Речевые нарушения при ДЦП у детей

Речевые нарушения при ДЦП у детей

Речевые нарушения у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич — это неврологическое заболевание, поражающее центральную нервную систему. Для патологии характерно нарушение двигательной сферы, расстройства координации, в некоторых случаях — снижение интеллекта. Из-за нарушений функций артикуляционных органов в значительной степени страдает речь. Особенности речевого развития разнообразны и зависят от тяжести состояния больного.

Какие речевые нарушения возможны при ДЦП

Девочка с ДЦП на занятии

Недостаточность речевой функции проявляется еще в доречевой период. Гуление появляется с запозданием или вовсе отсутствует. Лепетная речь однообразна, ее звуковой состав обеднен, она невыразительна и фрагментарна, при тяжелых формах заболевания — полностью отсутствует.

Первые слова появляются с запозданием, активный словарь не соответствует возрастной норме, формирование связной речи нарушается. У больных чаще всего диагностируется одна из форм дизартрического расстройства или алалии, а также дислексия и дисграфия. При тяжелой форме заболевания речь может полностью отсутствовать (анартрия).

При ДЦП наблюдается дисфункция всех артикуляционных органов, проявляется это главным образом в дефектном звукопроизношении: заменах звуков или искажениях. Речь малопонятна для окружающих. Вторично страдает звуковой анализ, детям сложно на слух дифференцировать звуки, выделять их в словах, повторять слоги. Их словарный запас обеднен и не соответствует возрастной норме, абстрактное и пространственное мышление недостаточно сформированы.

Псевдобульбарная дизартрия

Самое распространенное речевое нарушение при ДЦП — псевдобульбарная дизартрия. Тонус речевых мышц при этой форме нарушения повышен. Язык находится в напряжении, его спинка изогнута, отмечается напряжение губ. Гипертонус отдельных мышц артикуляционного аппарата может чередоваться со снижением их тонуса или дистонией. Парезы артикуляционной мускулатуры вызывают дефекты звукопроизношения, нарушения голосообразования и расстройства речевого дыхания. Могут присутствовать оральные синкинезии. Псевдобульбарная дизартрия может встречаться при любой форме ДЦП.

Экстрапирамидная дизартрия

При этом нарушении у ребенка отмечается мышечная дистония, дискинезии органов артикуляции, страдает интонационная окраска речи и ее плавность. Эта форма дизартрии встречается при гиперкинетической форме детского церебрального паралича.

Мозжечковая дизартрия

При этом нарушении отмечается гипотония речевых органов, дисфагия, асинхронность между речевым дыханием, артикуляцией и фонацией. Речь при этом замедлена и толчкообразна, к окончанию высказывания голос затухает. Мозжечковая дизартрия отмечается при атонически-астатической форме церебрального паралича.

У больных также могут диагностироваться смешанные формы дизартрии.

Алалия при ДЦП

При моторной форме у ребенка отмечается недостаточность всех сторон речи — фонематической, грамматической, лексической, семантической. При сенсорной форме трудности вызывает восприятие обращенной речи: фонематический слух не сформирован, как вторичное нарушение — страдает экспрессивная речь.

Часто у детей с ДЦП отмечаются нарушения речевого дыхания и голосообразования. Их дыхание дискоординированно, аритмично, часто поверхностное или учащенное. В большинстве случаев дыхательные нарушения встречаются у детей с гиперкинетической формой паралича. Нарушения фонации обусловлены парезами и параличами артикуляционных органов. Голос детей тихий, приглушенный, слабый, эмоциональная окраска высказываний отсутствует, речь монотонна.

Дислексия и дисграфия

Недоразвитие устной речи взаимосвязаны с трудностями при овладении чтением и письмом. Дети читают по слогам, пропускают строки, меняют местами буквы, скорость чтения и письма снижена. При письме графический образ букв обычно искажен, часто письмо зеркальное. Эти нарушения являются следствием оптико-гностических расстройств, мышечной спастики и сужения поля зрения.

Задачи и цели логопедической работы при ДЦП

Логопедическая работа с ребенком с ДЦП
Логопедическая работа с ребенком с ДЦП

Основополагающая задача коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, — это преодоление не только речевых и двигательных нарушений, но и вторичных расстройств, таких как несформированность познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка.

Работа логопеда является важной составляющей среди комплекса мер, направленных на лечение и реабилитацию детей с ДЦП. Логопедическое воздействие обеспечивает развитие и коррекцию слухового, зрительного восприятия ребенка, а также развитие речедвигательного и речеслухового аппаратов.

При составлении плана работы, логопед учитывает возраст ребенка, выраженность нарушений, его интеллектуальное развитие и наличие сопутствующей патологии.

Основные направления работы логопеда:

В доречевом периоде цель логопедического воздействия

— последовательно развивать все функции этого периода, которые помогут сформировать речь и личностные качества ребенка соответственно его возрасту:

  • С помощью массажа и активной гимнастики для органов артикуляции приблизить их состояние к нормальному.
  • Развить слуховое и зрительное восприятие ребенка.
  • Способствовать формированию эмоциональных реакций.
  • Развивать двигательные функции рук, используя предметы.
  • Сформировать начальные этапы понимания обращенной речи.

Логопедический массажПри работе с дошкольниками логопед работает над расширением словарного запаса ребенка и формированием грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте дети на занятиях с логопедом учатся подбирать слова, отражающие свойства предметов.

Основное направление работы — развитие лексики ребенка, понимания значений многозначных слов, синонимов и антонимов. Детей обучают правильно использовать эти слова в речи

Школьников знакомят с образованием лексико-грамматических частей речи, воспитывают у детей мотивацию к речевому общению.

Логопедический массаж и гимнастика

Логопедический массаж ребенку с ДЦП
Логопедический массаж ребенку с ДЦП

Комплексный подход логопедического воздействия требует проведения детям общего массажа, массажа лица, органов артикуляции и рук, а также выполнения комплекса упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики.

С учетом мышечной дистонии, логопед начинает занятие с массажа, используя приемы, расслабляющие мускулатуру лица, шеи, языка и губ. Затем переходит к выполнению комплекса упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Приемы массажа и гимнастические упражнения подбираются индивидуально, с учетом выраженности симптоматики заболевания и структуры речевого дефекта. При подборе упражнений важно учитывать патологические рефлексы ребенка, избегать приемов, способных усилить их.

Коррекция и реабилитация детей с ДЦП осуществляется не только с помощью общепринятых классических методов. Технология искусственной локальной контрастотермии способствует снижению повышенного тонуса и преодолению гиперсаливации. Метод применяется в сочетании с медицинским и логопедическим воздействием на организм ребенка с ДЦП.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector