Высокофункциональный аутизм

Высокофункциональный аутизм

Высокофункциональный аутизм

Аутизм — заболевание о котором сегодня всё чаще говорят врачи и обеспокоенные родители. Причины развития аутизма у детей различны, спорны и до конца не изучены.  Мнения о том, является ли аутизм врожденным или приобретенным в первые годы жизни заболеванием, также разнятся.

В мире встречается некоторое количество классификации аутизма, условно разделяемые на «низко» — «средне» – и «высокофункциональный» (ВФА) аутизм. Высокофункциональный аутизм не является официальным диагнозом, скорее такое понятие применяется для обозначения тех лиц с РАС, которые способны к успешной социальной адаптации.  Существует мнение, что дети, имеющие высокофункциональный аутизм, становятся гениями, но с определенными отклонениями, но так ли это на самом деле?

Высокофункциональный аутизм

Высокофункциональный аутизм— это «мягкая» форма аутизма, при которой симптомы и признаки аутистического расстройства выражены слабо, что часто затрудняет постановку диагноза. В некоторых случаях заболевание так и остается не диагностированным.

Согласно лабораторным и клиническим исследованиям, существенная доля симптомов ВФА, которая бы уверяла специалистов в точной постановке диагноза, распространяется менее, чем на 1 % школьников. Это означает, что определить заболевание крайне проблематично, особенно у девочек.

Женщины имеют особенность, которая позволяет им копировать нормальное поведение здорового человека с точностью в 95%, поэтому распознать у них болезнь без анализов будет практически невозможно. Именно поэтому, существует   распространенный миф о том, что аутизм – это гендерная патология.

 

Как проявляется высокофункциональный аутизм

Маленький ребенок с аутизмом катает паравозик

Маленькие дети и малыши постарше с патологией развития ВФА имеют некоторые особенности в поведении и это:

  1. Не переносят высокие звуки, крики и столпотворения. Такой признак свидетельствует о сенсорной гиперчувствительности, которая бывает разной в зависимости от тяжести протекания заболевания.
  2. Смысла в улыбках (или в других эмоциях) аутисты не понимают, и каждый раз попадают в неприятные ситуации. Например, существует разные виды улыбок или мимических движений в сторону друзей или возлюбленных, а дети аутисты, к сожалению, не умеют показывать свое внимание к человеку правильно и зачастую улыбаются в неподходящей ситуации.
  3. У взрослых и детей с аутизмом высокофункциональной формы в любом возрасте наблюдается повышенная чувствительность к стрессам и тревожным ситуациям.
  4. Спланировать и выполнить поставленную задачу больные детки не способны, так как не могут следовать плану. Например, если школьный учитель попросит ребенка выйти из класса и позвать родителей в кабинет, то тот выполнит только первый пункт плана и не вспомнит про второй.
  5. Аутисты обладают такой моделью поведения, как эмоциональная нестабильность. Они могут, как переборщить с проявлением эмоций, так и вовсе забыть про них на несколько дней.

Важно! Дети с ВФА, как и взрослые, довольно сложно справляются с практической частью задания, но легко усваивают теорию. Именно поэтому, ребенку необходимо объяснять и показывать определенные вещи по нескольку раз.

Основные симптомы

Для того, чтобы определить такой диагноз, как высокофункциональный аутизм, требуется знать не только сам термин, но и его симптоматику:

  1. Сложности в общении посредством невербальной связи.
  2. Монотонность в действиях и однотипность в поведении.
  3. Замедленные функции моторики.
  4. Невнятная речь.
  5. Интересы по узконаправленным направлениям.
  6. Задержка в развитии речи.
  7. Отсутствие адаптации среди сверстников. Более того, такие детки зачастую общаются только со взрослыми, а к малышам даже не подходят.
  8. Отсутствие контакта с ребенком.
  9. Нестабильность в поведении и эмоциях.

 

У людей в разном возрасте с таким диагнозом часто появляются проблемы с социализацией, за счет чего социальные навыки напрочь отсутствуют. Конечно, существуют примеры аутистов с развитой социальностью, которые не только контактируют с людьми, но и активно развивают свой интеллект.

В подростковом возрасте дети проходят сложный период гормонального дисбаланса. Именно поэтому, подростки нередко находятся в депрессивном состоянии, и показывают суицидальные наклонности. Некоторые аутисты в возрасте 13-16 лет начинают употреблять наркотические и алкогольные вещества.

Стоит заметить, что степень развития тех или иных патологий поведения будет зависеть индивидуально от ребенка.

Интеллектуальные возможности

Мальчик с аутизмом за компьютером

ВФА способно протекать сохраненными интеллектуальными способностями, так и даже с выдающимися умственными возможностями. Признаки сильных сторон особенных малышей:

  1. Внимательность. Больные детки определяют большее свое внимание деталям и мелочам, концентрируясь на том, чего взрослые зачастую не замечают.
  2. Аутисты хоть и мыслят однотипно, но вполне логично. У многих малышей уже с 3-летнего возраста замечают высокие интеллектуальные способности. Например, они способны выполнять сложные логические загадки гораздо быстрее, чем здоровые сверстники.
  3. Несмотря на затрудненную речь, они способны объяснять свою позицию прямо и без запинок.
  4. К сожалению, одаренность у аутистов встречается только в одной области, например, в математике или медицине.
  5. Особенные дети игнорируют мнение людей и всегда доводят дело до конца (по возможности).
  6. У них сильно развито визуальное восприятие.
  7. Аутисты прямолинейны и всегда отвечают с честностью.

Клиническое проявление поведения специфично и выражается в нестандартном мышлении, внимании к мелочам и трудолюбии. Такие детки могут с упорством выполнять любое задание взрослого и не вставать с рабочего места, а здоровые малыши не всегда могут усидеть без движения.

Социализация

Ребенок с аутизмом, даже в легкой его форме, бывает не способен к полноценному общению и зачастую не идет на контакт с окружающими. Родителям важно найти понимание со своим ребенком, чтобы тот полностью не закрылся в себе.

Дети с аутистическими патологиями не умеют играть так, как играют другие дети, из-за этого обычно не имеют друзей среди сверстников. Взрослея, таким ребятам сложно строить общение и отношения, они с трудом чувствуют эмоциональную связь. Подростки с аутизмом могут испытывать сложности в школе, поэтому так важно найти учителя, который будет относится к особенному ученику с пониманием и вниманием.

Несмотря на определенные сложности, люди с мягко-выраженными симптомами аутизма способны на успешную социализацию и интеграцию в общество. Они могут получать образование, иметь работу,  а в некоторых случаях и иметь семью.

Поведенческие отклонения

Дети, страдающие ВФА, не вглядываются в глаза близким, не тянут ручки к родителям и почти не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам взрослых взять их на руки, и отталкивают любое проявление ласки.

Смена привычного распорядка дня, неудачные попытки выполнить то или иное действие может вызвать у малыша гнев, истеричные крики и слезы. Агрессивное поведение может быть направлено, как на ближних, так и на причинение вреда самому себе.

Диагностика

Выявить характерные черты заболевания могут родители, воспитатели в детском саду или учителя начальных классов, а также медицинские работники.

Первичная диагностика:

  1. Сбор анамнеза заболеваний, проходящей беременности.
  2. Наблюдение за маленьким пациентом.
  3. Специальные тесты на определение сбоев в нейронных связях.
  4. Помимо этого, врач обязан расспросить у родителей о том, как ведет себя ребенок дома и в учебной организации. Непонятное поведение может быть связано с дефицитом внимания, а вовсе не с заболеванием.

Для исключения повреждений головного мозга проводят следующие процедуры:

  1. Электроэнцефалография.
  2. Компьютерная томография мозга.
  3. Магнитно-резонансная томография головного мозга.

Окончательный диагноз ставит психиатр, после проведения времени с ребенком и изучения его медицинской книжки. Зачастую лечение не проводится, так как его просто нет, но в обязательном порядке специалисты рекомендуют проводить коррекционную работу. Коррекция симптомов – это один из методов лечения детей аутистов.

Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом

Занятие с ребенком с аутизмом

У детей с синдромом Аспергера отлично развиваются визуальные способности, но всегда заметны трудности в восприятии слуховой информации. Поэтому родителям рекомендуется использовать визуальные способы обучения с применением практики. Например, лучше показать ребенку телефон и то, как он работает, чем рассказывать о его встроенных функциях.

Если вы обнаружили у себя или у своего малыша легкие признаки высокофункционального аутизма, то обязательно обращайтесь специалистам: терапевт (или педиатр), невропатолог и психиатр. Предварительно можно пройти специальные тесты на определение аутистических особенностей, например, М-CHAT или АТЕК.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector