Ранний детский аутизм (РДА) – вовремя распознать и помочь ребенку

Ранний детский аутизм (РДА) – вовремя распознать и помочь ребенку

Ранний детский аутизм (РДА)

Любому любящему родителю бывает сложно признать, что его ребенок имеет проблему. Но когда речь идет об аутизме, крайне важно увидеть проблему как можно раньше – в идеале это возраст  до 18 месяцев.

Ранний детский аутизм (РДА) относят к расстройству аутистического спектра (РАС). Признаки аутизма становятся заметны уже в младенчестве или возрасте до 3 лет.  Симптомы РДА выражаются в задержке и нарушении различных навыков, таки как: речь, игра, взаимодействие с окружающими.  С подобным аномальным развитием психики трудно бороться, так как медицина не располагает эффективными доказанными способами лечения заболевания. Ранняя диагностика дает надежду на приспособление малыша к окружающему миру.

Что такое РДА?

Ранний детский аутизм

Аутизм в раннем детском возрасте приводит к нарушению общения с другими людьми уже в новорождённом периоде. Ребенок оказывается погруженным в собственный внутренний мир, в котором нет места для остальных. Малышу сложно устанавливать контакты, проявлять эмоции.

Одиночество – наиболее комфортное состояние для аутиста, малыш с самых ранних лет может находиться в одиночестве, не испытывая потребности в общении. Человек – социальное существо и его предназначение быть вовлеченным в общественную жизнь и взаимодействие с другими людьми. Дети с РДА не могут общаться со сверстниками, обучаться, приобретать практические навыки для самостоятельной жизни. Главная сложность состояния заключается в том, что ребенок не может жить без поддержки родителей и нуждается в постоянной опеке.

Причины раннего детского аутизма

Искусственная модель мозга с фрагментом пазл

Причины и механизмы возникновения РДА обсуждаются детскими психиатрами. На данный момент существует несколько теорий происхождения заболевания:

  • Генетическая (мутация может произойти под влиянием внутренних или внешних факторов);
  • Органическая (психическое нарушение формируется из-за повреждения головного мозга токсическими веществами, инфекцией, травмой);
  • Поствакцинальная (не получила обоснованных доказательств);
  • обменная (расстройство психики формируется на фоне нарушенного обмена веществ);
  • Биохимическая (повышенная активность дофаминергической и серотонинергической систем;
  • Опиоидная (повреждения головного мозга глютеном и казеином, которые образуются из-за неполного расщепления молочных и хлебных продуктов на фоне изменений пищеварительной системы).

Определение ведущей причины аутизма дает возможность разрабатывать эффективные корректирующие методы адаптации. Наиболее распространенной причиной аутизма является воздействие на психику ребенка токсических веществ, которые могут находиться в пищевых продуктах, воде и атмосфере.

Симптомы и первые признаки

Ребенок с аутизмом играет в машинки

Первые признаки аутистического расстройства у детей проявляются в нарушении общения с родителями:

  • отказ от объятий матери и прикосновений;
  • отведение взгляда с целью избежать зрительного контакта;
  • эмоциональная холодность, отстраненность (отсутствие улыбки).

Отказ реагировать на сигналы окружающей среды приводят к тому, что у малыша отсутствуют проявления реакции на голод или мокрые пеленки.

Нередко наблюдаются симптомы отставания в речевом развитии. В отдельных случаях малыш произносит слова и фразы, но не использует их в качестве инструмента взаимодействия с окружающими. Существует категория малышей с аутизмом, которые вообще не разговаривают. Характерный симптом — эхолалия (повторение речи окружающих). У ребенка отсутствует самоидентификация своей личности, поэтому он называет себя «Он», «Она», не откликается на свое имя.

Ранний детский аутизм сопровождается эмоциональными расстройствами:

  • гипервозбудимостью нервной системы, которая может проявляться приступами агрессии или аутоагрессии;
  • вялостью и апатичностью.

Маленький мальчик с аутизмом сиотрит в сторону

Приступы возбуждения связаны с преобладанием примитивных эмоций, которые стимулируются перевозбуждением стволовых структур головного мозга. Ребенок может кусать себя, царапать, бить. Происхождение такого поведения нужно обязательно выяснить, так как оно может возникать по причине невозможности заявить о своих проблемах или потребностях. (например головной боли). На этом фоне отмечается слабая активность лобных долей коры головного мозга.

Слабая активность лобных отделов объясняет и отсутствие познавательной активности и исследовательской деятельности. Ребенка не интересует окружающий мир, у него нет потребности попробовать новое. По этой причине малыш-аутист не хочет расширять диапазон пищевого рациона, его не интересуют и даже пугают новые игрушки, одежда.

Характерным признаком является появление двигательных стереотипий (стимов), которые проявляются в бесцельной перестановке предметов, пересыпании песка, переливании воды. Ребенок может периодически повторять жесты или мимические гримасы, отдельные слова.

Нарушение восприятия раздражителей проявляется в ситуации, когда дети воспринимают слабые сигналы (легкое прикосновение) и бурно реагируют на них, а сильные (громкий звук или свет) оставляют без внимания.

Постановка диагноза

Диагностика заболевания основывается на появлении следующих расстройств:

  • Нарушение формирования социальных контактов с окружающими людьми;
  • Сложности в общении;
  • Стереотипность двигательных реакций на фоне гиперактивности или моторной заторможенности;
  • Речевые расстройства (задержка речи, эхолалия, отказ от использования для общения);
  • Эмоциональные нарушения (агрессия, аутоагрессия, отсутствие привязанности к близким людям).

На фоне перечисленных психологических и психиатрических проблем может присоединиться синдром гидроцефалии, который сопровождается головными болями. Присоединение неврологической симптоматики требует проведения инструментальных обследований:

  • Компьютерная томография (КТ);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

У детей с судорожными приступами необходимо обследовать биоэлектрическую возбудимость головного мозга с помощью электроэнцефалографии.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после комплексного клинического осмотра (психиатр, невропатолог, психолог, педиатр) и инструментального дополнительного обследования.

Лечение и коррекция

Занятие с мальчиком с аутизмом

Полностью вылечить ранний детский аутизм невозможно. Но сочетание медикаментозного, физиотерапевтического и психолого-педагогического методов коррекции позволяет максимально адаптировать ребенка к жизни в обществе.

Показано применение следующих групп лекарственных препаратов:

  • Ноотропы для стимуляции неактивных нейронов (Ноотропил, Пантогам);
  • Пептидные препараты на основе мозговой ткани животных (Кортексин, Церебролизин, Цереброкурин);
  • Метаболические средства для стимуляции речевой активности (Когитум, Мексидол, Энцефабол);
  • Седативные средства для снижения повышенной возбудимости и агресивности (нейролептики, транквилизаторы);
  • Адаптогены (женьшень, элеутерококк) при вялости и апатии;
  • Антидепрессанты (Амитриптилин);
  • Витаминно-минеральные комплексы, жирные ненасыщенные кислоты (омега-3).

Медикаменты дают оптимальный эффект при раннем назначении, возраст 1-2 года наиболее благоприятен для коррекции.

Для детей с аутизмом также рекомендуется соблюдать определенную диету.

Для активизации неактивных зон коры головного мозга необходимы занятия с логопедом, дефектологом, рефлексотерапия с применением акупунктуры, микротоковая рефлекторная стимуляция лобных долей.

Также при аутизме у детей используют следущие методы терапии и коррекции: ABA-терапия, Сенсорная интеграция, Кинезотерапия. К альтернативным методам относят: Дельфинотерапию, Иппотерапию, Канистерапию.

Занятия с психологом и обучение по специальным методикам позволяют облегчить контакты с окружающими.

Что дальше? Варианты развития и прогноз

Ребенок с аутизмом

Ранний детский аутизм при злокачественном течении может привести к полной социальной изоляции. У ребенка может сохраниться эмоциональная связь с родителями, некоторые дети полностью отказываются от контактов.

При проведении комплекса восстановительных мероприятий малыш может удовлетворительно приспособиться к жизни в обществе. Такой ребенок может иметь ограниченное число социальных контактов, очень важным моментом является освоение практических навыков и профессиональных навыков. Это даст возможность реализовать творческие способности, реализовать себя как личность, а также поможет не замыкаться в себе и поддерживать общение.

Коррекционные занятия способны справиться с психологическими нарушениями и при достижении совершеннолетия может наступить удовлетворительная социализация.

Ведущая роль в приспособлении детей с аутизмом к окружающему миру принадлежит родителям. Их усилия в организации коррекции, правильное взаимодействие с ребенком и создание благоприятной психологической атмосферы значительно смягчают течение заболевания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector