по основным направлениям:

  • Устранение эмоционального напряжения.
  • Формирование положительного эмоционального настроя.
  • Развитие навыков саморегуляции.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение умению взаимодействовать и сотрудничать.
  • Активизация общих интеллектуальных способностей.
  • Стимулирование и развитие познавательной активности.
  • Формирование познавательных психических процессов.
  • Активизация речевых навыков.
  • Развитие умения устанавливать логические связи.
  • Создание элементарных образных представлений об окружающей среде.
  • Улучшение координации и моторики.

Как проходят коррекционные занятия

Коррекционное занятие в младшей группе детского сада

Помимо групповых занятий в дошкольных учреждениях 7 типа проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Одно занятие длится около получаса, в неделю нужно проводить минимум два индивидуальных занятия. На каждом занятии реализуются задачи по основным направлениям специальной работы. Для этого применяются различные методы и приемы коррекции:

  • Упражнения, развивающие познавательную активность и эмоционально-волевую сферу.
  • Дидактические и подвижные игры для формирования у детей навыков коммуникации.
  • Упражнения, развивающие моторику.
  • Психогимнастические упражнения для релаксации.

Работа психолога

Работа психолога с девочкой с ЗПР

Своевременно организованное воздействие является ключевым фактором для успешного становления личности у лиц с ЗПР, их психологической и социальной адаптации. В ходе своей работы психолог занимается стимулированием психологических механизмов, организующих переход ребенка на соответствующий уровень развития.
Взаимодействие психолога с детьми, имеющими задержанное развитие психики, осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Организация и реализация коррекционно-развивающего воздействия. В рамках этого направления решается множество задач: углубленно, всестороннее изучаются дети, разрабатывается индивидуальная коррекционная программа и индивидуальный образовательный маршрут. Работа психолога заключается в целенаправленном воздействии на высшие психические функции и создании полноценной психологической базы для развития мышления и речи.
  2. Реализация системы поддерживающей, консультативной и просветительской помощи. Эта работа важна для профессионального и личностного роста педагогов и родителей. Это достигается путем активного психологического обучения.
  3. Реализация социально — диспетчерской работы. Психологу необходимо владеть информацией о всевозможных организациях, оказывающих помощь лицам с ЗПР, и направлять их на консультации необходимых специалистов.

Работа логопеда

Логопедическое занятие

У детей с ЗПР могут возникнуть любые речевые нарушения. Типичными для этой категории являются сложные сочетанные дефекты речи.
Большинству детей с ЗПР присуща несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, недоразвитость свободной речи.

Логопедическая работа по коррекции речевых дефектов у детей с ЗПР должна проводиться в составе комплексного взаимодействия логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального работника.
Помимо системного подхода работа логопеда при ЗПР должна иметь дифференцированный характер. Для дифференциации необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка, его клиническую характеристику, состояние работоспособности, степень выраженности и механизмы речевого нарушения.

В ходе коррекционной работы с детьми логопедом организовывается интеллектуальная и речевая активность, вызывается положительный настрой, активизируется познавательная деятельность. Для этого используются разные приемы и способы, максимально задействуются сохранные анализаторы. Необходимо учитывать особенности психомоторики присущие этим детям.

Музыкальные занятия

Музыкальное занятие

Музыкальное воспитание положительно влияет на динамику психологического развития. При грамотной организации и подборе приёмов происходит развитие психических процессов и свойств, улучшается качество речи.
Музыкальные занятия с детьми с ЗПР проводятся с учётом их особенностей. Кроме общих задач на них реализуются коррекционные:

  • Укрепление психики: воспитывается самоуверенность, терпение, воля, гармоничное развитие.
  • Регуляция психических процессов.
  • Тренировка двигательной сферы, координации, обучение навыкам пространственной ориентировки.
  • Устранение недостатков речи: смазанного произношения, скорости речи, пропуска слогов. Формирование речевого дыхания.

На музыкальном занятии используются следующие приемы:

  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Пение музыкального работника, воспитателя, детей.
  • Слушание музыки.

Применяются различные наглядности: музыкальные инструменты, иллюстрации, картины, фильмы.

Занятия в домашних условиях

Мальчик на коррекционно-развивающем занятии

Успех коррекционно-развивающей деятельности напрямую зависит от организации преемственности в работе психолога, дефектолога, воспитателей и родителей. Для закрепления пройденного материала даются домашние задания на повторение изученной темы. Необходима организация для ребенка дома развивающей среды: специально оборудованного места для выполнения заданий, отдельных мест для игр и отдыха.

Ребенок должен научиться выполнять задания самостоятельно. Помогать необходимо в разумной степени. Домашние задания должны выполняться ежедневно. Время выполнения желательно закрепить в распорядке дня, оно не должно составлять более двадцати минут в день.  Очень важно поддерживать интерес ребенка к занятию посредством использования различных приемов. Все взрослые, участвующие в жизни ребенка с ЗПР должны предъявлять ему одинаковые требования. Важно стимулировать его и хвалить за любое достижение.

Без своевременной организации специальной работы по взаимодействию с детьми с ЗПР нарушения приобретают более выраженный характер, страдают все области детской психики, что препятствует психологической и социальной адаптации. При осуществлении коррекционно-развивающей деятельности учитываются характеристики их речевого, психического и физического развития.
В ходе учебной деятельности важно соблюдение дидактических принципов обучения и постепенное повышение требований. Для достижения положительных результатов работать с детьми с ЗПР должны не только специалисты, но и все взрослые, принимающие участие в их воспитании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector