Реабилитация детей с ДЦП

Реабилитация детей с ДЦП

Реабилитационное занятее с мальчиком с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – болезнь нервной системы (НС), характеризующаяся поражением одного или нескольких отделов мозга. Патология ведет к нарушению функций органов движения, зрения, слуха, психики и мышц. На сегодняшний день это одно из распространенных детских заболеваний в России. Семьям с особенными детками в одиночку сложно справиться с обеспечением всех нужд больного ребенка. Ведь на каждом возрастном этапе таким деткам требуется постоянная квалифицированная помощь нескольких специалистов, они осуществляют реабилитацию ребенка.

Основные задачи реабилитации

В помощи детям с ДЦП принимают участие несколько профильных специалистов: психолог, невролог и другие медицинские специалисты по необходимости, педагог-дефектолог, логопед, реабилитолог – массажист (физиотерапевт). Они действуют в постоянной связи между собой, чтобы определять курс развития ребенка. Какие задачи предполагает программа реабилитации детей с ДЦП?

  1. Комплексность. Работа с особенными детьми должна быть комплексной. Это постоянный учет связи и взаимовлияния психических, речевых, двигательных патологий в динамике. Специалисты отслеживают, как больной ребенок развивается в результате комплексной работы. Происходит постоянная коррекция, предупреждение нарушения тех или иных функций.
  2. Раннее начало коррекции. Медицинские методы помогают очень рано диагностировать ДЦП. Ранняя диагностика позволяет предотвратить речевые нарушения или уменьшить их патологию. Коррекционная программа строится не на основе возраста, а на основе настоящего этапа психоречевого развития.
  3. Учет ведущей деятельности. При работе с такими детками важно учитывать возрастной вид деятельности: 0-1 – эмоциональное общение, 1-3 – предметная деятельность, 3-7 – игровая деятельность. При ограниченном движении дошкольника работа специалистов направлена именно на ведущую деятельность.
  4. Наблюдение. Для отслеживания пользы занятий специалисты наблюдают за течением психоречевого развития в динамике.
  5. Гибкость. Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться с помощью разных форм, методов и техник.
  6. Сотрудничество. Во время реабилитации очень важна тесная взаимосвязь родителей со специалистами. Поддержка семьи, помощь в организации пространства и быта, воспитания – всему этому родители обучаются в ходе занятий.

Социально-бытовая реабилитация

Социально-бытовая реабилитация детей с ДЦП

Процесс адаптации детей к социально-бытовым условиям начинается с рождения. Такие детки внутренне отличаются от сверстников – они слишком возбудимы, беспокойны, чувствительны, также у них снижена инициативность, выражена пассивность. При применении коррекционных программ важно индивидуально подходить к особенностям каждого ребенка.

Коррекционная работа с детьми с ДЦП содержит воспитание позитивного отношения:

  • к людям;
  • труду;
  • обществу;
  • семье;
  • обучению;
  • жизни.

В работе специалисты обучают детей основным навыкам самообслуживания, которые они используют дома с помощью родителей. Обязательно при обучении специалисты используют специализированное оборудование: игрушки, наглядные пособия, спортивный инвентарь и другие важные предметы.

В доречевой период важно настроить малыша на позитивное эмоциональное общение. Взрослый своей реакцией стимулирует активность голосовых реакций. Это способствует появлению звуков, несмотря на дефекты речевого аппарата (парезы, атаксии, гиперкинезы). Начинается коррекция процесса кормления: сосание, глотание, жевание. Затем развивается чувствительность, речевое дыхание, движения рук и ног, действия с предметами. Так, шаг за шагом, специалисты получают новые результаты адаптации к окружающему миру.

Лечебная физкультура

Занятие лечебной физкультурой с ребенком с ДЦП
Занятие лечебной физкультурой с ребенком с ДЦП

Особенно важно при ДЦП укреплять мышцы, улучшать состояние опорно-двигательной системы, кровеносных сосудов. Если постоянно заниматься лечебной физкультурой (ЛФК), будут видны значительные улучшения.

ЛФК позволяет:

  • укрепить ткани, органы организма;
  • придает тонус ослабленным мышцам;
  • улучшает осанку;
  • способствует нормализации обмена веществ;
  • значительно улучшает поступление кислорода в головной мозг;
  • приводит к общему оздоровлению организма.

Занятия с реабилитологом помогают выработать у дошкольника базовые навыки, освоить элементы трудовой деятельности, обеспечивать себя без помощи взрослого.

Коррекционная программа предполагает раннее начало проведения занятий, после освоения конкретного навыка или элемента деятельности задания усложняются. Физкультура назначается даже в случае отсутствия диагноза у малыша, но если есть предпосылки к развитию ДЦП.

Для реабилитации деток проводятся занятия следующих видов:

  • расслабляющие;
  • улучшающие динамику;
  • улучшающие двигательную активность;
  • проводятся лежа;
  • проводятся сидя;
  • направлены на игру.

Упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей.

Массаж

Врач делает массаж мальчику с ДЦП
Врач делает массаж мальчику с ДЦП

Только комплексный массаж, проводимый специалистом, может помочь ребенку с ДЦП!

Начиная с младенческого возраста, уже проводятся массажи. Статистически подтверждено: чем раньше малыш проходит курс массажа (только с 1 месяца), тем меньше осложнений болезни у него наблюдается.

Правила, которые следует учитывать при проведении массажа:

  1. Обязателен учет общего состояния больного, методики подбираются индивидуально.
  2. Массаж следует проводить после основных процедур: физиотерапии, медикаментозного лечения.
  3. Если у малыша кожа слишком чувствительная, массажист начинает массировать кожу сегментами.
  4. Техники массажа должны расслаблять мускулатуру.
  5. Для лучшего эффекта после массажа проводится лечебная гимнастика.

Основные приемы, которые используют специалисты: растирание, разминание, вибрация, поглаживание. Когда ребенок болен или имеет воспалительные очаги на коже, сеансы лучше отложить.

Кинезотерапия

Занятие кинезотерапией с ребенком с ДЦП
Занятие кинезотерапией с ребенком с ДЦП

Это прогрессивный метод, подразумевающий лечение движением. Основные цели метода: восстановить двигательную активность, оздоровить организм движениями, научить выполнять дыхательную гимнастику – это крайне важно для благоприятного прогноза развития речи.

Кинезотерапия – относительно молодой метод лечения для особенных деток. Он собирает в себе много техник, направленных на расслабление мышц, растяжку. Экспериментально подтверждено, что после занятий у детей поднимается настроение – устранение спазмов ведет к улучшению эмоционального состояния. Основные упражнения этого вида терапии: ходьба, бег, разминка конечностей, махи в стороны и другие.

Только тренер может назначить упражнения, с учетом индивидуального развития. Кинезотерапия бывает активной и пассивной, что именно выбрать – советует кинезотерапевт.

Реабилитационные тренажеры

Занятие на специальном тренажере проводимое с ребенком с ДЦП
Занятие на специальном тренажере проводимое с ребенком с ДЦП

Приспособления для занятия с детками, болеющими ДЦП, имеют разное назначение. Все они направлены на снятие спазмов и укрепление опорно-двигательного аппарата. В зависимости от того, на какой орган или конечность направлено действе, используется конкретный тренажер. Активно используются «Велотон», «Спираль», «Массажер-наездник», «тренажер Гросса».

Мануальная терапия

Мануальная терапия
Мануальная терапия

Терапевтическое воздействие руками – так можно перевести этот метод. При изменениях в суставах, костях, мышцах, связках проводится коррекция патологий опорно-двигательной системы. Мануальные терапевты работают и с детками с ДЦП, они помогают восстанавливать нормальное расположение позвонков и дисков. Это приводит к снятию защемлений нервных окончаний, спинномозговых корешков.

Врач воздействует на группы спазмированных мышц, которые при расслаблении способствуют перемещению нервных окончаний и суставов в необходимом направлении. Уделяется внимание восстановлению кровотока в организме, особенно в месте патологического расположения позвонков, дисков. Этот метод лучше применять комплексно.

Канистерапия

Занятие канистерапией с ребенком с ДЦП
Занятие канистерапией с ребенком с ДЦП

Лечение с применением обученных собак. Такая терапия для деток используется под строгим наблюдением специалиста. Метод применяется для эмоционального развития, коммуникативных навыков. Собаки подчиняются командам, это дает возможность обучать деток произношению команд. Канистерапия признана, как метод, позволяющий развивать не только эмоции, но и умственные способности. Еще главным вкладом метода в лечение малышей с ДЦП является возможность улучшать движения и моторику. Длительность занятий определяет канистерапевт.

Дельфинотерапия

Занятие дельфинотерапией с ребенком с ДЦП
Занятие дельфинотерапией с ребенком с ДЦП

Занятия с дельфинами показаны не только при ДЦП. Эти млекопитающие могут благотворно влияют на маленьких пациентов с аутизмом, ЗПР, другими психическими расстройствами. Курс лечения должен проводиться не менее 2 недель.

Это отличный способ влиять на больного малыша в период ведущей деятельности. Дельфин играет с пациентом. Дельфинотерапевт следит за действиями млекопитающего – дельфин касаясь малыша, стимулирует его биологически активные точки. Движения в воде – это гидромассаж для пациентов. Специалист постепенно усложняет элементы занятий.

Что можно получить от дельфинотерапии?

  • Выведение малыша на контакт.
  • В зависимости от возраста, ребенок начинает осознанно реагировать на происходящее.
  • Обучение общению с кем-либо.
  • Закрепленные положительные эмоции.

Иппотерапия

Иппотерапия для детей с ДЦП
Занятие иппотерапией с ребенком с ДЦП

Лечение с помощью лошадей также имеет эффективность в реабилитации больных. Этот метод сравнительно недавно набрал популярность, и не зря.

При тесном контакте с животным ребенку передается до 100 импульсов колебания.

Терапевтический эффект: развитие моторики, ребенок учится формировать точные движения, происходит активация рефлексов мышц. Ребенок на лошади постоянно в движении – происходит тренировка конечностей. Плюсом к этому является «подогрев» — лошадь на 2 градуса теплее человека. Своим биополем лошади «питают» детей положительной энергетикой. В раннем возрасте этот метод не применим для избегания опасных ситуаций.

Бальнеотерапия

Бальнеотерапия для детей с ДЦП
Бальнеотерапия для детей с ДЦП

В коррекционной работе при ДЦП используется также лечение водными процедурами. Вода – отличный способ снять спазм мышц. В ней человек становится активнее, значительно снижаются мышечные подергивания. Для каждого ребенка индивидуально подбирается вид ванн:

  • радоновая;
  • хвойная;
  • скипидарная;
  • морская;
  • жемчужная;
  • кислородная и другие.

Инновационным методом является использование цветодианмической квант-камеры. Она совмещает бассейн с водой и лазерный душ. Это отличный способ выравнивания позвоночника в воде, разработки суставов, массажа.

Коррекция детского церебрального паралича должна осуществляться комплексно. Чем больше методов используется, чем раньше начинается реабилитация, чем эффективнее будет проводиться логопедическая работа, тем большая вероятность пусть не полного, но максимально возможного восстановления ребенка.

Реабилитация деток требует абсолютного посвящения родителей. Дети с ДЦП нуждаются в максимуме внимания, затратах времени, сил и средств. Очень важно оставаться спокойным, позитивным в работе с ними. Поэтому некоторые психологи предлагают дополнительную поддержку родителей особенных пациентов. Максимальная эффективность от занятий достигается, когда они проводятся регулярно со специалистом и дома с настойчивостью родителей. Детки должны постоянно чувствовать, что их любят и в них верят!

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector