Особенности обучения детей с ДЦП

Особенности обучения детей с ДЦП

Особенности обучения детей с ДЦП

Когда родители малыша узнают о таком диагнозе, нетрудно растеряться, и даже впасть в отчаяние. Но изучение вопроса, общение со специалистами позволяет уверенно утверждать: при надлежащем уходе, правильно подобранном обучении и программе развития такие детки могут вести достаточно комфортную жизнь, реализовывать себя в доступных сферах.

Правильно выстроенное обучение детей с ДЦП позволит им получить возможность успешно социализироваться, вести посильную трудовую деятельность. Мы рассмотрим основные особенности и этапы обучения и развития таких ребят.

Образовательный процесс детей с ДЦП

Девочка с ДЦП в инвалидном кресле

Чтобы лучше понять порядок построения индивидуальной развивающей программы, нужно знать особенности эмоционального интеллекта, учитывать степень их физических ограничений. Не стоит забывать и о том, что такое особое состояние нередко соседствует с болевым синдромом и непроизвольными, судорожными движениями.

Все это обязательно должно учитываться при построении плана развития малыша уже с дошкольного возраста. Родители и воспитатели в этом случае должны всегда действовать согласованно и последовательно на каждом этапе развития ребенка с подобным заболеванием. При таком подходе шансы ребенка на более высокий уровень жизни значительно возрастают.

Дошкольное образование

Мальчик с ДЦП в ДОУ

Если есть возможность и позволяет состояние ребенка, ему стоит посещать специализированный детский сад. В условиях специализированного учебного заведения у ребенка есть возможность получать все виды необходимой помощи:

  • Медицинскую;
  • Социальную;
  • Педагогическую;
  • Логопедическую.

В таких условиях детки с ДЦП могут получить доступ к полноценному развитию, общению со сверстниками. Это позволяет формировать у ребенка ощущение себя как части социума. К тому же занятия в коллективе, когда уже прошел период адаптации, формируют у малыша более позитивный настрой, оптимистичное отношение к жизни, труду, творчеству.

Видя похожих ребят, получая опыт общения со взрослыми ребенку легче научиться принимать себя, понимать свои особенности и возможности. Дети, чье состояние позволяло посещать специализированное учреждение, в дальнейшем показывали больший уровень достижений, снижение психосоматических проявлений на почве неудовлетворенности, менее болезненный переход на следующий этап.

Обучение в обычной школе

Мальчик с ДЦП в школе

Это очень полезный опыт для малыша, но, в то же время, и большая ответственность для самого учебного заведения. Следует выделить несколько важных аспектов, которые обязательно важно учесть при организации обучения ребенка:

  • Готовность педагога работать с таким ребенком в составе здорового коллектива. Важно научится вести себя так, чтобы не задевать чувств особенного школьника, не акцентировать внимания на его особенностях и ограничениях, правильно относится к ошибкам и слабостям характера;
  • Готовность детского коллектива принять необычного одноклассника. Важно еще до прихода ребенка провести воспитательную работу, подготовить ребят к новичку, научить их тактичности, насколько позволяет возраст и степень психологической зрелости. Здесь же важно и поработать с родителями здоровых деток;
  • Техническое оснащение. Это особенно важно, если школьнику необходима особая мебель, отдельное место. У учителя должна быть возможность всегда быстро и свободно подойти к подопечному с любой стороны, оказать помощь в выполнении задания, проконтролировать процесс;
  • Учебно-методическое обеспечение. Сегодня в общем классе может учиться ребенок с ДЦП, сопровождающемся недоразвитием мыслительных процессов или другими отличиями. Программа для такого ребенка будет отличаться и учитывать индивидуальные темпы развития способностей.

Парты-опоры для детей с ДЦП

При правильной организации у таких детей повышается шанс успешной социализации и реализации себя в здоровом обществе не только в школе, но и при получении высшего образования.

Надомное обучение

В ряде случаев, когда малыш страдает от болевого синдрома, интенсивных судорожных движений, а также наблюдается заметное отставание психического и интеллектуального развития, специалисты могут рекомендовать надомное обучение. Преимущественно родители обязаны обеспечить максимально комфортные условия для качественной учебы:

  • Физический комфорт. Он касается не только удобной мебели и освещения. Важно учесть распорядок ребенка и не ставить занятия, например, после утомительного, а порой и болезненного массажа;
  • Необходимые принадлежности. Это не только канцтовары, но и материалы для творчества и специализированные приспособления, которые в некоторых ситуациях может порекомендовать врач;
  • Удобное место для педагога. У учителя должна быть возможность продемонстрировать тот или иной пример, поддерживать зрительный контакт, иметь возможность общаться непринужденно, помогать малышу физически.

Но у надомного обучения есть минус – школьник лишается общения со сверстниками. Если нет и других мест для общения, малыш может становиться замкнутым. Демонстрировать потерю интереса к учебе, отстраненность и даже ухудшение физического состояния. Альтернативой надомному обучению в этом случае может стать интернат или другое учреждение.

Специализированные учебные заведения

Учебное заведение для детей с ДЦП

Такой вариант, как специальная школа может считаться одним из лучших способов продолжения обучения после детского сада. Здесь ребенок не только получает возможность общаться с другими детьми, но и постоянно находится под наблюдением медиков, психологов, физиотерапевтов и прочих специалистов.

Кроме этого, малыш находится в постоянном контакте с детьми, похожими на него. Это помогает легче перенести окончательное принятие своей проблемы, которое как раз происходит в большей части в школьном возрасте. Социализация способствует формирования положительного взгляда на жизнь, чувства уверенности в том, что он сможет и дальше общаться, трудиться и жить настолько полноценно, насколько позволяют его возможности.

Отдельно стоит отметить трудовое воспитание и подготовку к профессиональной деятельности. Здесь это проводится с учетом физических и психологических особенностей учащихся. Им приводятся примеры успешных карьер в различных сферах, проводится профориентационная работа, формируются базовые трудовые навыки, которые дополняют бытовой уровень. После такого учебного заведения юношам и девушкам с ДЦП намного легче продолжить учебу.

Продолжение обучения и получение профессии

Как показала мировая практика, детский церебральный паралич – это не повод настраиваться на нерабочую группу инвалидности. При качественной профориентационной работе в школе или интернате, психологической готовности выпускника, у него есть все возможности продолжить обучение. Он может попробовать свои силы как в обычных ВУЗах или техникумах, так и в специализированных профессионально-технических училищах, рассчитанных на подобных учащихся.

В любом случае, у таких ребят есть все возможности, чтобы попытаться стать счастливым, востребованным членом общества, иметь возможность реализовать свои гражданские и общие права.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector