Коррекция аутизма у детей

Коррекция аутизма у детей

Коррекция аутизма

Аутизм привыкли ассоциировать со страшной болезнью, лишающей возможность жить на одной волне с остальным миром и гармонично развиваться в условиях социума. Несмотря на все исследования, методы терапии и коррекции, многие родители боятся даже представить себе, что они будут делать, если особый путь развития их ребенка окажется одним из признаков аутизма. Нельзя с уверенностью назвать аутизм болезнью, ведь он не поддается лечению полностью, можно лишь скорректировать проявления аутизма и научиться жить с некими особенностями, как в поведении, так и в восприятии. Поэтому куда корректнее говорить «расстройство аутистического спектра», «человек с особыми потребностями» или «человек с особенностями развития».

«У вашего ребенка аутизм». Что дальше?

Мальчик рисует мелком

Чаще всего первые странности в поведении ребенка начинают настораживать родителей в раннем возрасте. Стоит отметить, что в России не существует диагноза «аутизм», но есть диагноз «ранний детский аутизм», что говорит о заметных проявлениях особенного поведения именно в раннем детском возрасте. У некоторых детей ярко выраженные признаки проявляются позже, например, в 4 года или перед походом в школу, в 5 или 6 лет.

Родителям нужно помнить, что несмотря на отсутствие подходящей для всех схемы лечения, существует целый ряд методик коррекции РАС, подходящих детям разного возраста с различными потребностями и особенностями.

Аутизм — не приговор на всю жизнь и не повод для разочарований как в своей жизни, так и в будущем ребенка.

Взрослым родственникам, окружающим ребенка с особыми потребностями, приходится переживать сильные психологические потрясения, а также проходить через серьезные внутренние изменения. С момента постановки диагноза цель близких не вылечить болезнь, а научиться жить с ней и помогать делать то же самое ребенку, проходить с ним весь путь, ведь одной только помощи специалистов недостаточно. Важно поддерживать хорошие внутрисемейные отношения для создания безопасной среды вокруг ребенка и его социализации в той мере, в которой это возможно.

Первые шаги и помощь специалистов

Мальчик на занятие со специалистом

После того, как диагноз определен, а родители и близкие хотя бы частично осознали с чем им предстоит иметь дело, важно заручиться поддержкой специалистов, с которыми общение будет продолжаться достаточно долгое время. Некоторые могут меняться по ходу того, как будет выполняться коррекция аутизма, некоторые продолжат вести психологическое консультирование на протяжении нескольких лет и более. Помимо психолога, логопеда и других врачей для ребенка, родителям также будет необходима помощь специалиста — психолога или психотерапевта. Врачи данного профиля помогут перенастроиться на ритм жизни с ребенком аутистом и подскажут как вести себя с ним, а также с окружающими, которые порой настроены резко негативно или испытывают страх к этому диагнозу. Также стоит узнать о возможности посещения различных групповых занятий, проконсультироваться насчет литературы для приобретения теоретической базы и для получения информации о самых эффективных методах коррекции и терапии.

На сегодняшний день во многих крупных городах существуют реабилитационные центры, специализирующие на детях с особыми потребностями и с отклонениями в развитии, различные службы ранней помощи. Также родители могут рассчитывать на пособие по инвалидности и ежемесячное пособие при должном оформлении и постановке на учет. Есть возможность получения особых льгот на лекарства и занятия со специалистами в заведениях с особым уклоном.

Правила взаимодействия с ребенком с аутизмом

Специалист играет с ребенком с аутизмом в юлу

Аутизм проявляется по-разному, каждый случай индивидуален. Но есть общие рекомендации, которые могут значительно облегчить взаимодействие ребенка с окружающими взрослыми, особенно с родителями. А им, в свою очередь, эти простые принципы помогут лучше понять свое чадо.

  • Стоит принять состояние ребенка как нечто само собой разумеющееся, ведь с проявлениями аутизма ему придется мириться весомую часть своей жизни;
  • Для того, чтобы избежать приступов и сильных срывов, необходимо составлять ежедневные графики, планировать день и приучать ребенка следовать такому планированию. Это поможет не только дисциплинировать, но и уберечь его от слишком большого или малого расхода собственной энергии в течение дня;
  • Параллельно с лечением и терапией нельзя забывать и о воспитании. Детям с аутизмом так же, как и остальным, необходимо прививать нормы морали и этикета, объяснять простые бытовые жизненные правила;
  • Не принуждайте ребенка к каким-либо занятиям или упражнениям, если они ему не нравятся. Правильнее в таком случае понаблюдать и выяснить, чего он желает, а также обеспечить комфорт и поддержку как дома, так и в окружении других людей.

Специалисты проводят занятие с девочкой с аутизмом

Не стоит срываться на ребенке и обвинять его во всех недостатках и проблемах. Если один из родителей чувствует, что не выдерживает ответственности и эмоционального напряжения, возможно стоит обратиться к специалисту, который назначит курс терапии или лекарства для предотвращения развития таких заболеваний, как депрессия, тревожное расстройство и других. В этом нет ничего удивительного, ведь на психику взрослых близких оказывается колоссальное давление, во многом благодаря сложившимся в обществе стереотипах о детях с аутизмом.

Методы коррекции аутизма

Занятие физической терапией с девочкой с аутизмом

Единой системы помощи при данном диагнозе не существует, однако, на данный момент мы имеем большое разнообразие методов коррекции  РАС и аутизма. Эффективность некоторых из них не доказана, некоторые подходят и помогают не всем, другие слишком новы и еще не прошли проверки опытным путем. Ниже представлены наиболее результативные методы терапии.

  • Медикаментозное лечение — служит для облегчения некоторых симптомов и периодических приступов, но подходит далеко не всем;
  • Биомедицинское лечение — в данном случае речь идет о различных диетах, добавках, витаминах и других комплексных мерах для улучшения физического состояния ребенка;
  • Физиотерапия и электростимуляция мозговой активности;
  • Психологические и поведенческие методы коррекции аутизма.

При любой, даже тяжелой форме аутизма, самыми действенными способами оказываются те, которые применяются комплексно, например, медикаментозное лечение и коррекционные занятия.

На методах коррекции стоит остановиться подробнее, т.к. обычно они дают самый заметный результат и помогают ребенку адаптироваться. В первую очередь они направлены на работу с аутичными детьми дошкольного возраста.

ABA-терапия
ABA-терапия
  • АВА-терапия основана на контроле антецедентов — стимулов, которые предшествуют поведению. С помощью анализа ситуаций и стимулов, приводящих к определенным реакциям, можно эти реакции свести на нет, исключив повторное попадание ребенка в такие же ситуации или обстановку, другими словами, изменив условия возникновения реакций.
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция
  • Сенсорная интеграция — одна из форм оккупационной терапии, помогающая усилить у ребенка сенсорное (тактильное) восприятие, развить вестибулярный аппарат (баланс), и дать ребенку лучшее восприятие своего собственного тела (проприоцептивное восприятие).
Физическая терапия
Физическая терапия
  • Физическая активность невероятно важна для детей с аутизмом. Физические упражнения способствуют и физическому и умственному развитию ребенка, развивают крупную моторику и помогают лучше справляться с такими задачами, как: бег, прыжки, игра в мяч. Следует понимать, что программа физической терапии должна составляться и проводиться специалистами.
Кинезотерапия
Кинезотерапия
  • Кинезотерапия также способствует улучшению отношения ребенка к своему телу и совершенствует его моторику и двигательную активность. Данный метод коррекции заключается в использовании лечебных движений и упражнений, направленных на разработку и улучшения подвижности крупных и мелких суставов, сегментов позвоночника, увеличения эластичности сухожилий, мышечной ткани.
Арт-терапия
Арт-терапия
  • Развивающие занятия с элементами и приемами из арт-терапии также приносят результат при работе с детьми с аутизмом. Творческая деятельность, различные приемы самовыражения через использование множества материалов и техник, способствуют улучшению коммуникативных навыков, а также установлению доверительных отношений со специалистом, проводящим арт-терапевтические сессии. Во время таких занятий у ребенка появляется возможность абсолютно нетоксично для себя и окружающих выплеснуть свое эмоциональное напряжение, страхи и внутреннюю агрессию.Занятие с ребенком с аутизмом

Коррекционная работа с детьми с аутизмом должна носить комплексный характер и строиться на основе индивидуальных особенностей ребенка. При таком подходе достигается наибольшая эффективность и терапевтический эффект.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector