Атонически-астатическая форма ДЦП

Атонически-астатическая форма ДЦП

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей

Атонически-астатическая форма ДЦП, она же атаксическая форма, развивается в связи с поражением мозжечка, что приводит к расстройству тонуса мышц, нарушению походки и равновесия. Встречается она приблизительно у 10-15% всех детей с детским церебральным параличем и характеризуется достаточно тяжелым течением, которое тяжело поддается коррекции.

Причины заболевания

Поражение мозжечка и нервных путей, связывающих его с большими полушариями мозга, является ведущей причиной развития данной формы ДЦП. В ряде случаев присутствует поражение лобной доли головного мозга. Поскольку мозжечок играет ведающую роль в формировании двигательной активности, при атаксической форме дети не в состоянии нормально ходить, контролировать как верхние, так и нижние конечности. В случае сопутствующего поражения лобной доли присоединяется выраженный интеллектуальный дефицит.

К факторам, способствующим развитию заболевания относятся:

  • Фетоплацентарная дисфункция, внутриутробная или родовая гипоксия;
  • Родовые травмы;
  • Резус-конфликт матери и плода, тяжелая гемолитическая болезнь новорожденных;
  • Перенесенные бактериальные или вирусные заболевания матерью во время беременности;
  • Прием тератогенных лекарственных средств;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Недоношенность.

Все эти факторы значительно повышают риск развития любых форм ДЦП. При их комбинации происходит значительное увеличение риска развития целого ряда патологий у новорожденных.

Признаки атонически-астатической формы ДЦП

Атонически-астатическая форма ДЦП

Ранние признаки атаксической формы выражены слабо и становятся более заметны только к 1 – 2 годам жизни ребенка. К основным симптомам относятся:

  • Пониженный тонус всей скелетной мускулатуры;
  • Неспособность удерживать равновесие в положении сидя, стоя или при ходьбе;
  • Расстройство координации движений;
  • Дрожание мелких мышц рук;
  • Нистагм, косоглазие.

В связи с постоянным тремором, ребенок практически не в состоянии заниматься самообслуживанием, осваивать рисование или письмо. Сидеть ребенок начинает только к 1 – 2 году жизни, ходит – к 6 – 8 годам или даже позже. В подавляющем большинстве случаев присутствуют различные расстройства речи, вплоть до полного ее отсутствия. Несмотря на сильную выраженность двигательных расстройств, болевая, температурная, тактильная и прочие виды чувствительности не нарушены. Работа мышц тазового дна и контроль актов мочеиспускания, дефекации также не страдают.

Более чем половина всех детей с атонически-астатической формой ДЦП страдают умственной отсталостью различной степени тяжести, вплоть до имбецильности и идиотии. Со стороны эмоциональной сферы отмечается преобладание негативных эмоций, агрессивность.

Осложнения

С течением времени, у ребенка могут формироваться различные осложнения атаксического детского церебрального паралича, которые значительно ухудшают общий прогноз и состояние. К таковым относятся:

  • Эпилепсия. Проявляется в дошкольном, младшем школьном возрасте. Приводит не только к резкому ограничению активности в связи с постоянным риском развития приступа, но и значительно замедляет умственное развитие;
  • Нарушения со стороны опорно-двигательной системы. В связи с отсутствием нормальной физической активности, нормальное развитие костно-мышечной системы невозможно. Наиболее часто развивается искривление позвоночника, нарушение трофики в тканях нижних конечностей;
  • Нарушение моторики желудочно-кишечного тракта также обусловлена отсутствием адекватной двигательной активности. Зачастую проявляются в виде запоров;
  • Нарушение социальной адаптации является следствием всех факторов ДЦП. Пациенты с атонически-астатической формой не способны к полноценной социализации, освоение каких-либо профессиональных навыков возможно только в отдельных случаях.

Лечение и реабилитация атонической астатической формы ДЦП

Все лечебные действия направлены исключительно на устранение симптоматики осложнений. В остальном проводятся различные реабилитационные мероприятия. В качестве медикаментозной терапии возможно использование противосудорожных средств, препаратов для улучшения метаболизма нервной ткани, проведение седативной терапии.

Основная роль в реабилитации принадлежит лечебной физкультуре, массажу, логопедическим упражнениям. Все они направлены на уменьшение выраженности симптоматики, облегчение самообслуживания ребенка, освоение им речевых навыков.

Обучение детей с атаксической формой ДЦП должно проводиться исключительно в специализированных образовательных учреждениях. В обычной школе для них нет абсолютно никаких подходящих условий, а программа обучения будет чрезмерно сложной и затруднительной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector