Значение ЛФК при ДЦП

Значение ЛФК при ДЦП

Занятие Лечебной физкультурой с ребенком с ДЦП

Сложно переоценить значение лечебной физкультуры для формирования нормального физического развития при детском церебральном параличе. Всевозможные комплексы упражнений могут быть направлены на непосредственное увеличение силы мускулатуры, улучшение объема или координации движений, повышение физической выносливости. Помимо  ЛФК при ДЦП используется целый ряд дополнительных методик воздействия на организм ребенка при помощи массажа, специальных тренажеров, физиопроцедур. При грамотном подборе, все вместе они способны значительно улучшить как само состояние опорно-двигательной системы, так и качество жизни в целом.

Важность занятий ЛФК и физической нагрузки для детей с ДЦП

Занятие Лечебной физкультурой с ребенком с ДЦП_2

Один из общеизвестных и постоянно повторяющихся фактов – умеренная физическая нагрузка положительно сказывается на всех органах и системах тела человека. У детей с ДЦП изначально отсутствует возможность полноценно заниматься физическими упражнениями, что связано с нарушением работы отдельных участков нервной системы, их взаимосвязи с мышечным аппаратом. Как следствие – это приводит к атрофии скелетных мышц тела, нарушению развития суставов, костей, позвоночника и вторичному ухудшению работы внутренних органов.

ЛФК для детей с ДЦП является способом если не полностью избежать, то значительно уменьшить проявления заболевания. При этом, она не имеет противопоказаний, за исключение отдельных упражнений в частных случаях, а ее подбор крайне гибок, многогранен и с легкостью подбирается в индивидуальном порядке.

Правила выполнения упражнений

Занятие ЛФК с маленьким ребенком

Как и любая процедура, лечебная физкультура обладает рядом правил, несоблюдение которых значительно снизит ее положительный эффект. К ним относятся:

  1. Чем раньше начнут проводиться занятия, тем больших результатов получится достичь. Оптимальным является начало ЛФК еще на первом году жизни;
  2. Как и в спорте, тренировки ЛФК требуют постоянного проведения без необоснованных длительных перерывов;
  3. Без прогрессирования в степени физической нагрузки и сложности упражнений прогресса не будет;
  4. Ни в коем случае нельзя копировать программы занятий других детей – лечебная гимнастика требует строго индивидуального подхода с учетом всех физических, психологических и интеллектуальных особенностей ребенка;
  5. Программа должна быть максимально полной и задействовать как пораженные, так и здоровые участки тела.

Упражнения для детей с ДЦП в раннем детстве

ЛФК в раннем детском возрасте тесно связана с лечебным массажем и проводится исключительно совместно с тренером или родителями. В основе всех упражнений лежит борьба с патологическим мышечным тонусом, который возникает в пораженных частях тела. Движение в конечности осуществляется не самим ребенком, а взрослым человеком. Оно должно быть направлено в противоположную напряженным мышцам сторону. То есть, если повышен тонус сгибателей – производится разгибание ручки или ножки, если сокращены мышцы-разгибатели – конечность сгибается. Гипертонус устраняется при помощи растирания, разминания напряженных мышечных групп.

Помимо этого важно проводить специальные укладки в позы, противоположные патологическим. Для этих целей могут использоваться мешочки с теплым песком, которые не дадут конечностям вернуться в исходное положение. Параллельно с этой процедурой можно также использовать приёмы массажа.

Комплекс упражнений ЛФК при ДЦП

Занятие ЛФК с девочкой-подростком с ДЦП
Занятие ЛФК с девочкой-подростком с ДЦП

Вне зависимости от своего характера, комплекс лечебно-физкультурной гимнастики должен включать в себя следующие виды упражнений:

  • Растяжение мышц и сухожилий. Позволяет осваивать более сложные упражнения, восстанавливает полный объем движений в суставах, препятствует формированию контрактур;
  • Поддержание и улучшение ответа мышечной ткани на нервные импульсы. Улучшает координацию движений, потенциальную силу;
  • Упражнения на реакцию. Способствует более быстрой передаче неравных импульсов как в нейромышечных соединениях, так и в самой нервной системе;
  • Восстановление нормального взаимодействия мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей, отводящий и приводящих и пр.);
  • Улучшение показателей выносливости как организма в целом, так и отдельных групп мышц;
  • Формирование нормальной походки, освоение бытовых навыков.

Двигательные функции

Занятие ЛФК с детьми в специально оборудованном зале
Занятие ЛФК с детьми в специально оборудованном зале

Наибольших усилий требуют упражнения, задействующие крупные мышцы туловища, шеи, ног. Все они выполняются постоянной поддержкой взрослых. К ним относятся:

  • Присаживание на корточки, касаясь пятками пола, либо оприподнимая ее. Упражнение можно повторять или использовать для обучения поддержания равновесия в положении сидя;
  • Вставание на оба колена, либо на каждое по отдельности. Можно попеременно переносить вес с одной ноги на другую;
  • Ребенок должен самостоятельно садиться на стул и вставать с него. Помимо равновесия, упражнение тренирует мышцы спины, бедра и голени;
  • Удерживание равновесия с выставленной вперед ногой. При незначительных толчках в спину или грудь позволяет выработать умение сохранять равновесие;
  • Самостоятельный подъем из положения лежа на спине, на животе или на боку.

Нормализация работы суставов

Занятие ЛФК
Занятие ЛФК

С целью увеличения объема движения в суставах используются следующие упражнения:

  • В положении лежа на спине поочередно полностью сгибаются и разгибаются ноги в коленном и тазобедренном суставах. Если ребенок не в состоянии сделать это сам – необходима помощь взрослых;
  • Отведение бедра в сторону с согнутым коленом из положения лежа на боку;
  • Лежа животом на столе со свешенными книзу ногами, ребенок попеременно или одновременно поднимает нижние конечности, согнутые либо разогнутые в коленном суставе;
  • Лежа на животе ребенок полностью разгибает и разводит руки. Желательно, чтобы движения носили пружинящий, рывковый характер;
  • Лежа на спине производится одновременно отведение руки в одну сторону и поворот головы в противоположную.

Укрепление мышц

Занятие с мальчиком с ДЦП

Практически все упражнения в той или иной степени способствуют укреплению мышц ребенка. Помимо вышеперечисленных, можно также использовать:

  • Повороты и наклоны головы;
  • В положении лежа с фиксированной головой поворачивать туловище из стороны в сторону;
  • В положении лежа на боку нижняя рука ложится под голову, верхняя – протягивается вдоль туловища. Ребенок должен сопротивляться падению при толчках в спину или грудь;
  • Сидя в кресле, ребенок полностью расслабляет мышцы шеи, после чего взрослый начинает поворачивать ее из стороны в сторону;
  • Сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок должен попытаться достать руками до стоп, не теряя равновесия. Желательно проводить упражнение на выдохе;
  • Лежа на спине с прижатыми к туловищу руками, необходимо перевернуться на живот и обратно при помощи маховых движений нижних конечностей.

Упражнения на растяжку

Для поддержания необходимого объема движений используются как упражнения для суставов или укрепления мышц, так и непосредственно упражнения для растяжки мышц и сухожилий:

  • Для улучшения подвижности позвоночника, следует пытаться оторвать от пола голову и грудь из положения лежа на животе. Желательно проводить упражнение без помощи рук;
  • Сидя на полу с вытянутыми ногами попеременно касается пяткой одной ноги бедра другой ноги;
  • Лежа на спине ребенок старается максимально далеко за головой коснуться пола руками;
  • Лежа на спине коленями поочередно касаться живота;
  • Стоя или сидя рука должна быть заведена максимально далеко в противоположной стороне на уровне талии, а голова – поворачиваться в сторону плеча активной руки.

Коррекция дыхания

Упражнения на дыхание носят не только общеукрепляющий характер, но и могут выступать в качестве психогимнастики. Они задействуют мышцы живота и грудной клетки, диафрагму, влияют на работу органов пищеварительной, дыхательной системы и сердца. Особенно важны они для колясочников, которые не в состоянии вести активные занятия и более подвержены инфекционным заболеваниям дыхательных путей. Дыхательную гимнастику можно вводить в состав других упражнений, либо проводить в виде отдельных комплексов. Наиболее просты и эффективны следующие методики:

  • Простое глубокое дыхание в положении стоя, сидя или лежа;
  • Попытка сдуть лист бумаги;
  • Задувание свечи;
  • Надувание воздушных шаров или игрушек;
  • Пение средней и высокой громкости;
  • Игра на губной гармошке, дудочке, свист в свисток или без него;
  • Надувание мыльных пузырей.

Вспомогательные тренажёры

Одним из наиболее полезных для детей с ДЦП является тренажер Гросса. Он представляет из себя достаточно простую конструкцию, которая поддерживает ребенка и не дает ему упасть. Он позволяет учиться сидеть, ходить, выполнять те или иные упражнения, корректировать искривление позвоночника или таза. Благодаря своей универсальности, тренажер Гросса может использоваться в любом возрасте у детей с самыми разнообразными нарушениями.

Шведская стенка является более привычным и доступным тренажером. Она может дополняться при помощи навесных перекладин, колец, лестниц. Шведская стенка позволяет выполнять упражнения для растяжения, укрепления мышц, увеличения подвижности в суставах. Постоянные занятия на ней способствуют улучшению реакции и координации движений.

Помимо данных приспособлений, могут использоваться ортезы, велотренажеры и беговые дорожки на минимальной скорости, эспандеры, ходунки и пр.

Упражнения в бассейне

Занятия в бассейне неразрывно связаны с постоянным движением, которое особенно необходимо при спастической диплегии. Для занятий с детьми необходимо выбирать бассейн с небольшой глубиной и удобными бортиками, за которые ребенок сможет держаться. Плаванье позволяет развиваться все группы мышц, улучшает выносливость, подвижность в суставах, скорость и координацию движений. Кроме того, в воде могут более легко выполняться те виды нагрузок, которые не поддаются в обычных условиях.

Упражнения в домашних условиях

Дома можно выполнять практически все виды упражнений, но только при условии постоянного контроля взрослых. Трудно осуществимо, разве что, занятие на некоторых тренажерах ввиду необходимости их специального монтирования. Обычные комплексы лечебной гимнастики ребенок с ДЦП может и должен ежедневно выполнять при помощи своих родителей.

Более того, занятия дома лучше переносятся в психоэмоциональном плане, поскольку не вызывают стресса, связанного с поездкой, контактом с незнакомыми людьми. Дома, при своих близких, ребенок может не так переживать, если у него не получится то или иное упражнение и, как следствие, периодически пробовать что-то новое. Кроме того, дома он может сразу после ЛФК отдохнуть, что может не получиться при посещении специальных занятий. Тем не менее, периодические консультации с инструктором необходимы для корректировки имеющейся программы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector