Расстройство аутистического спектра (РАС) у детей

Расстройство аутистического спектра (РАС) у детей – понимание проблемы, пути решения

Расстройство аутистического спектра

«Мой ребенок аутист?» — в ужасе задают вопрос родители, услышав диагноз РАС. Да, у него расстройство аутистического спектра. И родители в недоумении: им кажется, что диагноз слишком расплывчат — что значит «общее расстройство развития»? И почему это так похоже на аутизм по способам взаимодействия с окружающим миром?

РАС и аутизм действительно схожи по проявлениям, разница в самой природе нарушения: РАС не самостоятельное заболевание. Расстройство аутистического спектра всегда имеет неврологическую причину. Без нарушения неврологической системы у ребенка не может быть РАС — именно поэтому «палитра так богата». Нарушений-то множество, и самых различных.

Расстройства аутистического спектра

Итак, РАС — это целая группа психических заболеваний с одной характеристикой: в любом случае процесс развития личности ребенка искажается в связи с категорической нехваткой способностей к коммуникации, поведенческими расстройствами и стереотипиями. РАС дебютирует в младенчестве или раннем детстве — поэтому необычайно важна ранняя диагностика. Сходные особенности всех детей с расстройством аутистического спектра:

  •  неспособность к межличностному взаимодействию;
  •  ограниченность интересов;
  •  шаблоны поведения (стереотипия, повторение однообразных действий).

Причины РАС

Считается, что аутистические расстройства обусловлены факторами как генетическими, так и средовыми. Наследственность может определять (учитывая анамнез семьи) появление таких расстройств на 64%-91%.

Также риск возникновения РАС повышают:

  1.  Заболевания обменных процессов и хромосомных мутаций, поражающих структуры ЦНС— эта теория намекает на связь РАС и таких заболеваний, как туберозный склероз, фенилкетонурия, синдром Дауна.
  2.  Осложнения беременности (недоношенность плода, инфекции у матери, влияние токсинов, химических средств, лекарственных препаратов на организм беременной) — риск возникновения у ребенка РАС увеличивается, если что-то неблагоприятно повлияло на формирование его ЦНС в период его вынашивания.
  3.  Пол. На 4 мальчиков приходится 1 девочка.
  4.  Возраст родителей на момент зачатия. Риск существует и для немолодых родителей (отец за 50, мать старше 40), и для слишком юных мам.

Патогенез заболевания следует изучать в каждом индивидуальном случае, устанавливая конкретную причину неврологических нарушений у ребенка.

Классификация РАС

Мальчик с РАС сидит на кровате и играет в планшет

Аутистические расстройства — это:

  1.  РДА — дебютирует у младенцев и в раннем детском возрасте. Симптоматика — аутистическая триада: отсутствие социальных взаимодействий, коммуникативных функций, воображения.
  2.  Синдром Аспергера. Наиболее оптимистичный случай РАС: у детей достаточно хорошо развиты когнитивная функция и речь. Но они также склонны к стереотипиям, прямолинейно-конкретны в мышлении, абсолютно не воспринимают подтекста, юмора, иронии, тонких нюансов взаимоотношений. Могут выглядеть эксцентрично из-за нелепой пластики.
  3.  Синдром Ретта. Это заболевание генетическое и встречается только у девочек. Характеризуется глубокой олигофренией, страдает или полностью утрачивается речевая функция, развивается нарушение моторики — атаксия. Распространенная стереотипия — движения руками по кругу. Но коммуникативная функция не исчезает, и принадлежность синдрома Ретта к РАС спорна.
  4.  Дезинтегративное расстройство. Стартует позже 2-летнего возраста, напоминает по симптоматике проявления и аутизма, и шизофрении. Регрессируют как минимум две сферы из четырех (имеются в виду социальный навык, речевая и двигательная функции, способность контролировать естественные отправления организма). Вопрос, относится ли данное расстройство к аутистическому спектру, еще не решен.
  5.  Атипичный аутизм. Более поздний дебют, чем у РДА, может отсутствовать полная триада. Тяжелые речевые нарушения, глубокая олигофрения.
  6.  Гиперкинетическое расстройство с развитием олигофрении — но, как правило, олигофрения там уже в наличии, когда диагностируется данное расстройство. Для таких детей характерны пониженная концентрация внимания, стереотипии, гиперактивное поведение. IQ менее 35. Расстройство также не точно относится к РАС, это предмет дискуссий.
  7.  Расстройства онтогенетические общие. Здесь и отсутствие социальных взаимодействий, и узконаправленные бедные интересы, и стереотипии, но другие симптомы смешаны или смазаны.
  8.  Расстройство онтогенеза неуточненное. У ребенка много проблем с интеллектом и поведением, с социальным взаимодействием также все сложно, но другой симптоматики РАС не наблюдается.

Признаки и симптомы

Выстраивание предметов рядами - характерный признак РАС
Выстраивание предметов рядами — характерный признак РАС

У РАС множество лиц, но все расстройства характеризуются схожими проявлениями у детей:

  1.  Проблемы с коммуникацией — буквально на всех уровнях. Общение — от простого бытового диалога до сложных эмоциональных взаимодействий — дается им чрезвычайно тяжело. Ребенок общается как бы вынужденно, не понимая удовольствия от самого процесса и нисколько не ценя его. Даже в игре взаимодействие у него не получается, он не вовлечен эмоционально, не умеет воспринимать чужие переживания и поделиться собственными. «Беги скорей, догоняй Мишу!». Побежит, догонит, не испытывая ни азарта погони, ни радости от результата. Более-менее способны к общению дети с синдромом Аспергера — но и у них навыки общения неполноценны: они мыслят конкретно, не понимают мимических и интонационных сигналов. В подростковом возрасте они будут испытывать серьезные трудности с налаживанием романтических отношений. В случае самых тяжелых расстройств все попытки окружающих наладить контакт обречены на провал.
  2.  Нарушения в области невербальной коммуникации. Дети зачастую избегают визуального контакта (предпочитают не смотреть в глаза тому, с кем общаются), язык тела у них не используется или его использование выглядит неадекватно. Поэтому они часто неспособны «читать по глазам» других людей и понимать чужую жестикуляцию. В результате обучения они могут усвоить значение и смысл нескольких чисто функциональных жестов, но применять их будут заученно, не спонтанно (и обычный ребенок, и его ровесник с РАС могут понимать смысл аплодисментов, но второй никогда не захлопает в ладоши просто от восторга, избытка чувств, а не сидя там, где его научили это делать — например, в цирке).
  3.  Интересы детей с аутистистическими расстройствами ограниченны. Зачастую присутствует «зацикленность» на чем-то на фоне полного отсутствия интереса к новому. Их увлечения могут выглядеть странными, аномальными — они могут испытывать настоящую эмоциональную связь с любимой чашкой и рыдать от горя, если она разобьется; могут собирать странные коллекции, на взгляд окружающих состоящие из предметов, не связанных между собой и не представляющих ни малейшей ценности.
  4.  Стереотипии у таких детей бывают и простые, и сложные. И поведенческие, и двигательные, и речевые. Иногда это простейшие действия — стук игрушкой об пол, раскачивание взад-вперед, бесконечное повторение (эхолалия) одного слова. А иногда сложные, малопонятные ритуалы по выстраиванию и выкладыванию предметов в определенном порядке, совершению определенных действий в строгой последовательности.
  5.  Расстройства интеллекта и задержка речевого развития, к сожалению, частые спутники тяжелых случаев РАС. Такие дети мало- или совсем неконтактны, да и в контакте с ними особого смысла нет — мозг «спит» или просто не развивается. Для них же характерны и двигательные нарушения — они дискоординированы, могут ходить словно пьяные, шатко и неустойчиво, или передвигаться на цыпочках. В самом тяжелом состоянии — кататоническом — это застывшие фигурки из музея мадам Тюссо. Притом конечности у них гнутся действительно как воск — характерный признак каталепсии. Достучаться до такой психики удается крайне редко.

Диагностика РАС

Врач проводит осмотр маленького ребенка с РАС

Диагностируют расстройство аутистистического спектра врачи-психиатры по результатам клинического обследования ребенка, а также на основе наблюдений за его поведением, опроса родителей и анамнеза семьи. Чтоб удостовериться в верности диагноза, предлагаются специальные методики — тесты M-CHAT и ADOS. Дополнительно ребенка обследует невролог или нейропсихолог. Проводится психологическое тестирование ребенка на предмет оценки развития различных навыков (социальных, речевых, когнитивных). Требуется исключить возможность ошибки в диагнозе и не принять за РАС шизофрению, простую олигофрению, СДВГ и другие заболевания.

РАС диагностируется по следующим критериям:

  1. Отсутствие социальных взаимодействий, неспособность к коммуникации, трудности взаимоотношений.
  2. Наличие любых стереотипий. Для диагноза необходимо наличие минимум двух.
  3. Ухудшение повседневного функционирования, адаптации к окружающей обстановке.
  4. Раннее проявление симптоматики. Но картина раннего дебюта может быть сильно смазана из-за отсутствия запроса от окружающей среды. Ребенок может не уметь общаться и даже разговаривать не потому, что у него РАС, а потому, что родители с младенчества разговаривали не с ним, а с собутыльниками, например.
  5. Отличие симптоматики от олигофренической. Понятно, что у интеллектуально неполноценного ребенка будут коммуникативные проблемы, но когда неполноценности нет, а проблемы есть — возможно, это именно аутистистический спектр. К сожалению, УО часто «дружит» с нарушениями аутистического спектра.

Лечение и коррекция

Занятие с ребенком с аутизмом

В отличие от аутизма, нетяжелые случаи РАС поддаются коррекции. Ее главная цель — интегрировать ребенка в общество, способствовать его всесторонней социальной адаптации, чтобы он мог как можно более полноценно общаться и функционировать в быту (дома, в школе, на улице — пусть и в довольно ограниченном микросоциуме). Здесь наиболее успешны совместные действия семьи, педагогов и врачей — психологов, психотерапевтов, по необходимости — других специалистов, сопровождающих ребенка и семью.

Специалист проводит занятие с мальчиком с РАС

Так как клинические проявления расстройств аутистического спектра — буквально «сшиты по мерке» каждого ребенка, комплекс терапевтических мероприятий продумывается с учетом индивидуальности больного. Обычно он включает следующие компоненты:

  1. Терапия поведения. Используются интенсивные поведенческие методики, призванные поощрить любые попытки ребенка общаться и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Одна из них — довольно распространенная ABA-терапия, формирующая нужные когнитивные и поведенческие навыки с помощью положительных подкреплений (материальных и эмоциональных). Любая методика идет от простейших действий к выработке более сложных навыков. Ребенка в прямом смысле обучают смотреть другому человеку в глаза, слушать его и говорить с ним, играть с другими, осваивать бытовые навыки.
  2.  Речевая коррекция. Это как традиционные логопедические занятия, тренирующие речевой аппарат и коммуникативные навыки, так и специальные методики, предполагающие обучение ребенка всем доступным ему способам коммуникации — это и язык жестов, и обмен несущими определенный смысл изображениями, и применение гаджетов-генераторов речи на основании выбираемых ребенком символов на экране.
  3.  Физиотерапия. У больных детей часто наблюдаются сложности в двигательной сфере — навязчивые стереотипические движения, атаксии, апраксии. С ними занимаются инструкторы ЛФК, физиотерапевты, массажисты. Цель таких занятий — снять проявления нарушений двигательной сферы и хотя бы отчасти заменить их целенаправленными действиями, в прямом смысле научить ребенка владеть собственным телом.
  4.  Медикаментозное лечение. Некоторые поведенческие нарушения опасны для самого больного и окружающих. Это определенные стереотипии, аутоагрессия и агрессия, направленная вовне. Также встречаются аффективные расстройства — депрессия, повышенная тревожность. В этих случаях могут быть прописаны несильные седативные, стабилизирующие препараты, антидепрессанты.

Прогноз

Девочка с аутизмом

Наиболее оптимистичны в плане перспектив развития формы РАС без умственной отсталости и речевых нарушений. В случае интенсивной поддержки со стороны медиков, психологов, педагогов и близких такие дети справляются с симптомами своих расстройств, успешно социализируются, обучаются и могут в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью. Наибольший процент таких счастливчиков — дети с синдромом Аспергера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector