Коррекционные и подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Коррекционные и подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Игры для детей с умственной отсталостью

Игры для умственно отсталых детей воздействуют и на моторику, и на интеллектуальное развитие. При быстром переключении задач улучшаются нервные процессы. Во время игры ребенок учится нестандартно мыслить, быстрее реагировать. Однако необходимо помнить, что коррекционные занятия должны проходить с учетом особенностей малыша. Нужно следить за его эмоциональным состоянием, чтобы не спровоцировать перенапряжение.

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей

Девочка с синдромом Дауна играет в мыльные пузыри

До начала игровых упражнений нужно определить интеллектуальный уровень ребенка и прочие особенности его развития. Педагог уточняет, есть ли у него проблемы с восприятием, сопутствующие нарушения слуха или зрения, речевого развития. При самых сложных формах умственной отсталости малыш вообще не умеет говорить, плохо идет на контакт.

Педагог подбирает занятия с учетом психического развития ребенка, его эмоционального состояния в конкретный момент времени.

Требуется избегать чрезмерного напряжения, поскольку оно провоцирует поведенческие нарушения, иногда – драки. Учитывается содержание игр. Их сюжет и предполагаемая физическая активность устанавливаются отдельно для детей разного возраста.

В начале игровой деятельности движений, направленных на моторику, должно быть немного. По мере адаптации ребенка нагрузку увеличивают. Во время игры педагог отрабатывает упражнения, которые корректируют двигательные нарушения, способствуют развитию координации, стимулируют познавательную деятельность.

Коррекционно-развивающие игры

Групповое занятие

Нельзя недооценивать значение игры в развитии внимательности и логики у детей в разном возрасте. Примером может послужить такая игра:

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по сказочной стране. В этот момент звучит музыка, под которую они перемещаются. Когда она затихает, нужно произнести определенную команду. Это может быть что угодно, например, поднятие руки, хлопок в ладоши. Занятие идет до тех пор, пока каждый ребенок контролирует свои движения.

Далее учитель предлагает каждому малышу придумать себе собственное имя. Им потребуется объяснить, почему именно его они выбрали, и чем не нравятся настоящие имена.

На пути к сказочной стране педагог предлагает посетить волшебную лавку. Он расставляет разные предметы, а детям нужно их купить. Прежде чем «продавец» (учитель) продаст эту вещь, ребенку необходимо обозначить ее цвет, размеры и прочие особенности.

В завершении путешествия педагог предлагает детям представить себе, как они счастливы. Для этого им потребуется улыбнуться. Малышам желают отличного настроения и хорошего дня.

Подвижные игры

подвижные игры

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью нужны для того, чтобы улучшить координацию движений. Физическая активность требуется для общего развития организма. Все дети, вне зависимости от интеллектуального уровня, стремятся к движению. Во время занятий используют бег, прыжки, упражнения с мячом. В ходе игровой деятельности ребенок лучше выполняет то, что в обычной жизни ему кажется неинтересным. К тому же, во время игры происходит воздействие не только на моторику, но и на психологическое развитие.

Для развития внимания, точности движений, навыков коллективного взаимодействия используют следующие игры:

  • «Горячий камень». Для занятия потребуется не менее 3 человек. Все участники становятся в круг, держа в руках по одному мячу. Учитель подает сигнал, и они должны начать передавать соседу мяч, одновременно принимая его у другого участника. Если кто-то теряет предмет, неточно передает его другому игроку или в руках у участника оказалось больше 1 мяча, игру останавливают. Педагог говорит детям дотронуться до той части тела, которую он называет (рот, нос, ухо и т.д.). Сначала нужно показать, как это делается, затем участники должны повторять самостоятельно. Упражнение подходит детям младшей возрастной группы;
  • «Съедобное – несъедобное». Вариант классической игры, который можно проводить чуть медленнее. Учитель называет предмет и бросает мяч детям по очереди. Они должны ловить его только в том случае, когда названо «съедобное» слово;
  • «Воробушки и Кот». Каждому ребенку дают обруч – дом для «воробушка», в пределах которого он оказывается в безопасности. Рядом ходит «кот». Дети играют за пределами обручей, а когда педагог говорит, что кот идет, они начинают прятаться. Каждый в свой «домик». Если «коту» удалось кого-то из них поймать, то они меняются местами.

Особенности занятий по возрастным группам

Девочка на развивающем занятии

При подготовке занятий нужно учитывать, что развитие ребенка меняется с течением времени. Если речь идет о детях дошкольного возраста, то их внимание рассеяно, идет преобладание физической активности, то есть дети нуждаются в постоянном движении. Сконцентрироваться на мелочах им сложно, поэтому стоит отдать предпочтение подвижным играм, в которых действия меняются.

В школьном возрасте (10 – 12 лет) координация улучшается. Дети начинают лучше управлять собственным телом, поэтому игры усложняются. Их можно заинтересовать занятиями с соревновательным характером. Нагрузка увеличивается, поэтому можно вводить такие игры, как круговая лапта, борьба за мяч. В этом возрасте необходимо укреплять характер, развивать стремление к самостоятельности.

В переходном подростковом возрасте происходит перестройка организма. У детей с умеренной умственной отсталостью развивается логическое мышление, они могут устанавливать причинно-следственные связи. Некоторые вообще отказываются от развивающих игр. Важно обращать внимание на желания подростка и стараться ненавязчиво предлагать ему занятия, которые направлены на развитие координации движений, аналитических способностей.

Игры дома

Девочка с синдромом Дауна играет с карточками

В домашних условиях можно проводить занятия, направленные на развитие речи или коррекцию зрительных нарушений:

  • Карточки с разными рисунками. Приготовьте до 10 изображений, 2 из которых должны быть одинаковыми. Попросите малыша найти их и назвать, что изображено на картинке.
  • Противоположный вариант – предложить ему 5 одинаковых карточек и 1 отличающуюся. Ребенок должен найти изображение, непохожее на остальные;
  • Возьмите бусы с разноцветными деталями и предложите ребенку собрать такие же по их подобию;
  • Дорога в Страну Сказок. Предложите малышу вместе отправиться в путешествие в неизведанную страну. По пути называйте разных животных (можно показывать карточки с их изображением). Попросите ребенка рассказать, чем интересно каждое из них. Только после этого путь в Страну Сказок откроется;
  • Лабиринт. Возьмите готовую карточку с лабиринтом или сами изобразите его. Предложите малышу самостоятельно найти из него выход. Если он не может сделать это только глазами, дайте карандаш.

При занятиях с умственно отсталыми детьми помните, что их психика неустойчива, поэтому необходимо следить за изменениями в эмоциональном состоянии. При малейших признаках усталости остановите упражнения, иначе может начаться истерика. Проводите игры регулярно, чтобы увидеть результат, и меняйте их в соответствии с возрастом ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector