Игры для детей с ДЦП

Игры для детей с ДЦП

Игры для детей с ДЦП

Детский церебральный паралич представляет собой ряд заболеваний, связанных с повреждением головного или спинного мозга. Возникновению патологии способствуют травмы во внутриутробном периоде, во время родов или в первые дни после рождения ребенка. Заболевание приводит к дальнейшему нарушению у деток слуха, зрения, точности движений и развития моторики.

Развитие ребенка с ДЦП затруднено, поскольку малыш не может точно контролировать свои движения из-за поражения нервной системы. Игры для детей с ДЦП являются способ максимального развития умственных и физических способностей. Кроме того, с помощью игр можно осуществлять лечебное и реабилитационное воздействие на организм ребенка.

Особенности игр для детей с ДЦП

Развитие ребенка с детским церебральным параличом необходимо начинать в самом раннем возрасте, пока центральная нервная система хорошо воспринимает импульсы и перерабатывает информацию.

Особенностью проведения игр с детьми, имеющим ДЦП является параллельное обучение ребенка различным двигательным навыкам, которые помогут малышам в дальнейшей жизни. Из-за отличий физического развития ребенка, он часто не может делать какие-либо действия самостоятельно и правильно. В этом случае, нужно научить малыша выполнять задание так, как он умеет, чтобы стимулировать его к освоению нового навыка.

Ребенок с ДЦП

Рекомендации

Игровой процесс способствует развитию моторики и двигательных функций у ребенка, помогает улучшить восприятие окружающей обстановки, способствует социализации.

Вот основные рекомендациями для проведения игр с малышом:

  • начинать играть с ребенком необходимо как можно раньше, уже через несколько месяцев после рождения. При этом необходима строгая последовательность действий, постепенность и аккуратность;
  • У дошкольников игра должна быть настроена на обучение ребенка какому-либо навыку, но проходить в максимально интересной форме;
  • игра должна проходить в комфортной для малыша обстановке и быть направлена на развитие у ребенка двигательного навыка;
  • игры следует начинать с индивидуальных занятий с ребенком, а в более старшем возрасте целесообразно групповые занятия.

Присутствие медицинского работника на начальных этапах занятий с детьми обеспечит безопасное проведение процесса и позволит родителям выяснить детали правильной игры с ребенком.

Игры и упражнения

Занятие с малышом, имеющим ДЦП, необходимо начинать с разминки, чтобы привести мышцы в необходимый тонус и обеспечить дальнейшую активность.

Разминочные упражнения:

  • покрутить кистью ребенка по часовой и против часовой стрелки попеременно;
  • пошевелить пальцами ребенка, сгибая и разгибая их;
  • попросить ребенка сжать кулачок или самостоятельно согнуть пальцы, оставляя средний и указательный пальцы прямыми. Затем выпрямить руку ребенка и покрутить кистью в разные стороны, не разжимая пальцев;
  • согнутую в кулачок, с прямыми двумя пальцами, ручку ребенка выпрямляют, а затем проводят указательным и средним пальцем сжимающие и разжимающие движения;
  • нарисовать указательным пальцем вытянутой руки круг в воздухе, сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками.

При невозможности выполнения движений самим пациентом, помощь оказывает взрослый, проводящий гимнастику. Хорошим действием для разминки обладает массаж кистей, который обеспечивает приток крови к тканям и создает оптимальный тонус мышц.

Развитие моторики рук

Развитие моторики детей с ДЦПЗанятия для моторики рук обеспечивают развитие у больного координации и точности. Умение выполнять скоординированные движения дают возможность детям выполнять какие-либо дела, учиться. Это позволяет детям с ДЦП обрести хобби, украсить свою жизнь новыми эмоциями.

В качестве занятия, развивающего моторику, может использоваться игра «Серый зайка моет лапки». Она предназначена для детей старше 3 лет. Суть игры заключается в том, что ребенок берет в руки игрушку – зайца или провозглашается им, а родитель или другие дети начинают читать стихотворение:

Зайчик в гости любит ходить

Ушки, ротик будет мыть

Свои пушистые лапки

Вытрет чистой белой тряпкой

В гости сразу он поскачет

Молодец наш милый зайчик.

При этом малыш с игрушкой должен выполнить все движения, о которых говорится в четверостишье. В случае если играют несколько детишек, при проговаривании последних двух строчек, ребенок должен передать игрушку другому малышу.

Еще одним методом занятий на развитие моторики в группе детей является игра с мячом, которая заключается в поочередном скатывании мяча с горки так, чтобы участник снизу горы не смог поймать катящийся сверху мячик. Такое занятие позволяет развивать у детей концентрацию внимания и обеспечивать нагрузку на суставы рук больного ребенка. Важно регулярно менять малышей местами.

 

Игры на развитие вестибулярного аппарата

Ребенок с ДЦП на велосипедеРазвитие вестибулярного аппарата должно начинаться в раннем возрасте, когда родители малыша качают его или подбрасывают вверх. Навыки помогают ребенку ориентироваться в пространстве.

С ребенком, имеющим диагноз ДЦП, можно поиграть в такую игру, как прохождение между «воротами». Суть игры заключается в том, что малыш должен пройти между заранее поставленными «воротами» на небольшом расстоянии друг от друга, не задев ничего. Сначала дети преодолевают препятствия с открытыми глазами, а затем учатся делать это с закрытыми. Также можно постепенно уменьшать расстояние между предметами, усложняя задачу.

Развить навыки определения положения сторон можно, при помощи игры «повернись- не ошибись». Суть игры заключается в том, что малыш с закрытыми глазами должен слушать команды взрослого повернуться в ту или иную сторону или покружиться, выполняя их быстро и правильно. Игра рассчитана для детей старше 5 лет.

Укрепление мышц

Для укрепления мышц у детей с ДЦП необходимо привести мускулатуру в оптимальный тонус. В качестве упражнений подойдут такие игры для детей с ДЦП, как:

  • заранее обговорить с детьми движение, которое нельзя повторять за ведущим. Затем дети встают в линию или круг, оставляя между друг другом расстояние для возможности движения. Ведущий показывает простые упражнения, которые малыши повторяют. В какой-то момент ведущий показывает движение, заранее обговоренное, как запрещенное. Дети не должны его повторить. Такая игра положительно влияет и на развитие концентрации внимания;
  • еще одной игрой может быть повторение за движениями ведущего, с одновременным произношением им фразы «я говорю…». Если это слово было не сказано ведущим, дети не должны повторять задание. Например, ведущий говорит: «Я говорю, руки в стороны» — дети повторяют задание, «руки опустить» — малыши не выполняют указание. Проигравшие детки выходят в сторону;
  • группе детей старше 7 лет можно предложить сыграть в следующую игру: малыши делятся на две команды, которые встают в шеренгу друг напротив друга. Первым стоящим детям (ведущим) выдается мяч, а затем просят отойти с мячом на одинаковое расстояние от шеренги. Ведущий кидает мяч первому стоящему игроку, который должен поймать мяч и сразу кинуть его обратно ведущему. При этом главный игрок не может сходить с места, даже если не поймал мяч. Это должен делать малыш, которому мяч подавался изначально. Суть игры заключается в том, что, если ребенок сразу кинул мячик ведущему и тот его поймал, малыш и шеренги отходит в сторону, а если нет, он идет ловит мячик, теряя время. После этого, мяч кидается следующему ребенку из шеренги. Игра заканчивается тогда, когда вся команда поймала мяч первыми.

Проведение мероприятий у детей в групповых занятиях позволяет им раскрепоститься и найти сверстников для общения. Развивающие игры на скорость формируют у детей навык быстроты и точности движений.

Кинезиологические игры и упражнения

Кинезотерапия необходима для правильного формирования и тренировки суставов у детей с ДЦП. Основными показаниями для кинезиологических игр являются различные патологии суставов. Можно проводить следующие игры:

  • к игрушечной машинке привязывается веревочка с палочкой на конце. Каждому ребенку дается по такой игрушке. Суть игры заключается в том, что малыш должен накручивать веревку на палочку, при этом машинка приближаться. Побеждает тот, кто быстрее закрутил веревочку;
  • детки занимают удобное положение. Кисть одной руки сжимают в кулачок, а пальцы второй руки распрямляют и упираются ими в другую руку. Затем быстро меняют позиции местами – те пальчики, что были сжаты в кулачок, разжимают, а те, что выпрямлены -сжимают. Повторение таких движений отлично развивает суставы и связки, пальцевое осязание.

Для разнообразия и обучения детей могут использоваться тематические игры, заключающиеся в использовании для занятий инвентаря, ассоциирующегося с каким-то праздником. Например, можно проводить новогодние игры с дедом Морозом или снегурочкой.

Подвижные игры

Подвижные занятия с ребенком, имеющим ДЦП необходимы для развития мускулатуры, положительного воздействия на суставы и связки. Они помогают оптимизировать кровообращение и питание тканей, улучшить обмен веществ в организме, развить навыки дыхательных упражнений.

  • Игра «займи стул» — суть заключается в том, что по кругу расставляется определенное количество стульев, на один меньше, чем число играющих детей. Затем включается мелодия, а дети ходят по кругу или двигаются возле стульев. В момент завершения мелодии игроки должны быстро занять место. Тот, кто не успел – выбывает. Затем убирается один стул и действие повторяется. Так происходит, пока не останется один выигравший участник.
  • Игра «мячик» — дети делятся на две равные команды, каждая из которых садится по кругу. Одному из участников каждой команды выдается мячик. Суть игры заключается в том, что по команде дети должны передавать мячик друг другу быстро до тех пор, пока он снова не окажется у первого. Выигрывает команда, первая закончившая действие.
  • Игра «Веревочка». К двум концам длинной веревки привязывают палочку, а в центре шнур обматывается лентой. Два игрока берутся за палочки и по команде начинают заматывать веревку на палочки до тех пор, пока не достигнут ленты. Кто быстрее это сделал, тот и победил.

Игровые занятия должны быть проведены под контролем взрослых – родителей или врачей. Игры должны подбираться, в зависимости от физического состояния ребенка, чтобы избежать перегрузки организма и побочных действий. Движение помогает развивать не только физические навыки, но и укреплять психическое состояние детей с ДЦП, обеспечивать им комфортную социализацию в обществе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector