Игры для детей с аутизмом

Игры для детей с аутизмом

Игры для детей с аутизмом

Аутичный ребенок отличается комплексом расстройств в поступках и рефлексах, мешающих нормальному общению, регуляции своего поведения и адаптации в обществе, которые являются весьма значимыми в современном мире. Такие дети лишены основных навыков для нормального существования. Игры для детей с аутизмом — это не просто развлечение, но и важное звено обучения. Вся коррекционная работа с аутистами в детском возрасте основывается на развивающих игровых методиках. Задача довольно сложная и занимающая много времени.

Как играют аутичные дети

Как играют дети с аутизмом

Скорее всего, первоначально ребенок с нарушением коммуникативного спектра не будет реагировать на попытки установить с ним контакт. Поэтому продумывать и планировать игры для аутистов необходимо, опираясь на его реальный потенциал. Придется потратить немало усилий, чтобы найти к нему подход. Произвольные игры таких детей не похожи на те, которые занимают сверстников. Для вовлечения их в игру требуется огромное терпение и большая подготовительная работа, учитывающая индивидуальные особенности и готовность самого ребенка.

Наиболее затруднительны для детей с аутизмом – игры с другими детьми. Включение ребенка в них невозможно без специальных коррекционных занятий, ориентированных на социальную адаптацию малыша и развитие его коммуникативных способностей.

Малыш с аутизмом выстраивает мячики рядами

В случае с аутизмом не существует стандартных рекомендаций – каждый ребенок обладает неповторимостью, поэтому и игры следует отбирать с учетом особенностей его личности. Причем занятия должны быть комплексными и преследовать цель не только вовлекать малыша в коммуникацию, но и развивать его. Можно присоединять к такой деятельности даже прием назначенных доктором лекарственных препаратов.

Достоин внимания тот факт, что не требуется изобретать особенных игр для детей с ранним детским аутизмом, им прекрасно подойдут обыкновенные развлечения, характерные для их обычных ровесников. Проблема заключается в трудности вовлечения аутистов в коллективные занятия – так, чтобы ребенок заинтересовался, откликнулся, присоединился, перенимал действия или даже проявил инициативу.

Виды и цели игр

В настоящее время в рамках существующих игровых методик для маленьких аутистов разработаны специальные программы, позволяющие методично справляться с восполнением недостающих возможностей и трудностями нормализации поведения аутичных детей. Эти разработки базируются на различных формах игрового общения с детьми и предоставляют возможность наладить занятия всевозможного типа:

  • игру на отработку прямого сотрудничества;
  • игру с повседневными предметами;
  • сюжетные игры;
  • сенсорные игры;
  • игры на развитие речи;
  • игры, предполагающие выполнение какой-либо роли;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры с соблюдением правил.

Перед началом взаимодействия рекомендуется:

  • оценить состояние ребенка в настоящий момент;
  • установить первоочередную задачу;
  • учитывать степень вовлечения ребенка в игровые действия и проявление его интереса;
  • прислушаться к желаниям малыша;
  • присоединиться к его любимой игре или предложить элементы игровой деятельности на основе его излюбленных занятий.

Для родителей особенного ребенка важно поддерживать правильную манеру общения с ним:

  • принятие состояний малыша;
  • внимательное наблюдение за его реакцией;
  • выявление интересующих его моментов;
  • обеспечение комфорта в процессе игр;
  • соблюдение порядка проведения занятий.

Необходимо найти такие игры, которые будут доставлять ребенку удовольствие, эмоционально бодрить его, подтолкнут к реагированию. Родители или воспитатели должны с помощью смыслового разъяснения и тормошащих прикосновений способствовать тому, чтобы игра:

  • отображала его практику и впечатления;
  • включала в коммуникацию;
  • выявляла суть вещей и событий;
  • предоставляла новые навыки и умения;
  • позволяла овладевать новыми моделями поведения.

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Сенсорные игры с аутичными детьми
Занятие с природными материалами. Девочка разглядывает в лупу растение.

При начале занятий нередко получается, что малыш просто не замечает присутствия взрослого, напрягается или проявляет агрессию. Сенсорная деятельность дает возможность ребенку избавиться от чувства страха перед неизвестностью, установить с ним контакт. Цель таких игр заключается в том, чтобы предоставить аутисту новые осязательные и иные ощущения. Чувственный компонент в общении имеет для ребенка с РАС существенное значение. Этот тип занятий позволяет реализовать множество важных задач:

  • налаживание взаимопонимания и доверительных отношений с родителем;
  • обретение основных сведений о внешнем мире;
  • переживание благоприятных эмоций;
  • устранение напряженности;
  • испытание новых сенсорных ощущений;
  • приноравливание к исполнению новых функций.

Нельзя упорствовать в случае, если ребенок демонстрирует нежелание вступать в контакт, однако позже следует воссоздать ситуацию. Вариантов сенсорных игр создано множество, к ним относятся занятия с красками, водой, тенью, мыльными пузырями и другие.

Игры с красками

Рисование пальцами
Рисование руками – полезное и развивающее занятие для ребенка с аутизмом

Для этого необходимы пластиковые стаканчики с водой и набор акварельных красок, которые одну за другой разводят в посуде. Как правило, малыш внимательно наблюдает за растворением краски в воде, и со временем у него может возникнуть желание принять участие в разведении красок, а потом и разливании воды. Способно заинтересовать ребенка и перемешивание разнообразных красок. Можно организовать трапезу для кукол, усадив их за стол и налив в стаканы жидкость, подкрашенную разными цветами.

Девочка в ванне рисует на себе руками
Девочка в ванне рисует на себе руками

Не менее полезным и развивающим занятием для ребенка с аутизмом будет рисование пальцами. Научите ребенка погружать руки в тарелочки с различными красками и делать отпечатки рук на бумаге или других поверхностях. Вы также можете проводить занятия в ванной и разрешать малышу рисовать руками на стенах и даже на самом себе.

Игры с водой

Игры с водой для детей с аутизмом
Игры с водой для детей с аутизмом

Многие дети обожают возиться с водой: брызгаться, переливать. Кроме того, это занятие обладает терапевтическим воздействием. В качестве вспомогательных средств пригодятся пузырьки и другие емкости. В тазике часто устраивают бассейн для плавания игрушек и купания кукол.

Игры с мыльными пузырями

Ребенок играет с мыльными пузырями

Такие занятия вызывают восторг у детей-аутистов, требующих многократного воспроизведения процедуры, однако сами не пытаются их выдувать – на это нужно определенное умение и развитое дыхание. Заинтересовать их в самостоятельном производстве радужных пузырьков можно с помощью многообразных трубочек. Интересно будет создание на глазах у ребенка пенного дворца в тазике со стиральным средством. Возможно, постепенно ему захочется самому попробовать это сделать.

Игры со свечками

Для этого занятия с аутичным ребенком потребуются разные виды свечей: обыкновенные, плавающие, для именинного пирога. Можно научить малыша задувать их, пройтись с ними по комнатам, посветив себе, или придумать другие развлечения. Главное, чтобы ребенок не боялся.

Игры с освещением и тенями

К ним относится наблюдение за лучиком света и попытки его поймать на стене, а также силуэты на поверхности с помощью настольной лампы или свечением фонаря. Интересно ребятишкам следить за простым сценарием театра теней, который родители показывают посредством сложенных ладоней.

Игры с зерновыми продуктами

Сенсорная игра с фасолью
Сенсорная игра с фасолью

Ещё один вариант сенсорных игр – игры с зернами. Место для занятия – кухня. Материал можно выбирать любой:

  • горох;
  • гречку;
  • фасоль;
  • рис.

Выполнение заключается в погружении ладоней в миску, наполненную крупой. Предложив ребенку спрятать ручки туда, просим пошевелить пальчиками, при этом он испытывает приятные ощущения. Можно заниматься пересыпанием крупы совочком, поиском спрятанных туда мелких игрушек или устройством дождя из крупы, а также приготовлением игрушечной пищи.

Игры с пластичными материалами

Для этой цели пригодится пластилин, тесто, глина. После показа ключевых способов лепки на первых порах ребенку потребуется помощь, чтобы он освоил самые простые действия. Затем можно приступать к созданию шариков (ягодок), колбасок и тонких макарон.

Важно! Нужно иметь в виду, что дети с аутизмом часто отвергают пластические материалы в результате имеющихся у них сенсорных нарушений.

Звуковые игры для детей аутистов

Ребенок с аутизмом играет на электорнном пианино
Ребенок с аутизмом играет на электорнном пианино

Наиболее восприимчивая зона аутичных детей – слух. Изоляция от общества вызывает утрату малышом возможности слухового мировосприятия и учебных способностей. Возобновлению взаимосвязи с окружающим миром и восстановлению психического равновесия служат звуковые занятия с аутистом.

Важно, чтобы на первых порах звучание было приглушенным: громкий шум может напугать малыша, вызвать его негативную реакцию. Лучшим вариантом будет:

  • шуршание бумаги;
  • тихий звон колокольчика;
  • погремушка.

Ребенок с РАС должен постараться угадать, что именно производит шум.

Для упражнения на определение высоты звука необходимо наличие настоящего или игрушечного пианино. Игра со звучанием представляет собой сказочный вариант. Нажимая клавиши высокого регистра, можно прокомментировать, что так капает дождик. Низкие звуки соотносятся с голосом мишки.

Многим детям нравится занятие, основанное на прослушивании аудиозаписей из знаменитых классических произведений по мотивам сказок с одновременным просмотром иллюстраций. Продолжительность отрывков не должна быть слишком длинной.

Важно! В процессе звуковых игр непременно нужно соблюдать основное правило: звучание должно быть негромким, не пугать ребенка, а доставлять ему удовольствие.

Игры на развитие контакта и речевые игры

Коммуникативные занятия с включением в них речевых и логопедических моментов являются жизненной необходимостью для аутичных ребятишек, у которых с ранних лет утрачена сознательная и чувственная связь с внешним миром. Дело в том, что коммуникация представляет собой не только словесное выражение, а все представления, упрощающие постижение и передачу мыслей. При обучении аутиста следует отталкиваться от зрительного и слухового восприятия, на 80% способствующих формированию у детей сведений о мире.

Характерной особенностью развития у малышей контактности и речи считается мотивация, которая для большей части детей заключается в пищевых потребностях. Кроме того, хорошими мотиваторами могут стать:

  • любимые игрушки;
  • избранные персонажи мультфильмов;
  • катание на качелях или игрушечном автомобиле;

Специалисты рекомендуют называть испытываемые ребенком чувства. Регулярное озвучивание определенного ощущения позволит малышу понять и запомнить это слово. К примеру, пришедшему на кухню в поисках пищи ребенку надо говорить, что он хочет есть, и предложить повторить фразу от первого лица. В этом поможет речевая специфика детей с РАС – длительность этапа эхолалии.

Карточки с эмоциями для детей с аутизмом
Карточки с эмоциями для детей с аутизмом

Психологи советуют использовать в работе с маленькими аутистами визуальную поддержку в виде карточек, изображающих эмоциональные состояния, поскольку проявление чувств является значимым этапом для освобождения и установления контакта.

Родителям следует разговаривать с аутистом в том же стиле, что с обычным ребенком:

  • формулировать правила;
  • понимать эмоции и мысли;
  • совещаться и прислушиваться к мнению;
  • моделировать речевые ситуации и языковые конструкции.

Игры по возрастным группам

Приемы развития зрительного и слухового восприятия считаются наиболее значимыми в процессе обучения детей с РАС на различных этапах формирования. Они помогают улучшить внимание, видеть различия предметов и копировать модели и последовательность поведения, учат реагировать на знакомый звук, развивают опыт сравнения.

Как играть с малышами до 3 лет

Игры для малышей с аутизмомГрудных детей до года надо учить наблюдать за игрушкой или предметом с сохранением внимания к ней, что способствует развитию зрительного восприятия, а для совершенствования мелкой моторики можно попробовать дать ему подержать предмет. Специалисты рекомендуют упражнение по нахождению конфеты, спрятанной под чашкой, стоящей в ряде двух других, и становящейся для малыша вознаграждением в случае удачи. Можно предложить определить местонахождение кубика, упавшего со стола на пол.

Позже предлагают маленькому аутисту поискать три предмета, размещенных на виду в разных местах комнаты. В случае затруднения советуют указать ему на них. Для упражнения по подражанию стереотипу потребуются 4 кубика, бумага и фломастер, которым нужно обвести контур предмета.

Слуховые ассоциации формируются с помощью ручного звоночка, который используется перед комфортным для малыша занятием, например, купанием или поездкой на автомобиле, а также соотнесение двух отличающихся забавных звуков с различными действиями. С детьми постарше играют, используя два одинаковых экземпляра трех источников звука (для себя и для ребенка): говорящую игрушку, колокольчик и трещотку. Желательно добиться от аутиста, чтобы он правильно воспроизвел нужное звучание.

Для развития моторики подходят следующие игры:

  • захватывание рукой ложки;
  • ощупывание предметов;
  • зачерпывание ложкой сыпучих продуктов;
  • открывание коробки;
  • сворачивание бумаги;
  • пускание пузырей:
  • игры с прищепками.

Игры для детей от 3 до 7 лет

Собирание игрушки-конструктора

В этом возрасте нужно постараться добиться от ребенка с РАС, чтобы он воспроизвел фигуру из 5 кубиков, наблюдая, как это делает родитель. Улучшению зрительного восприятия служит занятие с вырезанными из цветной бумаги геометрическими фигурами, которые следует приклеить на бумажный лист. Малыш должен сравнить лежащие перед ним квадраты, треугольники и круги с теми, что уже наклеены заранее. Улучшить опыт сравнения цветов поможет упражнение по соотнесению цветных бумажных фигур с кубиками того же оттенка, а также копирование выкладывания последовательности бумажных фигур.

Развитию слухового восприятия способствует занятие по обучению ребенка-аутиста воспроизведению количества постукиваний по столу – для начала не больше двух раз. Формирование мелкой моторики возможно посредством занятий:

  • обведение пальчиком контуров предметов;
  • вкручивание гаек и болтов;
  • вырезание снежинок;
  • развешивание кукольного белья;
  • вдавливание кнопок в пробковую поверхность;
  • плетение коврика из бумажных полосок.

Игры для младшеклассников с РАС

Игры для младеклассников с аутизмом

 

На этапе начальных классов дети с аутизмом начинают отличаться от сверстников, которые часто негативно реагируют на эти различия. В работе тьютора и педагога рекомендуется использовать занимательные виды деятельности, чтобы заинтересовать аутичного ребенка и установить с ним контакт. Важно суметь сохранить его сосредоточенность на выполнении задания. Развитию навыков коммуникации, внимания и моторики служат следующие упражнения для детей с аутизмом, которые помогут догнать ровесников:

  • «шпионские игры», при которых надо максимально подробно описать предмет и указать на него в помещении;
  • игра «угадай-ка», в ходе которой ребенку с завязанными глазами дают в руки простой предмет (кубик или чашку) и просят назвать или описать его, если аутист вербален, а в случае неспособности разговаривать – показать на картинке;
  • рисование на бумаге «портрета», изображающего различные эмоции (радость, грусть);
  • «дискотека» под любимую музыку, способствующая развитию счета, чувства ритма и координации;
  • кукольный театр из импровизированных или реальных игрушек на веселый сюжет.

Критерии выбора игрушек для детей с РАС

Ребенок с аутизмом в бассейне с шариками

Предметы для развлечений детей с аутизмом отличаются от предпочтений их обычных сверстников. Чаще всего им нравятся забавы младшей возрастной категории, и современные производители ответственно подходят к разработке своих обучающих наборов игр для детей с аутизмом, выполняя их из специальных материалов, помогающих успешно осваивать мир. Будучи креативными личностями, эти малыши обычно отыскивают собственные методы изучения предметов. Основной задачей игрушек для детей с аутизмом является стимуляция слабо сформированного осязания. Полезны следующие виды игрушек:

  • товары с включением музыкальных элементов;
  • книжные изделия из ткани и картона;
  • кубики с картинками, символами и знаками;
  • объемные фигурки.

Способствуют общению с ровесниками и взрослыми настольные игры с аутичным ребенком, учитывающие уровень ограничения возможностей ребенка.

Мальчик с аутизмом играет в конструкторДети с РАС, воспринимающие все новое с опасением, каждую новую игру встречают настороженно, поэтому при приобретении вещей желательно руководствоваться принципом подобия: выбирать такие, которые предпочитает малыш. Однако однообразие таит и риск: отказ восприятия новой игрушки может спровоцировать откат развития ребенка на старые позиции, поэтому нужно все-таки искать варианты.

Количество игрушек не должно быть излишним, чтобы у ребенка не возникало ощущение беспокойства. Игрушки для малышей с РАС должны быть нужными, полезными, привлекательными и нравиться их владельцам. Кроме того, детей потребуется научить обращаться с ними. При желании малыша рекомендуется приобрести надувной батут – он будет полезен для коррекции нарушения контакта с собственным телом и контроля над ним. Пойдут на пользу и пазлы, развивающие терпение и сосредоточенность, сначала простейшие, затем все более сложные.

Игры аутистичных детей отличаются от тех, которые занимают их сверстников. Часто родителям сложно или скучно заниматься с такими детьми их специфическими занятиями, однако без помощи взрослых у них ничего не получится. Игры способствуют налаживанию контакта с особенным ребенком и развивают его слуховое и сенсорное восприятие, включают его в общение с окружающим миром. Приложив максимум усилий для систематической адаптации аутиста, любящий родитель с помощью специалистов может добиться хороших результатов.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector