Метод глобального чтения

Метод глобального чтения

глобальное чтение

Коммуникация у детей с ограниченными возможностями практически всегда является затрудненной либо совсем невозможной по многим причинам. Современная педагогика предполагает применение альтернативных средств общения для обучения и развития речи таких детей. Овладение альтернативными средствами часто становится первым этапом на пути появления устной речи, а для некоторых людей это остается основным способом общения на протяжении всей жизни. Одним из таких средств считается глобальное чтение. Включение методики глобального чтения в организацию специальной работы с детьми с нарушением развития предлагается известными коррекционными педагогами и врачами.

Что такое глобальное чтение

Гленом Доманом создана методика обучения навыку чтения глобальным методом. Ее идея заключена в кратковременном предъявлении ребенку карточек с напечатанными на них словами и сопутствующего изображения, демонстрация подкреплена произнесением слова. Показ проводится много раз за день. Запоминаются сначала отдельные слова, потом фразы и тексты, только на завершающем этапе они делятся на буквы. Обучение глобальному чтению стимулирует возникновение импрессивной речи и способствует развитию мышления детей до периода экспрессивной речи. Помимо этого, данная техника тренирует зрительное восприятие и память. В глобальном чтении ключевое значение принадлежит смыслу, являющемуся целью для любого способа чтения.

Отличие глобального чтения от обычного

Педагог проводит занятие по глобальному чтению
Педагог проводит занятие по глобальному чтению

В общепринятом аналитико-синтетическом способе чтения предполагается последовательный переход от буквы к слову. Глобальная техника чтения в корне отличается, согласно ей, чтение начинается со слова. Глен Доман предполагал, что данный способ является более оправданным, в связи с тем, что человек думает и оперирует целыми словами. На этапе овладения устной речью детям не рассказывается о правилах изменения слов в соответствии с грамматическими нормами языка. Когда в мозге накапливается необходимое количество речевого материала, он самостоятельно выполняет его анализирование. По этим же физиологическим принципам проходит обучение чтению при помощи глобального способа.

Как научить ребенка читать глобальным методом

Начинать учить глобальному чтению следует при условии готовности ребенка. Методика подразумевает соблюдение поэтапности и упорядоченности. Материал, демонстрируемый ребенку, должен состоять из знакомых ему предметов, действий, явлений. Приступать к знакомству с глобальной техникой чтения возможно, если ребенок способен соотнести нарисованный предмет с реальным, находит пару для предмета или изображения. Пассивный словарь должен составлять не меньше пятидесяти слов. Занятия проходят при наличии у ребенка заинтересованности — он с удовольствием рассматривает картинки, узнает нарисованные на них предметы.

Этапы работы
Этапы работы

Обучение глобальному чтению состоит из трех этапов:

  1. Обучение чтению слов.
  2. Чтение фразы из 2—3 известных слов.
  3. Составление рассказа по серии из 2—4 знакомых изображений.

Занятия проводятся с применением определенного набора изображений. В методических рекомендациях подробно расписано, какими навыками необходимо обладать ребенку, чтобы перейти на следующий этап занятий. Важно ведение контрольных таблиц, в них взрослым фиксируются достижения ребенка (понимание смысла услышанного, развитие активного словаря). Они позволяют педагогу и родителям организовать подбор речевого материала и определить, на каком этапе находится ученик, когда пора приступать к следующему. Помимо основных методических рекомендаций, методика описывает дополнительные игровые упражнения, выполнение которых позволяет закреплять новые умения.

Для кого подходит метод глобального чтения

Глен Доман создал свою методику для лечения детей, обладающих врожденными органическими повреждениями мозга. Его книга «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. » рассказывает о первой практике в сфере лечения таких детей. Благодаря компенсаторным механизмам, нарушение либо полное отсутствие других анализаторов компенсируется зрительной памятью. У этой категории детей отмечается уникальная способность принятия информации целиком (глобально). Это значит, что все окружающие явления воспринимаются кадрами. Глобальная техника позволяет научить даже неговорящих детей понимать записанную информацию и самостоятельно записывать либо печатать на клавиатуре простые тексты.

Организация домашней среды
Организация домашней среды

Наиболее популярна методика при коррекционной работе с детьми с аутизмом и лицами с синдромом Дауна. Зрительное восприятие и зрительная память являются их сильнейшими сторонами. Это позволяет активизировать собственную речь, опираясь на использование зрительных стимулов. К ним относятся игрушки, изображения, жесты, а также карточки с напечатанными на них словами. Применение карточек является единственным методом визуальной стимуляции, позволяющим увидеть слово, остальные зрительные стимулы такой возможности не дают. Невзирая на неустойчивое внимание, у детей с синдромом Дауна и аутичных детей без особых трудностей происходят процессы восприятия и запоминания множества зрительных и слуховых объектов.

Методика широко применяется при тяжелых нарушениях речи, в частности, при алалии. У алаликов отсутствует возможность общения. Их речь практически непонятна либо ее нет совсем, также нарушается понимание смысла слышимого. Глобальная техника чтения помогает в формировании семантической стороны речи, часто вызывает экспрессивную речь, а также дает алаликам средство для вербальной коммуникации, способность сообщать о своих потребностях.

В современной педагогике глобальное чтение пользуется популярностью не только при специальной работе с детьми, имеющими проблемы коммуникации, но и в качестве развивающих занятий со здоровыми детьми младенческого и раннего возраста.

Методики глобального чтения

Методика Глена Домана. Принцип действия оригинальной методики заключен в множественном предъявлении ребенку слова, записанного на специальной карточке. Слово печатается полностью, а не по буквам или слогам. Методика выстроена на воздействии на определенные центры коры головного мозга.
Карточки Домана изготавливаются на белом фоне. Размер таблички 10*50 см. Буквы высотой около 8 см и толщиной 1,5 см . Текст наносится красными чернилами. По мере обучения размер букв необходимо уменьшать, а цвет поменять на черный.

Карточки Глена Домана

Демонстрировать таблички нужно на расстоянии 35 см от лица. Дети не берут их в руки, только смотрят. Показывать изображение нужно 1-2 секунды, на протяжении которых однократно проговаривается демонстрируемое слово. Начинать необходимо с известных ребенку слов. Предъявляется не больше 5 слов за 1 показ. Перерыв между демонстрациями составляет более получаса. В первый день проводятся 4 показа с использованием 5 слов. Во второй день проходят 6 показов — 3 с предыдущими словами, 3 с новыми. На третий день проводят 9 демонстраций, используя 3 набора слов, по 3 раза каждый. Продолжать занятия с 15 словами нужно до их запоминания. Затем необходимо убирать по одной табличке, заменяя ее новой.

Методика Домана является основополагающей, на ее базе основаны следующие методики обучения чтению глобальным способом:

  1. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье.
  2. Программа «Общение». Воспитание и обучение слабослышащих (глухих) детей дошкольного возраста в детском саду. Под ред. Э.И. Леонгард.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.
  4. Нуриева Л .Г. Развитие речи у аутичных детей: (методическая разработка).

Темы карточек

Глобальное чтение.Карточки
Глобальное чтение.Карточки для работы

Карточки со словами изготавливаются по конкретной теме. Предполагается доступная и известная ребенку тематика.

Примерные темы:

  • Семья.
  • Части тела.
  • Фрукты.
  • Овощи.
  • Посуда.
  • Мебель.
  • Еда.
  • Дом.
  • Насекомые.
  • Домашние животные.
  • Игрушки.
  • Цвета.
  • Одежда.
  • Геометрические фигуры.
  • Действия (глаголы в начальной форме).

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Овладение процессом чтения не является ключевой целью. Работа по обучению глобальному чтению первостепенно направлена на становление коммуникативных навыков, на развитие понимания и речевую стимуляцию. Она должна быть грамотно организованной. Очень важно не забрасывать занятия, но нельзя принуждать ребенка. Необходимо помнить, что главное правило успеха заключено в заинтересованности ребенка занятием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector