Аутизм у подростков

Аутизм у подростков

Аутизм у подростков

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека.  Физические и гормональные изменения, происходящие в организме ребенка в эти годы, оказывают сильное влияние на его поведение, настроение и состояние здоровья. Для родителей аутичных детей этот период будет особенно не прост.

Как типичные в подростковом возрасте «бунтарские» вспышки будет проявляться у детей, уже имеющих сложные поведенческие особенности? Что ждет подростка с аутичными чертами в школе и как будут складываться отношения со сверстниками? Эти вопросы рано или поздно возникают в каждой семье, где есть аутичный ребенок.

Число подростков с РАС возрастает

Девочка-подросток с аутизмом

Аутизм — проблема, о которой ещё совсем недавно знали только не многие. Сегодня статистические данные говорят нам о том, что число детей с расстройством аутистического спектра растет с каждым годом. По данным американских исследований, в период с 2014 по 2018, количество детей с РАС увелличилось на 15%, что выражается в следующих цифрах: 1 из 59 детей сегодня, относительно 1 из 68 детей четыре года назад.

Исследования в области аутизма на данный момент всё ещё находятся на начальной стадии, в особенности мало данных о протекании болезни у подростков и юношей.

Сегодня многие родители имеют детей с аутизмом, вступающих в подростковый возраст или уже являющихся подростками. Для родителей таких детей важно иметь как можно больше информации, чтобы помочь своим детям и постараться облегчить им период взросления.

Особенности психического и социального развития

Трудности коммуникации у подростков с аутизмом

Физическое развитие подростков с аутизмом имеет свои характерные признаки. В связи с задержкой гормонального развития, пубертатный период у этих детей может начаться значительно позже, возможен недобор в весе и отставания в росте.  Опасным периодом является возраст 11-14 лет, так как могут начаться эпилептические припадки, но такое явление крайне редко и встречается только при очень сильных нарушениях.

Аутизм имеет широкий спектр и период взросления будет сказываться на каждом ребенке по-разному. В целом же родители могут ожидать следующие изменения:

  • В подростковом возрасте у многих подростков с РАС заметно снижается детская гиперактивность, на смену может прийти пассивность, отсутствие подвижности и интереса к чему-либо.
  • Снижается уровень агрессии и самоагрессии, однако проявляться это может более интенсивно и резко.
  • Менее выраженной становится стереотипность поведения. Это связанно с тем, что взрослея, ребенок начинает овладевать новыми навыками, что дает ему чувство уверенности. Также легче воспринимаются различные изменения, например в обстановке или режиме дня.
  • В период взросления дети с аутизмом начинают стремиться к контакту с окружающими, сам проявлять инициативу общения. Однако сложности с пониманием подтекста ситуации, эмоций, выражений лиц по-прежнему остаются.

Уровень интеллектуального развития подростков с РАС может быть очень разным, об этом свидетельствуют результаты многочисленных тестирований, проводимых среди этих детей,  однако большинство из них имеет умственную отсталость. Такие дети успешно справляются с задачами, требующими точности и запоминания, но испытывают трудности с рассуждением, обобщением и символизацией.

Подростки с аутизмом в школе

Дети с аутизмом и школа

Для семей аутичных детей крайне важно добиваться того, чтобы их ребенок посещал школу, а не оказался на надомном обучение. Новая не простая для ребенка среда, будет стимулировать его дальнейшее развитие. С особой серьезностью стоит подойти к выбору первого учителя. В начале обучения в школе для детей с аутизмом особенно важно доброжелательное, дружеское отношение со стороны учителей и других детей. Оказание ребенку поддержки и психологической помощи в период школьного обучения, поможет раскрыть его интеллектуальные способности и развить социальные навыки.

Подростки с аутизмом с высоким интеллектуальным уровнем могут проявлять сильное увлечение различными школьными предметами. Пытаясь таким образом компенсировать трудности в общение, они могут достигать больших достижений в учебе, что становиться для них способом выразить себя и контактировать с окружающим миром. Также это помогает им достичь определенного социального статуса среди других детей.

Другая причина сверхсильного увлечения учебой — овладение знаниями, помогающими обрести определенную уверенность и «контроль над ситуацией». Обычно подростки с РАС увлечены физикой, химией, биологией и электроникой.

Настольными книгами подростка с аутизмом скорее всего будут всевозможные словари и энциклопедии, научно-популярная литература — всё то, что помогает систематизировать и упорядочивать знания.

Дома таким детям требуется постоянная помощь родителей при выполнении домашних заданий и самых обыкновенных бытовых дел. Иногда это может вызывать трудности, так как в период взросления подростки с расстройством аутистического спектра, так же, как и их сверстники, начинают стремиться к определенной независимости и самостоятельности, но при этом очень нуждаются в помощи взрослых.

Что касается негативных форм поведения, например увлечение алкоголем или курением, распространенных среди юношей и девушек этого возраста, для подростка с аутизмом они не свойственны. Обычно эти дети большую часть времени проводят дома и сильно привязаны к родителям.

Отношения со сверстниками

Отношения со сверстниками

В подростковом возрасте у детей с аутизмом появляется всё больше интереса к общению с другими людьми, однако сложность в понимание чувств и эмоций окружающих у них по-прежнему остается. Непонимание мимики, интонаций, намеков ведет к невозможности полноценного общения. Особенную сложность могут вызвать попытки общения со сверстниками. Подростки, как известно, не особенно принимают в свой круг общения «странных» детей, они могут подшучивать, дразнить, делать розыгрыши, аутичный ребенок не всегда будет понимать это. Стремясь завоевать внимание и признание сверстников, он может выполнять неприемлемые просьбы, например произносить нецензурные слова. Зная о навящевой увлеченности аутичного подростка определенной тематикой, одноклассники могут специально напомнить ему об этой во время урока. Начав говорить на любимую тему, его уже сложно будет остановить, в результате урок будет сорван, что также негативно отразится на отношениях с учителем.

Более благоприятный вариант вхождения ребенка в социум — это найти для него группу по интересам. Благодаря своим энциклопедическим познаниям в конкретной области, подросток сможет завоевать уважение и пользоваться авторитетом у других членов этой группы, невзирая на странности поведения.

Специализированная помощь подростку с аутизмом

С возрастом, подросткам с аутизмом все так же необходима коррекционная терапия и психологическая помощь. Однако теперь основная работа должна быть направлена на освоение конкретных навыках и их практическое применение в жизненных ситуациях.

Обучение бытовым и социальным навыкам

Обучение ребенка с аутизмом навыку мытья рук

Практически все подростки с аутизмом, вне зависимости от их интеллектуального уровня, испытывают сложности при выполнение простых ежедневных действий. Помыть чашку или почистить зубы, может оказаться для них непосильной задачей. Для обучения подобным навыкам этим детям требуется занятия со специалистом. В процессе обучения педагог помогает ребенку разбить сложное действие на простые и понятные шаги. Отработка каждого шага может занимать весьма длительный промежуток времени, но в результате ребенок овладеет необходимым ему навыком и сможет применять его в жизни.

Также дела обстоят и с социальными навыками. Подростки с аутизмом не всегда понимают, что им нужно сказать в различных жизненных ситуациях, как правильно поздороваться или извиниться. Отработка этих ситуаций со специалистом значительно облегчит ребенку жизнь, а применение усвоенных знаний на практике поможет чувствовать себя уверенней.

Обучение бытовым навыкам подростка с аутизмом

Специальная среда обучения

Для людей с расстройством аутистического спектра была разработана специальная программа TEACCH, учитывающая их особые нужды и специфику усвоения нового материала. В программе делается акцент на визуальной подаче информации, а также учитываются сложности, имеющиеся у людей с аутизмом, это прежде всего коммуникативные сложности и проблемы внимания.

Программа TEACCH не является терапевтическим методом, она скорее помогает людям с аутизмом лучше понимать происходящее вокруг и получать информацию в наиболее доступной для них форме.

Работа с коммуникативными навыками

Трудности коммуникации у подростков с аутизмом

Коммуникативные сложности характерные для детей с аутизмом, переходят с ними и во взрослую жизнь. Не смотря на то, что определенный прогресс в развитие коммуникативных навыков возможен, большинство людей с расстройством аутистического спектра будут испытывать сложности в общение в течение всей жизни. Помимо речи как таковой, сложностью для них является непонимание социальных взаимоотношений, они не понимают, как правильно начать разговор, как должен строиться диалог, какое поведение считается невежливым. Основная же проблема этих людей — невозможность испытывать эмпатию, сопереживать чувствам и эмоциям других. Неудачи в попытках общения могут вести к неудовлетворенности и снижению самооценки.

На данный момент не существует единого метода, помогающего существенно улучшить коммуникативные навыки людей с аутизмом. Наиболее действенные подходы включают в себя:

  • Начало коррекции в раннем возрасте
  • Программа занятий строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка
  • Коррекция нацелена и на коммуникацию и на поведение
  • Семья включена в процесс коррекции, таким образом обучение происходит не только на занятиях со специалистом, но и дома.

 

Для одних вербальное общение может быть достижимой целью. Для других целью может быть использование жестов, как альтернатива речи. Для детей и подростков с более глубокими нарушениями возможно обучение использованию специальных карточек с картинками. Для работы с речевыми дефектами, в процесс коррекции могут быть включены занятия с  логопедом. Параллельно может вестись работа по коррекции нежелательного поведения.

Некоторые дети показывают положительную динамику при прохождении программы ABA-терапии, другие лучше реагируют на терапию, основанную на отработки навыков в реальных ситуациях. Существуют также дополнительные подходы, такие как музыкальная терапия и сенсорная интеграция, нацеленные на улучшение способности получать информацию от органов чувств.

Медикаментозное лечение поможет улучшить внимание и сократить проявления нежелательного поведения, но длительное использование лекарственных препаратов нежелательно, так как может вызвать побочные эффекты. Также стоит отметить, что не существует ни одного медикаментозного средства, способного улучшить коммуникативные навыки при аутизме.

Социализация подростков с аутизмом

Подросток с аутизмом играет на пианино

Молодым людям с аутизмом нужно стараться обеспечить комфортные и привычные для них условия, при этом максимально способствующие развитию навыков в интересующих их областях.

При высоком уровне интеллекта, подростки с аутизмом могут проявлять интерес и незаурядные способности в определенных областях. Важно поощрять и развивать у них эти способности.

Даже если подросток с аутизмом посещает школу, важно включать в его жизнь и другие занятия, это может быть музыкальная школа, моделирование, изобразительное искусство, занятие спортом.

Важно, чтобы подросток продолжал взаимодействовать с социумом, продолжал учиться коммуницировать и осваивать различные навыки, что возможно лишь в среде, стимулирующей его на развитие и не возможно в изоляции.

Нужно отметить, что на данный момент в нашей стране нет организованной системы помощи и поддержки юношей и девушек с расстройством аутистического спектра. Эту задачу приходится брать на себя их семьям. Поэтому родителям подростков с РАС нужно запастись терпением и приложить все возможные усилия, чтобы помочь своим детям.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector